"Мышление начинается там, где есть проблемная ситуация"- эта формула Дж. Дьюи легла в основу обучения в XX в. "Только творчество, самостоятельное созидание гарантируют и утверждают настоящее знание" — это главный "принцип" Дьюи. Таким образом, мысли и идеи Джона Дьюи не теряют актуальности и сегодня. По его мнению, главная задача школы — приучить детей к сотрудничеству и взаимопомощи, развивать навыки социального поведения, активности, трудовых умений и способностей.
Порошина Елена Борисовна, учитель технологии МБОУ Средней общеобразовательной школы №4 города Стрежевой, Томской области, предоставляет нам возможность ближе познакомиться с концепцией Джона Дьюи, в своем докладе «Педагогическое наследие Джона Дьюи в проектной деятельности на уроках технологии».
Данный доклад будет полезен тем педагогам, кто работает, используя методы проектов в обучении, кто рационально и плодотворно использует педагогическое наследие своих коллег в учебной деятельности на современном этапе развития образования.
Познавательного чтения...
«Педагогическое наследие Джона Дьюи в проектной деятельности на уроках технологии»
Введение
1. Джон Дьюи – великий американский педагог жил на рубеже 19-20 веков. Именно в то время в начальной и средней школе львиная доля учебного времени уходила на чтение, письмо, счет и книжную учебу — оторванное от жизни заучивание "основ" естественных и иных наук. Чтобы окончательно не оторваться от жизни, школа должна была как можно скорее реформироваться. Необходимым стало развивать интересы у ребят, их инициативу, активность, самостоятельность, способность к дружному коллективному труду, ясное понимание устройства общества и жизни.
Мысли и идеи Дьюи не теряют актуальности и сегодня. Перед современной школой стоят аналогичного плана задачи, главная из которых – подготовка юного поколения к взрослой жизни.
2. По убеждению Дьюи, школа должна быть зародышем общественной жизни, должна быть проникнута духом искусства, истории и науки, не отделяя обучение культуре от специального образования. Педагог считал, что общество станет более достойным и гармоничным, если школа пропитает члена своей маленькой свободной общины духом служения обществу и снабдит его средствами для творческой самодеятельности.
Школа, по Дьюи, есть социальный центр. Поэтому цель Дьюи — превратить школу в общество в миниатюре, в общество в зародыше.
Самый большой недостаток школы, — считал он, — происходит от невозможности для ребенка свободно и в полной степени использовать опыт, приобретенный им вне школы, в самой школе; и наоборот: он не имеет возможности применять в повседневной жизни то, чему научился в школе.
"Мышление начинается там, где есть проблемная ситуация". Эта формула Дж. Дьюи легла в основу проблемного обучения в XX в. Поскольку схему мышления, по Дьюи, составляет совокупность этапов: проблемная ситуация – анализ данных – выдвижение гипотезы – ее проверка, то и учебный процесс следует этой схеме. Перспективность данного момента очевидна, ведь спустя более, чем 100 лет современная школа использует в своей практике проблемное обучение вкупе с проектной деятельностью.
Основная часть
3.В ходе обучения, считал Дьюи, осуществляется и воспитание: эти процессы нерасторжимы. В обучении–воспитании игра естественно переходит в работу, в труд по мере осознания результатов деятельности. Труд, в котором сохраняется ценность игры есть искусство.
Только творчество, самостоятельное созидание гарантируют и утверждают настоящее знание — это главный "принцип" Дьюи.
Дьюи самобытен. Его концепция нацелена на совершенствование социального устройства посредством воспитания гибкой, творческой, кооперативной и лояльной личности.
4.Детей посылают в школу ради их дисциплинирования, — но школа – единственное место в мире, где труднее всего приобрести дисциплину.
5.Проектная деятельность – одна из наиболее популярных форм организации работы с учащимися. Она находит в последние годы все более широкое распространение в системе образования разных стран мира. Метод проектов – организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов. Он возник во второй половине Х1Х века в сельскохозяйственных школах США, где слушатели выполняли проект по определенной теме в ходе которого они получали не только теоретические знания, но и приобретали практические умения и навыки. Подробное освещение метод проектов получил в трудах американских педагогов Дж. Дьюи, У. Х. Килпатрика, Э. Коллинза и других. Джон Дьюи в начале ХХ века использовал метод проектов в прагматической педагогике для организации целесообразной деятельности детей с учетом их личных интересов. Этот метод более четко оформился в США к 1919 году. В 20-е годы советская школа активно внедряла и использовала метод проектов для реализации выдвигаемых задач.
Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – “Все из жизни, все для жизни”. Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.
У нас в стране со второй половины 30-х и до второй половины 80-х гг. отношение к Дьюи было резко отрицательным, во-первых, потому что школа у нас с 30-х гг. отошла от модели образования предшествующего десятилетия, а, во-вторых, из-за критических выступлений Дьюи против Сталина и сталинизма.
Ныне отрицательное отношение к Дьюи и его педагогике преодолено.
6.Дьюи был первым в западной педагогике, кто предлагал сделать школу средством возрождения общества, объединяющегося вокруг школы. Школа Дьюи — "кооперативное общество небольшого масштаба", сколок социальной структуры. Ее главное назначение — дать детям возможность накопить успешный опыт жить в сотрудничестве ("в кооперативной интеграции").
7.Таким образом, главнейшая задача школы — приучить детей к сотрудничеству и взаимопомощи; в развитии у них сознания взаимной зависимости; в содействии детям на практике развивать навыки социального поведения, активности, трудовых умений и способностей.
8.Дьюи против развития отдельных, изолированных способностей и свойств личности. Специальное развитие отдельных (этических, эстетических, физических и пр.) сторон личности он всегда и везде называет гибелью для воспитания.
В интересах целостного развития личности важно позаботиться о воспитании характера. Характер при этом понимается как система работающих сил индивида, как его деятельные проявления, а не намерения.
Трудовое воспитание открывает возможности эстетического воспитания, ибо активная трудовая деятельность превращается при избавлении от практически-экономических задач в "лабораторию искусства". То же — об умственном воспитании.
9.Тут-то и формируется творческое воображение, изобретательность, логическое мышление: из непосредственного "делания" вещей. Сюда пристегивается и дополнительная информированность: географические, экономические, политехнико-производственные, исторические сведения.
Ребенок воспитывается и образовывается, организуя свою жизнь. Если культура — не наружный лоск, не фанера из красного дерева, наклеенная поверх простого, то она будет заключаться в развитии гибкого воображения, в расширении объема знаний и скорости реакции в трудной ситуации; а это возможно, если жизнь человека сопряжена с жизнью природы и общества. Природа и общество должны жить в классной комнате.
10.При выполнении этого условия великими средствами воспитания становятся библиотека, рисование и музыка. Вредная, когда она заменяет опыт, книга превращается в бесценный источник воспитания, когда она истолковывает и расширяет собственный опыт ребят.
Простые житейские ситуации, в которых дети соприкасаются с положениями и фактами действительности будят в них духовный голод, жажду познания. Активное участие в общественной жизни производит общее освобождающее, раскрепощающее влияние на облик учащихся, воспитывает жизнерадостность и чувство уверенности в жизни. Воспитание, которое развивает способности участвовать в жизни общины нравственно. Оно формирует характер, который способен творчески преобразовывать жизнь. Сугубо нравственный характер носит в себе в этом случае интерес к пожизненному, учению, росту, совершенствованию.
11.Содержанием образования выступает непосредственный опыт ребенка, приобретаемый и обогащающийся в ходе исследования "обучающей среды", "педагогических ситуаций". При этом ранее приобретенные знания составляют материал, к которому новые знания "ассимилируются" (надстраиваются, одновременно их перестраивая). Отсюда акцент на приобретаемый опыт, состоящий не из извне предложенного материала, а из взаимодействия природных действий с внешней ситуацией, которые постепенно модифицируют как сами эти действия, так и окружающую среду.
12.Умения и навыки — интегральная составная часть образования, имеющая принципиальное педагогическое значение.
Дж. Дьюи протестовал против утилитарности учебы в школе, считал, что нельзя разделить педагогические ценности на "культурные" и "полезные". Любой естественный учебный предмет должен обладать эстетической ценностью, любая гуманитарная дисциплина — развивать мышление.
Дьюи игнорировал необходимость систематического изучения учебных предметов. В его школах это почти отсутствовало. Учебный процесс строился как сообщение детям отдельных знаний (в комплексе) для “обслуживания узкопрактических и утилитарных целей, стоящих перед ними.
Деятельность детей Дьюи сделал центром, вокруг которого “группируются научные занятия, сообщающие сведения о материалах для них и процессах их обработки”.
13.Учитель в школе и воспитательница в детском саду, считал Дьюи, не должны планировать заранее процесс работы с детьми. “Учительница должна учить детей, как пользоваться инструментами, как выполнять известные процессы, но не по какому-нибудь заранее составленному плану, а по мере того, как что-нибудь требуется по работе”. “В учебной передаче инициатива принадлежит учащемуся даже больше, чем при торговле покупателю”,— писал Дьюи.
Дьюи утверждал, что детям не нужны систематические знания как распыляющие их внимание и выдвинул отдельные темы, взятые из жизни, которую дети стремятся воспроизвести в воображаемой форме. Они начинают, считал Дьюи, с изображения в деятельности, игре, рисунках и т. п. того, что сами видят в домашней жизни, затем обнаруживают связи ее с окружающим.
14.Сегодня актуальность применения проектного метода в образовательной области “Технология” неоспорима.
Подготовка высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить России процветание и достойное место в мировом сообществе, является первостепенной и весьма актуальной задачей.
Вывести страну на мировые рубежи науки и технологии невозможно без резкого повышения потенциала всех членов общества и особенно – молодежи. Способность молодых к неожиданному взгляду на сложившуюся природу вещей, раскованность, восприимчивость к нестандартным подходам и творческой деятельности – это неиссякаемый источник прогресса общества.
В условиях, когда конкурентоспособность становится непременным требованием рынка труда, творческий подход к делу должен быть поистине массовым, помогая молодым людям занять свое место в жизни.
Решению этой приоритетной задачи должна быть подчинена трудовая подготовка учащихся в школе. Вот почему так важно широкое использование метода проектов в обучении технологии. Надо формировать у школьников критический взгляд на существующие технологии, показывать, как пересматривались те или иные традиционные конструктивные и технологические решения. При этом могут использоваться самые разные направления пытливой мысли молодых – от улучшения организации рабочего места до разработки какого-либо приспособления, позволяющего выполнить работу качественнее, быстрее, экономнее.
15.Образовательная область “Технология” способствует созданию полноценной обучающей и развивающей среды, которая позволяет сформировать у молодого поколения жизненно важные основы технологических знаний и умения, применять их в различных видах практической деятельности с учетом экономической, экологической и предпринимательской целесообразности, социального опыта. Она призвана вооружить учащихся опытом самостоятельной практической деятельности, стремлением к созиданию, самореализации. Она должна обеспечить овладение политехническими и общетрудовыми знаниями и умениями в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства. Эта образовательная область сформирует у школьников представления о перспективах его развития, воспитает нравственно-трудовые качества, общественно-ценные мотивы выбора профессии и трудолюбие.
В настоящее время на современном этапе развития экономики в стране учебный предмет “Технология” перешел на качественно новую ступень. Это нашло свое отражение в том, что в программу по технологии введен раздел “Проект”, где систематизировали проектную деятельность учащихся и руководство ею со стороны учителя.
Практическая часть
16.Проектная деятельность на уроках технологии не представляется возможной без использования трудов такого великого и всегда современного педагога как Джон Дьюи. Начиная от типологии проектов и заканчивая структурой проектной работы, мы вольно или невольно обращаемся к трудам Дьюи.
Метод проектов позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления и творческие способности, стремление самому созидать и осознавать себя творцом при работе с “непослушными” инструментами и “неподатливыми” материалами, “умными” конструкциями и “технологическими” системами.
У учащихся должна выработаться и закрепиться привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций. Они должны у себя сформировать способность оценивать идеи исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности (продукта труда).
Метод проектов – это комплексный обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющий комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом.
Проектная деятельность основана на более гибкой организации процесса обучения учащихся. В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, выполняются и осваиваются ими не только конкретные трудовые действия, но и в системе решаются разнообразные конструкторско-технологические и технические задачи.
Приоритетной педагогической задачей в процессе обучения является не репродуктивное – строго последовательное соблюдение этапов, а вооружение обучающихся целостной культурой организации проектной деятельности, развитие у них способности к генерации идей, их анализу, самостоятельному принятию решения, формированию своего мнения, позиции, взаимодействию и диалогу в процессе решения совместных задач.
17. Логика выполнения проектов основывается на включение обучающихся во все этапы проектной деятельности, коллективную и индивидуальную работу, сотрудничество в группах.
Совместное разрешение внутригрупповых проблем сближает учащихся, придает общественную значимость решаемым проблемам. Через приобретаемый опыт происходит знакомство с производством, маркетингом, предпринимательством, миром профессий, налаживаются и выстраиваются связи теоретических знаний с практическими умениями.
Проектный метод предполагает принципиально новый подход: “Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно было бы выполнить”.
Проектная деятельность по сравнению с традиционными методами преподавания трудового обучения имеет свои особенности. Она включает в себя ряд условных этапов.
18. Характеристика этапов проектной деятельности.
Первый этап: поисково-исследовательский (организационный).
1. Краткая формулировка задачи. Поиск и анализ проблемы или темы предложенного проекта (объекта проектной деятельности).
2. Сбор, изучение, исследование и обработка необходимой информации, в том числе с помощью информационных банков, каталогов и других источников, а также проработка оптимальной идеи.
3. Планирование проектной деятельности:
Определение критериев, которым должно соответствовать проектируемое изделие.
Исследование вариантов конструкции объекта труда (модели, изделия) на основе требований дизайна, экономической оценки.
Выбор и проработка наиболее оптимального варианта конструкции и технологии изготовления модели, изделия.
Второй этап: конструкционно-технологический.
В этот этап входят:
Составление конструкторской и технологической документации.
Выполнение запланированных тренировочных упражнений и технологических операций, необходимых для качественного изготовления изделий.
Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.
Внесение, при необходимости, изменений в конструкцию и технологию.
Соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.
Текущий контроль качества выполнения, изделия, операций.
Третий этап: заключительный – презентационный.
Заключительный этап включает оформление и презентацию работы, ее оценку исполнителем, другими учащимися и учителем. В качестве оценки результата выполнения проекта могут использоваться конструктивные, технологические, экологические, эстетические, экономические и маркетинговые критерии, оригинальность и качество выполнения проекта.
Заключение.
19. Проектная деятельность основана на более гибкой организации процесса обучения учащихся. В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, выполняются и осваиваются ими не только конкретные трудовые действия, но и в системе решаются разнообразные конструкторско-технологические и технические задачи.
Ведущим в обучении технологии является личностно-ориентированный, активно– деятельный, комплексный подход к учащимся, в процессе которого используется широкий спектр проблемных, поисковых, исследовательских методов, дизайн– анализ объектов проектной деятельности, различные специальные упражнения по выполнению трудовых операций, наблюдения за технологическим оборудованием в действии, машинами и орудиями труда, лабораторно-практические работы, сельскохозяйственные опыты.
Метод проектов имеет педагогическую ценность. Он есть учебное средство, дающее учителям педагогический инструментарий, а учащимся – жизненно-практическое умение, полезное независимо от выбранной профессии, специальности и дальнейшей карьеры.
Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т. д.
Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.
Дьюи прожил почти сто лет, не прекращая работу до последних дней своей жизни. Плодовитый автор, он оставил после себя сотни публикаций — 40 книг, 800 статей, 100 рецензий и еще много предисловий и послесловий к книгам других педагогов, психологов, философов, политиков, историков, логиков, эстетиков и правоведов. Его труды в области педагогики оказали мощное влияние как на педагогическую мысль США и принципы организации американской школы, так и на теорию и практику образования во всем мире.