Дорогие друзья, сегодня наш постоянный участник рубрики "Мастера своего дела" Ниманихина Ольга Юрьевна, преподаватель изобразительных дисциплин, дизайна сценического костюма, психолог МБОУ ДОД ДШИ Краснодарского края, представит методическую разработку для педагогов дополнительного образования , занимающихся с детьми 4-6 лет по теме: «Нетрадиционные техники рисования».
Познавательного чтения...Бабочки, которых я видел летом.
Нетрадиционные техники: «знакомая форма – новый образ» (обведение кулака, ножниц, кисти руки или печать ею, печать листьями), монотипмя, набрызг.
Цель: совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках; развивать пространственное мышление; знакомить с симметрией и асимметрией на примере бабочки в природе и в рисунке.Оборудование: вырезанные из белой плотной бумаги силуэты различных симметричных и несимметричных предметов (гриб, чайник, чашка, цветок, человек и др.), белая бумага (20x20 см), гуашь, кисть, ножницы, простой карандаш, иллюстрации, фото бабочек, эскизы с изображениями бабочек различных видов, цвета, формы, выполненных в различных техниках.
Ход занятия:
Педагог спрашивает детей, каких насекомых они наблюдали летом. Рассматривает изображение бабочки, вырезанное из бумаги. Определяется, что одна из половинок очень похожа на другую. Педагог рассказывает, что существует очень много предметов, животных и растений, у которых половинки одинаковые. Они считаются симметричными. Те же, у которых разные половинки – асимметричными. В игровом упражнении «Половинки одинаковы?» ребята называют различные предметы, а взрослый проверяет, симметричны ли они (складывает изображение пополам).
Дети рассматривают иллюстрации, фото бабочек, эскизы, придумывают свои изображения, выбирают технику. Педагог объясняет, что от техники зависят цветосочетания, например, при монотипии цвета смешиваются, при печати ладошкой получается нечеткое изображение и т.д. При затруднениях он показывает способ создания изображения индивидуально.
Просмотр детских рисунков проводиться с заданием выбора выразительных образов: самая яркая бабочка, самая необычная, ночная и т.д.
На следующем занятии можно вырезать изображения бабочек и наклеить на картину цветущего луга, придумать название пейзажу с бабочками.
Я в подводном мире
Нетрадиционные техники: цветной граттаж, обведение ладони (всей кисти), восковые мелки+акварель, кляксография с трубочкой.
Цель: воспитывать эстетическое отношение к подводному миру и его изображению в различных художественных техниках; развивать чувство композиции и фантазию.
Оборудование: иллюстрации и эскизы с изображением морских животных и растений, материалы для цветного граттажа (лист красного или желтого картона формата А4, свеча, синяя гуашь с жидким мылом, кисть, палочка для процарапывания, гуашь обычная), материалы для обведения ладони (лист голубой бумаги форматом А3, простой карандаш, гуашь, кисть), восковые мелки, белая бумага формата А3 , трубочки, жидко разведенная гуашь в мисочке, кисть, гуашь в наборе).
Ход занятия:
Просматриваются видиоматериалы о подводном мире, аквариум, обсуждается, что необходимо рыбкам в аквариуме, чтобы чувствовать себя комфортно. Сравнивается, что нужно обитателям морских глубин, реки, аквариума (чем похожи и чем отличаются условия жизни).
Дети фантазируют, что было бы, если бы они могли опуститься под воду и остаться там долго? Кого бы там могли увидеть? Ответ предлагается нарисовать.
Техника выбирается при рассматривании эскизов. Внимание детей обращается на то, как по-разному можно нарисовать золотую рыбку, других рыб, водоросли и др. Обсуждаются возможности разных техник: например, водоросли получатся необычные, если их делать кляксографией, красивые медузы – если обвести кисть руки. Детям предоставляется свобода выбора техники рисования.
По ходу и окончании работы с каждым ребенком обсуждается, что он «увидел в подводном мире». Отмечается самый сказочный подводный мир, и подводный мир, похожий на настоящий; самый веселый или самый мрачный, красочный или темный, таинственный или простой, как в аквариуме.
У каждого ребенка выясняется, какие материалы и техники он применял, можно ли рисунки считать морскими пейзажами, или «маринами», как их называют художники, а детей – художниками-маринистами.
Животные, которых я сам придумал.
Нетрадиционные техники: кляксография, обведение ступни, кисти руки.
Цель: развивать фантазию при выборе содержания и способов изображения разными художественными техниками.
Оборудование: черная или цветная тушь в мисочке, белый лист (20x20 см) – для кляксографии можно два листа, пластмассовая ложечка, простой карандаш, гуашь, кисть, восковые мелки или фломастеры; эскизы с изображениями реальных животных разными техниками для стимуляции способности к комбинированию способов рисования.
Ход занятия:
Педагог рассказывает сказку об ожившей кляксе и других чудесах, сопровождая повествование своими рисунками:
«Однажды неаккуратная девочка Катя поставила в своей тетрадке кляксу, вот такую (рисует). Расстроилась Катя, уже хотела заплакать, вдруг видит – чудеса, да и только – у кляксы глаза появились (рисует). Заморгала клякса и говорит девочке: «Не удивляйся, мы все кляксы живые. На самом деле я сказочное существо, животное». У кляксы появились лапки, хвост (рисует). «Мы живем в волшебной стране, там еще живут ладошки» - сказала клякса.
- Ладошки? – удивилась Катя.
-Да. Обведи свою ладошку, и она оживет! (Показывает). А еще ножки (рисует). Видишь, как нас много, необычных животных!
- Ой, как здорово! Я так хочу попасть в вашу страну, только как это сделать? – закричала Катя.
-А ты нарисуй нас, и мы всегда будем с тобой! – ответила Кате клякса и пропала».
Дети рассматривают педагогические эскизы с изображением животных, обсуждают, каким из предложенных способов каких животных лучше рисовать. Педагог объясняет, что выбранным способом надо создать животное, не похожее на представленных на эскизах. На время выполнения рисунка педагогические эскизы убираются. Комбинирование образов знакомых животных приводит к фантазийным образам. Среди них выбирается самое необычное, самое добродушное, самое страшное сушество и т.д. У детей выясняется, какая техника помогла им фантазировать на бумаге.
Я люблю пушистое, я люблю колючее.
Нетрадиционные техники: тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном.
Цель: воспитывать эстетическое отношение к животным через их изображение в различных художественных техниках; упражнять в выразительной передаче фактуры, цвета, характера животного, зверя.
Оборудование: тонированная бумага бледно-зеленого и голубого (для филина) цвета, жесткая кисть, гуашь, скомканная бумага, поролон, тарелочки для печати, эскизы, фото, иллюстрации с изображением разных животных.
Ход занятия
Педагог читает стихотворение Б.Зоходера «Про все на свете»:
Все-все, все на свете, на свете нужны.
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтось без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд!
Кто делает мед, и кто делает яд!
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки,
И если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется!
Все-все, все на свете, на свете нужны,
И это все дети запомнить должны!
Дети высказывают свои впечатления от стихотворения, рассматривают фото, иллюстрации, сравнивают таких разных пушистых и колючих зверей: котенка и ежика, птиц: цыпленка и филина. Отмечают не только их различия, но и сходство. Предлагает придумать сказочных, необычных пушистых и колючих зверей, дать им соответствующие названия. Ребята выбирают художественные техники, наиболее подходящие для изображения пушистого (оттиск поролоном) и колючего (тычок жесткой полусухой кистью, скомканной бумагой). Рисуют понравившееся реальное или придуманное фантастическое животное, стараясь передать несложный сюжет. Рисунок дополняется изображением травы, цветов, грибов, веток, деревьев и превращается в пейзаж.
Дети рассматривают рисунки, выбирают самое пушистое, самое колючее животное, то, которое нравится, и наоборот. Всем животным придумываются названия (клички). Задается вопрос, можно ли картину с животным назвать пейзажем.
Моя любимая погода зимой.
Нетрадиционные техники: печать поролоном по трафарету, набрызг, рисование пальчиками.
Цель: воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в различных изобразительных техниках; упражнять в отображении состояния погоды в рисунках (ясно, метель): развивать чувство композиции, колорита.
Оборудование: иллюстрации или репродукции картин, рисунки детей за прошлые годы, бумага голубого и темно-серого цвета, уголь, белая и зеленая гуашь, мисочки для краски, тампоны поролоновые, жесткие кисти, трафарет, кусочки картона для набрызга, салфетки.
Ход занятия:
Педагог показывает детям две иллюстрации зимней погоды – ясно и морозно; метет метель. Читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина:
1)… Вот север, тучи нагоняя
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима…
2)… Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
Предлагается выбрать подходящие иллюстрации, определить, чем они отличаются и чем похожи, выделить основные признаки ненастной и ясной погоды зимой, решить, какие из них лучше изобразить. Дети рассказывают, какой зимний день им запомнился именно из-за погоды, описывают, как выглядели небо, деревья, земля.
Обсуждаются различные техники и способы изображения: снег изображается пальчиками, набрызгом; деревья – углем, печатью по трафарету (ели), кляксографией с трубочкой; небо голубым и серым; ветер обозначается склоненными деревьями. Рассматриваются детские работы за прошлые годы, определяются, какие техники использованы наиболее удачно. При затруднениях напоминаются или показываются приемы работы в выбранных техниках.
Выполненные рисунки группируются по темам: «Ясно и морозно», «Снегопад», « Сильная метель». Далее они оформляются: вставляются в рамки или паспарту. Получается подобие выставки. Дети выбирают понравившиеся и непонравившиеся и непонравившиеся работы, дают им названия.
Я в волшебном лесу
Нетрадиционные техники: печать поролоном по трафарету, тычок жесткой полусухой кистью, черно-белый граттаж.
Цель: развивать фантазию и творчество в рисовании нетрадиционными графическими техниками выразительного образа леса; развивать чувство композиции, колорита.
Оборудование: белая бумага формата А3 и А4, белый картон для граттажа формата А4, палочка для процарапывания, свеча, черная тушь с жидким мылом для граттажа, черная тушь и гуашь, уголь, жесткие и мягкие кисти, трафареты елей, поролоновые тампоны, иллюстрации, эскизы.
Ход занятия:
Детям предлагается представить, что они попали в дремучий лес, где растут старые-престарые, большие ели, живет старик Леший и Баба Яга. Они знакомятся с иллюстрацией Ю.Васнецова к сказке А Толстого «Три медведя», репродукцией картины И.Шишкина «Лесная глушь», обмениваются впечатлениями, фантазируют, кто еще может обитать в таком лесу.
Юные художники изучают эскизы волшебного дремучего елового леса, выполненные в разных техниках.
Педагог показывает, как с помощью угля можно создать пасмурное небо и темную землю; с помощью туши или гуаши – образ ели. Каждый выбирает технику, в которой будет работать, сказочных существ, населяющих лес. Рассматриваются детские рисунки за прошлые годы, на которых изображены гномы, гоблины, лешие и др.
При просмотре выполненных рисунков выбирается самый волшебный дремучий лес, пушистый, колючий, мрачный. При этом педагог читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина:
У лукоморья дуб зеленый,
Злотая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…
Сказочным существам и животным, населяющим лес, дети дают имена или образные названия. Вариант: заранее нарисовать обитателей леса, а на данном занятии изобразить лес и наклеить (поселить) их в него. Вместе с детьми обсуждается: можно ли картину фантастического леса назвать пейзажем.
Мои любимые животные
Нетрадиционные техники: оттиск поролоном, тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой.
Цель: воспитывать эстетически-нравственное отношение к животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках; развивать чувство фактурности и объемности.
Оборудование: белая бумага формата А3 и А4, черная тушь и гуашь, жесткие и мягкие кисти, поролоновые тампоны, скомканная бумага.
Ход занятия:
Вместе с детьми рассматриваются иллюстрации Е.Чарушина, обращается внимание на их выразительность, несмотря на то, что они выполнены одним цветом.
Изображенным животным надо дать образную характеристику. Особенно выделить, что они показаны в движении, в разных позах, например, зайчата испуганные, сжались в комочек; котенок рассерженный, выгнул спинку; щенок любознательный и веселый, пытается поймать ласточку, принюхивается; рябчонок совсем маленький, спрятался под грибок и т.д.
Детям предлагается рассмотреть эскизы, выбрать понравившиеся. Дается задание на придумывание несложного сюжета по эскизу: кто изображен и что делает.
Затем обсуждаются различные способы получения «пушистых» изображений, начиная с шарика: он превращается в цыпленка, в пушистого котенка, сову, кролика, других животных, при дорисовывании различных деталей. Фон выполняется углем – он растирается пальцем.
При просмотре рисунков отмечается самый пушистый зверь, самый толстенький, самый неуклюжий и т.д. Ребята выбирают понравившиеся и непонравившиеся работы, животным придумываются забавные клички.
Звездное небо.
Нетрадиционные техники: печать по трафарету, набрызг.
Цель: воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба; упражнять в комбинировании различных техник изображения; развивать чувство композиции и колорита.
Оборудование: белая бумага формата А3, гуашь; желтая, голубая, белая гуашь в мисочках; жесткие и мягкие кисти, поролоновые тампоны, трафареты звезд, кусочек картона для набрызга, эскизы и иллюстрации с изображением звездного неба.
Ход занятия:
Перед началом занятия педагог читает рассказ В.Бороздина «Звездолетчики».
Напоминает, что 12 апреля – День Космонавтики. Обсуждается, кто такие космонавты и чем они занимаются. Кто был первым космонавтом? Почему 12 апреля считается днем космонавтики?
Детям предлагают представить, что они тоже полетели в космос. Что же они там увидят? Рассматриваются эскизы и иллюстрации, сравниваются переливы цвета неба и звезд. Выбираются подходящие краски для неба (черная, синяя, фиолетовая) и звезд (белая, желтая, голубая).
Кто-нибудь из юных художников показывает, как надо смешивать краски прямо на листе бумаги, чтобы весь лист был покрыт разноцветными разводами (основное правило – не проводить кистью по одному и тому же месту много раз).
Затем педагог объясняет, как лучше изображать звезды – крупные можно напечатать по трафарету, мелкие – сделать набрызгом. Повторяет, что звезды можно рисовать только там, где краска на листе подсохла, не блестит. Прием набрызга показывает кто-нибудь из детей. Тот, кто закончит рисовать раньше остальных, дополнит свою работу ракетой, космонавтом, летающей тарелкой и другими деталями.
При просмотре рисунков выбирается самое звездное небо, самое светлое, самое темное, самое разноцветное и т.д.
У каждого ребенка выясняется, какие техники он использовал, как они помогли передать красоту звездного неба.
Паук в паутине.
Нетрадиционные техники: обрывание бумаги
Цель: учить технике обрывания бумаги; закрепить представление о свойствах бумаги; познакомить с техникой рисования фломастером.
Оборудование: цветной картон, черная бумага, черный фломастер, иллюстрации с изображением пауков.
Ход занятия: Педагог показывает детям иллюстрации с изображением пауков. Анализирует их строение (округлое туловище, небольшая голова, тонкие лапки, выпученные глаза). Объясняет, что такое паутина, для чего она нужна. Помогает вспомнить образ паука из сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха». Демонстрирует способы выполнения изображения: лист бумаги скомкать и расправить, разделить на две части – большую (туловище) и маленькую (голова), обрыванием получить круглую форму и сделать тонкие полоски – лапки.
Педагог акцентирует внимание детей на том, что для изображения тонкой паутины целесообразно использовать фломастер или гелевую ручку.
В конце занятия при анализе детских работ отмечается реалистичность изображения за счет особенности мятой бумаги – она придает образу объем.