Дорогие друзья, Кузь Юлия Васильевна, работник МБДОУ ЦРР "ДЕТСКИЙ САД №141" города Барнаула, делится с нами статьей "Сказка как метод развития взаимоотношений".
Полезного чтения...
Сказка как метод развития взаимоотношений
Людям свойственно обмениваться историями. Обмен историями, как и обмен жизненным опытом, естественна форма взаимодействия между людьми. А значит, сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта, органичная система воспитания новых поколений.
Сказкотерапия – лечение сказками, при котором происходит совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Если рассматривать сказку с разных позиций, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.
Слушая сказку в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Это «банк» может быть активизирован в случае необходимости.
Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». Сказкотерапия – это процесс образования между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. И если взрослые не просто читают детям сказки, но и совместно размышляют над ними, то начинает работать принцип осознания взаимосвязи смысла сказочной ситуации и реальной жизни.
Сказкотерапия – это еще и процесс активизации ресурсов, потенциала личности, возможность поверить в свои силы.
Сказкотерапия – это еще и терапия средой, особенно сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные частности личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; главное, с ней появляется чувство защищенности.
Сказкотерапией люди занимались всегда. Сегодня можно выделить четыре этапа в развитии сказкотерапии. Ни один из этапов не заканчивается, уступает место новому. Каждый стал отправной точкой нового процесса.
Первый этап - устное народное творчество. Его начало затеряно в глубокие века, но процесс устного (а позднее и письменного) творчества продолжается и по сей день.
Второй этап сказкотерапии – собирание и исследование сказок и мифов. Исследование мифов и сказок в глубинном психологическом аспекте. Терминология психоанализа основана на мифах. Процесс познания скрытого смысла сказок и мифов продолжается поныне.
Третий этап – психотехнический. Современные психотехнические подходы применяют сказку как технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.
Четвертый этап – интегративный. Он связан с формированием концепции комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями предков.