Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

«Взаимодействие с родителями – ключ к эффективности процесса воспитания»
12 минут 12682 3983

«Взаимодействие с родителями – ключ к эффективности процесса воспитания»

OxrimenkoСегодня мы рады познакомить вас с Охрименко Людмилой Алексеевной педагогом дополнительного образования МОУ ДОД ДДТ города Алексеевка. Людмила Алексеевна подняла одну из актуальных тем в педагогической среде в статье «Взаимодействие с родителями – ключ к эффективности процесса воспитания».

Комментарий к статье от Людмилы Алексеевны:

"Достичь гармоничных отношений с родителями, к сожалению, не всегда удается. Далеко не все образовательные учреждения выстраивают на должном уровне отношения с семьей. Из-за чего происходит отчуждение семьи от учреждений дополнительного образования, педагогов от семьи, а семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребенка. Почему это важно? Потому что при объединении усилий педагогов и родителей ребенку обеспечивается двойная защита, эмоциональный комфорт, интересная и содержательная жизнь дома, а также в учреждении дополнительного образования."

Полезного чтения...


«Взаимодействие с родителями – ключ к эффективности процесса воспитания».

Жизнь ребенка – это река, а в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Это значит, что каждый день мы имеем дело с другим человеком; вот почему нужно каждый день говорить с ним, понимать его новую душу.

Семья является важным социальным институтом общества, микрогруппой, которая определяет развитие ребёнка и, в конечном счёте, развитие общества. Опыт взаимоотношений, который ребёнок получает в семье, является его первым опытом взаимоотношений с окружающим миром. Этот опыт влияет, а иногда оказывает решающее воздействие, на формирование модели поведения с другими людьми.

Образовательное учреждение, было, есть и остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Это касается учреждений, как основного, так и дополнительного образования.

Достичь гармоничных отношений с родителями, к сожалению, не всегда удается. Далеко не все образовательные учреждения выстраивают на должном уровне отношения с семьей. Из-за чего происходит отчуждение семьи от учреждений дополнительного образования, педагогов от семьи, а семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребенка. Почему это важно? Потому что при объединении усилий педагогов и родителей ребенку обеспечивается двойная защита, эмоциональный комфорт, интересная и содержательная жизнь дома, а также в учреждении дополнительного образования.

Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства.

Перед педагогами УДОД стоят задачи не только должным образом обучать, воспитывать и развивать детей, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. В работе с родителями предполагается тесное сотрудничество.

Деятельность педагогов учреждений дополнительного образования и родителей  в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом,  помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Только совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в деле воспитания детей. Некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.

Целями взаимодействия с родителями являются:

  1. Просветительская - необходимо научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
  2. Консультативная – совместный педагогический поиск методов эффективного воздействия на детей в процессе приобретения ими общественных и учебных навыков.
  3. Коммуникативная - обогащение родительского коллектива эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия детей и родителей.

Задачи сотрудничества с родителями включают в себя:

  1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника.
  2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
  3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, взаимозаинтересованности и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
  4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  5. Поддерживать уверенность родителей в собственные педагогические силы.

 

На сегодняшний день существуют различные методы и формы взаимоотношения педагога с родителями:

Методы:

  1. информирование (издание буклетов, бюллетеней, информационных листков),
  2. обмен опытом,
  3. совместная деятельность,
  4. индивидуальная деятельность родителей,
  5. посещение открытых занятий родителями.

Формы:

Наиболее распространённые коллективные формы, которые включают в себя следующее:
- родительские собрания; ни отрытых дверей; «круглые столы», конференции по обмену опытом воспитания; родительский лекторий; вечер вопросов и ответов; диспут; встречи с администрацией, педагогами дополнительного образования.

Групповые формы:
- групповые консультации;
- практические занятия с родителями.

Индивидуальные формы:
- беседа; задушевный разговор; консультации; выполнение индивидуальных поручений;
совместный поиск решения проблемы

Организация совместной деятельности родителей и детей предполагает:

1) Формы познавательной деятельности:

- дни открытых занятий, мастер - классы, выставки декоративно-прикладного творчества и ИЗО - деятельности, праздники знаний и творчества, форумы знаний, турниры знатоков, выпуск газет, совместные олимпиады и пр. Родители могут помочь в подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятии.

2) Формы трудовой деятельности:

-оформление кабинета, благоустройство и озеленение территории УДОД, создание тематической библиотеки в кабинете творческого объединения, ярмарка – распродажа семейных поделок и пр.

3) Формы досуга:

- праздники, концерты, соревнования, КВНы, туристические походы и слёты, спектакли, просмотр кинофильмов с последующим обсуждением, экскурсионные поездки, различные конкурсы, семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребёнка, Круг семейного чтения, игровые семейные конкурсы «Спортивная семья», «Музыкальная семья» и др., совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности и т.д.

 

4) Наглядная информация

Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя. Поэтому важна форма и способ подачи информации, а также её содержание.

Газета – новая форма наглядно-текстовой информации. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются сами дети, педагоги и родители. Газета может включать репортаж с места событий (конкурс, поход), интервью, практические советы, поздравления, благодарности, юмор и многое другое.

Журнал – это новый способ установления диалога с семьёй на начальном этапе установления сотрудничества.

Индивидуальная консультация: Эта форма самая распространённая и эффективная. На индивидуальных консультациях родители всё более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат.

Использование перечисленных форм работы с семьёй позволяет эффективно взаимодействовать педагогам с родителями. Таким образом, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как с собственным ребёнком, так и с педагогической общественностью в целом.

 

Взаимодействие с родителями в клубе по месту жительства «Росинка»

В клубе по месту жительства «Росинка» работе с семьёй воспитанников уделяется большое внимание. С целью установления отношений доверия и сотрудничества между нами, для оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонично развитой личности ребёнка. Работа с родителями строится по следующим направлениям:

Первое направление: Диагностическая работа по изучению семьи (составление характеристик семей: состав, сфера деятельности, социальный уровень).

Второе направление: Организация психолого-педагогического просвещения родителей, которая включает в себя такие формы работы, как: родительское собрание, оформление тематических уголков для родителей, информационная папка для родителей, проведение открытых занятий для родителей, проведение индивидуальной работы с родителями.

В клубе «Росинка» идёт ориентировка на категории семей:

  1. 1. Семьи, которые озабочены развитием, обучением и воспитанием детей. Именно по их инициативе ребёнок приходит в клуб. Мотивация этих семей – «изменить моего ребёнка». В работе с такими семьями в нашем клубе используются различные способы непосредственного включения родителей в процесс образования и воспитания детей в творческих коллективах Клуба.
  2. 2. Семьи, где родители ведут себя довольно отстраненно. Дети из таких семей самостоятельно приходят записываться в объединение, родители часто даже не знают об их творческих успехах.

Третье направление: вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, в совместную с детьми творческую деятельность:

  • Проведение родительских собраний;
  • Помощь родителей в укреплении учебно-материальной базы клуба;
  • Проведение занятий с партнёрским участием родителей;
  • Проведение совместных мероприятий общего досуга;
  • Выставки совместных работ детей и родителей.

Семья и объединение «Росинка» дополняют друг друга, создают наилучшие условия для образования и творческого развития детей разного возраста.

В клубе по месту жительства «Росинка» решаются общие с семьёй задачи – дети учатся делать то, что хочется, учатся быть созидателями и творцами.

Педагогов системы дополнительного образования, детей и родителей воспитанников объединяет забота о здоровье, развитие ребёнка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Я думаю, что все родители должны знать, где и чем занимаются их дети и поддерживать то, чему их учат в объединении «Росинка». Важно, чтобы радость и успех ребёнка были замечены не только педагогом, но и родителями. И вне зависимости от выбранных педагогом содержания и организационной формы работы с родителями, главным является достижение взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательно-воспитательной деятельности.

Я считаю, что добиться положительных результатов в развитии детей родители и педагоги могут только на основе тесного воспитательного взаимодействия, единства педагогических позиций.

Соблюдайте семь правил успешного взаимодействия педагога с родителями:

  1. Уважайте!
  2. Помогайте!
  3. Объясняйте!
  4. Доверяйте!
  5. Учитесь!
  6. Спрашивайте!
  7. Благодарите!

И в заключении хотелось бы ещё раз акцентировать внимание на том, что в работе с родителями педагог должен всегда и во всём соблюдать педагогические нормы, этику, такт, следовать тому единственному приоритетному направлению в воспитании, которое позволит взрастить гармонично развитую личность, востребованную сегодняшним современным обществом. Надеюсь, если мы все будем придерживаться выше изложенных норм, то проблема взаимодействия педагогов и родителей исчезнет бесследно. И мы сразу заметим тесную связь: ребёнок – родители – педагог – учреждение – как залог успешного развития личности ребёнка.

 

 

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 3098 47

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6928 677