Дорогие друзья, сегодня Асташова Елена Анатольевна, воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 230» Ленинского района г. Саратова поделится с нами авторской разработкой проекта по обучению детей творческому рассказыванию с использованием сказкотерапии "Незабудки для Анютки", которая будет полезна воспитателям ДОУ. Данный проект занял первое место в конкурсе проектов по теме: «Детство», проходившем в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 230».
Комментарий к проекту от Елены Анатольевны:
"Цель проекта - развитие коммуникативных навыков, творческого воображения и мышления. Задача проекта - обучать творческому рассказыванию, что позволяет развивать и совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, развивать конструктивные и творческие способности детей, воспитывать любовь к сказкам, умение правильно оценивать поступки героев сказок и рассказов, а так же укрепить союз «Ребёнок-Родитель-Педагог»"
«Незабудки для Анютки»
Образовательная область: Ознакомление с окружающим и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии.
Вид проекта: Практико - ориентированный, творческий.
Актуальность темы и обоснованность её выбора:
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я столкнулась с тем , что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные тексты. Поэтому, для углубления работы я выбрала тему «Обучение детей творческому рассказыванию с использованием сказкотерапии».
Сказкотерапия- это современный проектный метод, который определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это сказки.
Именно сказки знакомят детей с окружающим, хотя и сказочным миром. Но как помочь ребёнку преодолеть пропасть между вымыслом и реальностью, как познакомить детей с миром, в котором они живут, сохраняя бесценный заряд оптимизма и доброты, подаренный сказкой?
Ответ давно известен - придумывать новые сказки.
Используя свой опыт работы со сказками и специфику работы логопедической группы, у меня возникла идея создания проекта, позволяющего на сказочной основе знакомить детей с окружающим миром, а также развивать у детей речь и творческое рассказывание.
Цель проекта: Развитие коммуникативных навыков, творческого воображения и мышления.
Задачи проекта:
Образовательные:
Обучать творческому рассказыванию: составлять небольшие рассказы и сказки по теме, предложенной воспитателем; по плану и образцу.
Развивающие:
Развивать и совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Развивать конструктивные и творческие способности детей.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к сказкам, умение правильно оценивать поступки героев сказок и рассказов. Укрепить союз «Ребёнок- Родитель- Педагог»
Участники проекта: Дети дошкольного возраста 5-7 лет (старшая и подготовительная группы), воспитатель, учитель- логопед, педагог- психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель., родители воспитанников.
Продолжительность проекта: Долгосрочный.
1этап - подготовительный (старшая группа)
2 этап - основной (подготовительная группа)
3 этап - заключительный
4 этап - рефлексивный
Основные формы реализации проекта:
Формы работы с детьми:
- непосредственно образовательная деятельность (НОД)
- игровая деятельность (ИД)
- оснащение развивающей среды
- кружковая работа
- театрализованная деятельность
Формы работы с родителями:
- изготовление журнала « Незабудки для Анютки»
- собрания
- консультации
- совместная досуговая деятельность
- праздники, развлечения
Формы работы с педагогами и специалистами ДОУ:
- консультации
- семинары
- совместное участие в праздниках, развлечениях, театрализованной деятельности
Предполагаемые результаты реализации проекта:
- Повышение темпа развития речи в целом и творческого рассказывания, за счёт включения детей в творческую деятельность.
- Позитивное взаимодействие детей в коллективе, правильной модели поведения, повышение общей культуры ребёнка.
- Раскрытие творческого потенциала детей и родителей.
Этапы работы над проектом «Незабудки для Анютки»
1 этап - подготовительный (старшая группа)
В подготовительный этап подразумевает:
- организацию предметно-развивающей среды для осуществления НОД, игровой и театрализованной деятельности;
- проведение консультации для родителей: (приложение № 2)
- «Знакомство со сказкой»
- «Использование фольклора»
- «Приёмы обучения детей рассказыванию»
- посещение театра «Теремок», ТЮЗа;
- накопление материала и обогащение словарного запаса детей по лексическим темам;
- участие детей в играх - инсценировках, развлечениях;
- составление плана-схемы проекта;
- подбор и изучение методической литературы по сказкотерапии, методики Е.Е. Сапоговой «Сказочные кубики», картам Проппа.
Таким образом, подготовительный этап предполагает выполнение мотивационной цели организации работы по обучению детей творческому рассказыванию.
2 этап - основной (подготовительная группа)
Предполагает реализацию проекта через работу с детьми, родителями, педагогами.
3 этап - заключительный
Предполагает мониторинг детей по обучению творческому рассказыванию и проведение итогового мероприятия.
4 этап - рефлексивный
Самоанализ результатов работы по проекту; отчёт по результатам работы на итоговом педсовете ДОУ
Отчет о реализации проекта
Подбор тем сказок (по годовым лексическим темам), объединённых общими героями:
- кукольная девочка Анютка;
- кот Митрофан;
- воробей Стёпка;
- медвежонок Мишутка;
- гусёнок Гоша;
- бабушка Матрёна .
Герои этих сказок живут не в тридесятом царстве-государстве, а в нашем городе, в реальном окружении детей и помогают детям усвоить и понять множество «почему?». Именно такие сказки являются связующим звеном между сказочным и настоящим. Они помогают легче адаптироваться в окружающем мире. Сказки, где герои - сверстники наших детей, помогают преодолеть барьер в общении, помогают в развитии у детей мышления, связной речи и рассказывания о своих новых друзьях.
Создавая игровую ситуацию при реализации проекта, Асташова Е.А. опиралась на интересы детей, их детский личный опыт. В ходе работы над проектом старалась создавать атмосферу сотворчества (сказки, сочинённые детьми; придумывание продолжений к сказкам; составление сказок по плану и определённой теме; рассказывание сказки от 3 лица; коллективное рассказывание сказок). Интерес в работу внёс современный метод работы со сказкой - метод моделирования сказок по схемам, мнемотаблицам, «сказочным кубикам» и картам по методике Проппа, но составленными детьми. Любимые персонажи сказок - одно из основных условий реализации проекта. Сказки, как бы «собираются в сериал», а увлекательные приключения не только знакомят детей с окружающим, но и вводят в сложный мир взаимоотношений, раскрывая перед ними нравственный смысл поступков героев и побуждают детей к составлению новых и новых сказок.
Дети учились рассказывать сказки от первого и третьего лица, придумывать продолжение и концовки сказок, рассказывать по плану и по определённой теме, создавать совершенно новые сказки о кукольной девочке Анютке и её приключении
Подключая родителей к этой работе, проект приобрел новую форму работы - совместное творчество - создание журнала «Незабудки для Анютки».
Для более удобного и практичного использования материала для развития речи и ознакомления детей с окружающим миром по лексическим темам, педагогом весь материал был объединен по каждой теме в журнал «Незабудки для Анютки».
«Незабудки» - это не цветы, а те ключевые моменты темы, которые дети должны запомнить, усвоить и рассказать об этом друзьям и родителям. Занимательная форма материала даёт возможность детям стать активными участниками открытий неизведанного, развивает мыслительную и речевую деятельность детей.
В каждом номере журнала - новая лексическая тема, в которую включены: сказки, придуманные детьми о новых приключениях Анютки и её друзей; стихи и загадки, игры на развитие речевой активности; вопросы и задания акцентирующие внимание детей на выполнение мыслительных операций, выводов, умозаключений, а также детское творчество (рисунки, аппликации). Родители могут использовать использовать этот журнал для закрепления различных тем по ознакомлению с окружающим миром, для индивидуальных занятий с ребёнком по обучению рассказыванию.
Сочетая в работе проекта разные виды деятельности: игры-драмотизации, кукольный и пальчиковый театры, имидж- терапию, сюжетно-ролевые игры, театрализованную деятельность, Елена Анатольевна посчитала необходимостью привлечения детей к творческим заданиям в кружке «Солнышко в ладошках», что является неотъемлемой частью общей работы проекта «Незабудки для Анютки». Поделка «Невиданный зверь», изготовленная Лосевой Алёной в кружке была отправлена на Всероссийский пластилиновый конкурс «Уши, ноги и хвосты» и стала лауреатом 3 степени.
В ходе проекта, Асташова Е.А. использовала привлечение специалистов ДОУ (логопеда, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) к осуществлению его соответствующих разделов.
Для педагогов ДОУ - была проведена консультация «Рассказ - образец при обучении детей рассказыванию», «Сказкотерапия детских проблем» (из опыта работы); - показан мастер-класс «Использование воспитателями сказки при работе с детьми»;
- для участников городского семинара для инструкторов по физической культуре была проведена консультация «Двигательная сказкотерапия для дошкольников»
- показан мастер - класс по использованию двигательной сказкотерапии с участием детей подготовительной логопедической группы.
Завершающим этапом проекта стал театрализованный вечер сказок «Путешествие на воздушном шаре по стране сказок».
Третьим этапом работы стало проведение мониторинга детей по творческому рассказыванию, который показал наличие динамики развития речи и творческого рассказывания.
Таким образом, данные проектно - исследовательской деятельности показали, что у детей имевших общее недоразвитие речи и задержку психического развития, сформировались навыки связной речи и творческого рассказывания. Речь у детей стала более выразительной, обогатился словарный запас, улучшился грамматический строй речи. У детей сформировались социальные навыки и нормы поведения.