Дорогие друзья! Педагог дополнительного образования художественно-эстетического направления Дома детского творчества п. Беркакит, Нерюнгринского района, Республики Саха (Якутия) Саенко Виктория Степановна, постоянный участник рубрики: Мастера своего дела, с удовольствием поделиться с нами опытом своей работы.
Виктория Степановна о своей профессии:
"Главное для педагога в развитии музыкального мышления ребенка – это то, что нужно увидеть и определить не только природные задатки к развитию музыкальных способностей, но и распознать такие качества, как одухотворенность, чувственная предрасположенность, любовь к музыке, желание ребенка терпеливо и упорно трудиться на музыкальных занятиях. Именно эти качества в большей степени приводят детей к успехам, позволяют достичь хороших результатов..."
Опыт работы может быть полезен педагогам дополнительного образования художественно – эстетического направления, учителям начальных классов для проведения внеклассных мероприятий.
Развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста
Главное для педагога в развитии музыкального мышления ребенка – это то, что нужно увидеть и определить не только природные задатки к развитию музыкальных способностей, но и распознать такие качества, как одухотворенность, чувственная предрасположенность, любовь к музыке, желание ребенка терпеливо и упорно трудиться на музыкальных занятиях. Именно эти качества в большей степени приводят детей к успехам, позволяют достичь хороших результатов.
Главной задачей музыкального воспитания детей является – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней. Каковы методы и приемы, для того чтобы воплотить в жизнь эту задачу? Методом музыкального обучения можно рассматривать способы организации усвоения содержания предмета, отвечающие целям и ведущим задачам учебного процесса.
Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности обучающихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях.
1. Методы стимулирования музыкальной деятельности.Применяются для создания той эмоциональной, творческой атмосферы, которая необходима для занятия музыки.
2. Методы эмоционального воздействия.Умения педагогов выражать свое отношение к музыкальным произведениям образным словом, мимикой, жестами.
3. Метод стимулирования музыкальной деятельности.К методам стимулирования музыкальной деятельности относятся создания проблемно- поисковых ситуаций, когда перед детьми ставятся различные творческие задания.
4. Метод сравнения.
Наиболее распространенный, потому что его применение позволяет создавать ситуации, вызывающие у ребят интерес.
Развитие музыкальных способностей обучающихся осуществляется в комплексе и тесной связи с решением образовательных задач. Хотя развитие музыкальных способностей осуществляется как единый процесс, необходимо рассмотреть последовательность их формирования каждой в отдельности.
1. Последовательность развития звукового слуха и чувства лада.Восприятие и воспроизведение звуков по высоте в ярких, образных интонациях, мотивах. Осознание значения лада как средство воплощения музыкального образа.
2. Последовательность развития чувства ритма.Различие сильных и слабых долей в музыке при слушании. Восприятие соотношения различных длительностей на примере не сложных, хорошо знакомых детских песен. Развитие внутреннего ритмического слуха.
Последовательное развитие чувства музыкальной формы (чувство целого).Усиление у детей ощущения деления музыкального периода на фразы, предложения через движения под музыку.
Каждый человек, родившийся, получает от матушки- природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться владеть этим инструментом. При обучении пению , надо идти от простого к более сложному, словно постепенно поднимаетесь по лесенке к вершинам исполнительного мастерства.
В работе по пению с детьми на начальном этапе следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить.
На занятиях также используются музыкально-ритмические движении Их главная задача научить ребят эмоционально откликаться на музыку с помощью движения. Педагог наблюдает, как дети двигаются под музыку, определяет их музыкальность. На первоначальном этапе движения должны быть обличены в игровую форму. Любое задание, связанное с движением должно иметь четкую задачу. Дети должны выдерживать закономерности музыкального исполнения (громкая музыка – громко маршировать, тихая – тихо). Методические приемы варьируются в зависимости от содержания игр и объема программных умений и направлены на то, чтобы планомерно систематически развивать детские умения и способности.
В работе с детьми методические приемы многообразны и варьируются в зависимости от следующего:
- Наличие различных видов деятельности – музыкальные игры, хороводы, упражнения;
- Особенности содержания и построения игры, упражнений и комплекса программных умений, необходимых для успешного усвоения материала.
Известно, что у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передачи интонации, подражании легко воспринимают образное содержание сказок, песен, музыкальных пьес. Все это является ценным источником творческого развития младших школьников.
Активным средством развития творческой деятельности обучающихся являются творческие задания в форме игры. Постепенное усложнения условий игр, их содержание способствует обогащению музыкального опыта и творческих возможностей детей. На музыкальных занятиях важно создать каждому ребенку условия для активного проявления себя в творчестве. Все ребята должны испытать радость творчества, которые развивают эмоциональную отзывчивость на музыку.
В изучении музыкальных способностей, использованы необходимые критерии:
1.Развитиепознавательной активности в творческой деятельности. Для характеристики данного критерия выделяются следующие уровни:
- Высший: присутствует устойчивый познавательный интерес, отмечается оригинальность мышления, богатое воображение, развитая интуиция, гибкость мышления, способность к рождению новых идей.
- Средний: испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности, решить самостоятельные задания не может, необходимы педагоги.
- Низкий: интереса к творчеству не проявляет. Отсутствует гибкость мышления, воображения, нет навыков самостоятельного решения проблем.
2.Уровень сформированности развития навыков пения.
Для характеристики данного критерия выделяются следующие уровни, разработанные зав. Кафедрой МГУ О.П Рядыновой:
- Высший: точно передает мелодию знакомой песни, несложные попевки без сопровождения, поет выразительно. Качество звука- чистый, громкий, протяжный, четкое произношение согласных, отличный вокальный слух, фонационный выдох- 12-17 сек., диапазон си/м-ре/п.
- Средний: точно передает мелодию знакомой песни с музыкальным сопровождением, поет недостаточно выразительно. Качество звука – не громкий, не протяжный, средний вокальный слух, не четкое произношение согласных. Фональных выдох – 6-11 сек., диапазон до /1-си/1.
- Низкий: интонирует не точно, поет равнодушно. Качество звука – тихий, сиплый, вялая дикция. Фональный выдох 1 – 5 сек., диапазон ре/1/соль/1.
3.Уровень эмоциональной эстетической настроенности.
- Высокий: распознает и оценивает свои эмоции и эмоции других людей по мимике и жестам. Проявляет произвольную активность, развиты эмоционально- выразительные движения рук, адекватно использует жесты, высокий уровень включенности в образ.
- Средний: видит разные эмоциональные состояния, напряжен общий вид, нечетко выражает свое эмоциональное состояние, пытается выразить мимикой и жестом, не проникая в образ.
- Низкий: подавленный, напряженный общий вид, бедная маловыразительная мимика, не в состоянии четко выразить свое эмоциональное состояние. Для определения музыкальных способностей были проведены диагностики: фонационного выхода, диапазона и эмоционально – эстетической настроенности детей.
Для увеличения уровня музыкальных способностей, в течении учебного года проводилась работа над правильным вдохом и выдохом. Для этого детям давались необходимые задания.
Задание 1 . встать прямо, вдохнуть глубоко воздух, затем выдохнуть. Опять вдохнуть и выдохнуть. После этого сделать вдох и мычать с закрытым ртом. Когда звук у вас закончится, поднять руку. У тех ребят, которых средний уровень предлагались дополнительные дыхательные упражнения. У кого низкий уровень – усиленные дыхательные тренировки.
Задание 2. Пропеть гамму от до до соль, постепенное звучание на слоги ла, ма, ку, ду постепенно двигаясь к верхнему регистру.
В качестве проверки уровня развития ритмического слуха служили упражнения, при которых ведущий отбивает ритм загаданной им песней, а остальные пытаются ее отгадать.
В этом возрасте дети в принципе не способны долго удерживать свое внимание на чем то одном, поэтому непременным условием успешной работы с ним будет достаточно частая, но оправданная смена упражнений в течении одного занятия. В освоении ритмов используются маленькие игры, такие как ритмический спектакль. Проведя такую работу в течении учебного года, на лицо были положительные изменения у ребят.
При целенаправленном и систематическом развитии певческих навыков увеличивается количество детей с высоким уровнем музыкальных способностей. Методологической основой настоящего исследования является деятельный подход в развитии личности, т.е. музыкальные способности развиваются в певческой деятельности.
Обобщая все выше сказанное, необходимо подчеркнуть, что родители и педагоги, должны отдавать себе отчет в том, что самые важные способности – это красота души, чистота сердца и талант любви. По настоящему раскрываться и расцветать все остальные таланты могут только на их основе. Роль в развитии детей самого педагога огромна, особенно на начальном этапе. В этот период для ребенка еще не так важен социальный статус среди товарищей, как реакция на его деятельность взрослых: родителей и на втором, не менее важном месте, педагога.
Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быт звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, выраженный в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.