Дорогие друзья, рады познакомить вас с Сениной Галиной Николаевной, учителем – логопедом в МОУ начальная школа - детский сад компенсирующего вида №2 Ворошиловского района города Волгограда. Галина Николаевна является руководителем педагогической практики у студентов В Г П У. В 2011 году стала победителем конкурсного отбора лучших педагогов муниципальных дошкольных образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста Волгограда для присуждений премий администрации Волгограда в номинации «Лучший учитель – логопед», «Лучший учитель – дефектолог».
Галина Николаевна делится с нами опытом своей работы в статье: "Некоторые приемы и методы работы по обогащению словарного запаса у детей с нарушениями зрения в условиях МОУ начальной школы – детского сада компенсирующего вида".
В век глобальной компьютеризации и информационных технологий проблема развития зрительного восприятия встает особенно остро, поэтому некоторые приемы и методы логопедической работы по обогащению словарного запаса, используемые в условиях МОУ начальной школы – детского сада компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения, будут актуальны и интересны не только коррекционным педагогам, а и воспитателям, учителям младших классов общеобразовательных школ, студентам педагогических колледжей и ВУЗов.
Добро пожаловать...
Известно, что речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Для овладения речевым кодом общения нужны не только время, но и возможности.
Речь неразрывно связана с другими видами восприятий. Из этого следует, что наряду с развитием речи необходимо развивать все органов чувств.
Факт является неоспоримым, а работа в этом направлении не только актуальной, но и очень интересной.
Имея за спиной многолетний опыт работы в коррекционно-образовательном учреждении для детей с нарушениями зрения, нельзя не отметить, что трудности, которые испытывают дети - логопаты в усвоении программного материала, объясняются, в первую очередь, сенсорной недостаточностью.
Для того, чтобы добиться максимально-значимых результатов в осуществлении необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка с дефектами зрения, повысить эффективность лечебно - восстановительной работы, учитель - логопед должен знать этапы лечения, на которых находятся дети-логопаты и строить коррекционную логопедическую работу с учетом решаемых врачом - офтальмологом задач.
К выводу о том, что эффективность логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, станет намного выше, если активнее включать упражнения, способствующие развитию зрительного восприятия, я пришла давно.
При подборе и изготовлении дидактического материала необходимым условием является адаптация его к зрительным возможностям детей с нарушениями зрения. Изготавливая и подбирая дидактический материал, всегда учитываю специфику образовательного учреждения, и наряду с решением логопедических задач, помогаю решать тифлопедагогу задачи по развитию зрительного восприятия. Часто приходится «изобретать» собственные дидактические пособия и методические материалы, адаптируя их под детей с нарушенным зрением. Имею несколько экспертных заключений на методическую и дидактическую продукцию.
Недостаточность зрительных представлений детей с амблиопией и косоглазием о предметности окружающего мира связана с трудностями опредмечивания геометрических фигур, поэтому в своей работе стараюсь использовать дидактические пособия, отражающие соотнесение формы фигур с реальными предметами, конкретизируя тем самым предметные представления детей. Все задания, при этом, предусматривают словесное обозначение объектов окружающего мира. Например:
- «Подбери по цвету» (Приложение№2.Форма предмета и его цвет)…
Процесс прослеживания ряда элементов усложнен нарушением глазодвигательных функций. В этих случаях предлагаю детям задания, требующие прослеживания предметов в ряду. Например:
- «Расшифруй слово», «Какой по счету?»,
(активизация порядковых числительных в речи)
- «Назови только красные предметы» (Приложение№3.Активизация прилагательных, обозначающих цвет)
- «Перечисли только овощи» (Активизация предметного словаря)…
Широкие возможности для обогащения словарного запаса представляются при решении задач по развитию зрительно-пространственных ориентировок. Ведь только при точном понимании и использовании предлогов: «из», «над», «под», «на», « из-за», «с», « из-под», «к» и таких понятий, как «выше - ниже»; «дальше - ближе»; «слева - справа»; «близко-далеко», можно утверждать, что ребенок относительно адекватно отражает окружающее пространство. Для решения такого рода задач использую дидактические пособия:
В решении этой проблемы помогут также, задания, типа:
А в заданиях типа:
- «Собери из частей», дети учатся понимать связь между целым предметом и его частью.
Помогая тифлопедагогу решить коррекционную задачу по развитию цветовосприятия, связываю цвет и настроение, чувства и эмоции.
Мною изготовлен альбом
- «Разноцветные страницы» (Приложение№8), где в оригинальной форме представлен лексический материал в соответствии с цветом.
Занимательная и доступная форма использования позволяет многому научить детей, восполнить пробелы в их знаниях, учит их рассуждать, развивает внимание, самостоятельность, усидчивость.
На занятиях в подгруппе с ОНР при закреплении знаний о временах и месяцах года, использую конспекты занятий:
- «Разноцветные времена года».
Таким образом, наряду с задачами по обогащению словарного запаса решается задача по развитию цветовосприятия.
Иногда подбираю такие задания, где цвет связывается с каким-нибудь понятием, например, единицами языка: звуком, слогом, словом, предложением.
Стремлюсь развивать у детей желание достигать положительный результат в любом варианте взаимодействия с окружающим миром.
Стараюсь всегда быть дружелюбной и уважительной к детям. Ребенок должен чувствовать, что это не скучная неизбежная повинность, а интересное увлекательное дело, игра, в которой он должен выиграть.
Предлагаю Вашему вниманию фотографии некоторых дидактических пособий, способствующих одновременному развитию речи и зрительного восприятия.