Дорогие друзья, рады представить вам педагога – организатора МБОУ ДОД Дом детского творчества города Нижний Тагил, Сологуб Любовь Александровну. Любовь Александровна организует досуг старшеклассников своего района, проводит семейные вечера для школьников и их родителей. Работу свою очень любит, и любит детей. А самой главной похвалой для нее является то, что дети после программ подходят к ней и говорят: «Спасибо, было интересно и весело! Мы к вам обязательно придем еще!». И всегда возвращаются!
И сегодня Любовь Александровна делится с нами опытом своей работы в статье: "Создание условий для самореализации и развития креативности подростков посредством участия в коллективных делах".
Комментарий к статье от Любови Александровны:
"К сожалению, школа, с традиционным стилем образования не дает возможности детям развивать способность к креативу. Так, точные науки при решении задач имеют только один правильный ответ. Ребенку остается его только вычислить или, если есть возможность, угадать. Однако, жизнь редко спрашивает: «Сколько будет пятью девять?». Она задает совершенно другие вопросы, где нет правильного ответа, но есть варианты решения. И чем интереснее будет решение, тем более ценен человек его предложивший. То есть можно сказать, чем креативнее человек, тем более успешен он будет в жизни."
Познавательного чтения...
Современный мир меняется стремительно. И на учебе, и на работе, и в быту человек раз за разом сталкивается с новыми ситуациями, в которых велика степень неопределенности, нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих к успеху. Решение этих ситуации по плечу личности креативной, умеющей действовать в ситуации новизны.
К сожалению, школа, с традиционным стилем образования не дает возможности детям развивать способность к креативу. Так, точные науки при решении задач имеют только один правильный ответ. Ребенку остается его только вычислить или, если есть возможность, угадать. Однако, жизнь редко спрашивает: «Сколько будет пятью девять?». Она задает совершенно другие вопросы, где нет правильного ответа, но есть варианты решения. И чем интереснее будет решение, тем более ценен человек его предложивший. То есть можно сказать, чем креативнее человек, тем более успешен он будет в жизни.
Возникает законный вопрос. Что же такое креативность и возможно ли ее развитие? Попробую дать определение.
КРЕАТИВНОСТЬ –это…
- Возможность продуктивно действовать в ситуации новизны, когда нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих к положительному результату.
- Возможность создавать что-либо, обладающее новизной и оригинальностью.
Как педагог, организующий коллективные дела я основной упор в своей работе делаю именно на создание ситуаций новизны с возможностью для ребят проявить себя в новом деле.
Чтобы обеспечить необходимые условия для реализации возрастных и психологических особенностей подростков в различных видах творческой деятельности широко использую в своей работе современные педагогические технологии: игровые, проектные, личностно – ориентированные, предлагая широкий спектр мероприятий, в которых могут принять участие подростки.
Сюда можно отнести различные конкурсы, викторины, деловые игры спортивные состязания, фестивали. Я считаю, что такие формы досуга - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Подростки оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны.
Самые веселые, красочные, массовые – это, конечно же творческие конкурсы. Обычно они требуют большой домашней подготовки. Но, чем более тщательно была проведена домашняя работа, тем более интересным получается конкурс и тем большая отдача обычно бывает и для самих подростков.
Более 10 лет в нашем ДДТ проходит конкурс «Снежная парочка». Конкурс творческий и веселый. На протяжении всей истории этот конкурс варьировался и менялся. Поначалу это были пары: Дед Мороз и Снегурочка, потом остался один Дед Мороз, и в последние годы я снова начала приглашать пары. Названия конкурса тоже менялись: то это была «Снежная парочка», то у нас собирался «Форум Дедов Морозов», в этом году ожидаем гостя с кодовой фразой «Здравствуйте, я Дед Мороз»
Делается это не случайно. Творческие конкурсы сами по себе требуют нестандартных решений и являются хорошей школой креатива. Ведь здесь у участников прекрасная возможность надеть костюм и превратиться в сказочного персонажа. А ему позволено многое. Кто не умеет петь, танцевать, стихи читать – начинает импровизировать. И это воспринимается на «ура!», потому что это всегда правильно.
Обычно и участники и болельщики этого конкурса уходят домой, как минимум с хорошим настроением. А участникам – победителям обязательно вручаются призы. Помимо подарков, самый лучший Дед Мороз получает возможность (приглашение) поработать на новогодних массовках в ДДТ. Мне кажется, что это очень хорошая школа жизни.
Я думаю, не случайно количество участников этого конкурса последние три года стабильно держится на цифре 13-14. Вроде возможность получения новых научных знаний невелика. Но приобретается здесь несравнимо больше, чем теоретические знания. Умение жить, общаться и дарить людям праздник. А слово праздник однокоренное со словом «радость». Получается радость для себя и для других.
В начале весны, а точнее в первых числах марта в нашем ДДТ проходит районный конкурс «Тагильская модница». У детей, чаще это девочки, появляется прекрасная возможность, почувствовать себя настоящими моделями, примерить на себя новый образ и посмотреть на другие коллективы.
Воспитательный потенциал этого конкурса огромен. Помимо того, что дети сами учатся подавать себя, держаться на сцене, не стесняться перед большим количеством зрителей, происходит мягкая адаптация к тому, чтобы дети не стушевались на большой сцене городского дворца. А самое главное, на мой взгляд, дети видят, как это делают другие и понимают, что они могут не хуже.
О том, насколько востребован этот конкурс, говорит тот факт, что с каждым годом количество коллективов, принимающих участие в нем, увеличивается.
Так же растет и мастерство выступающих моделей. Если учесть, что дети, которые демонстрируют коллекции, частенько делают это несколько лет подряд, то можно утверждать, что их умение держаться на сцене, не боятся показать себя – растет с каждым годом. С уверенностью могу сказать, что умение подать себя очень пригодится во взрослой жизни.
Еще одна составляющая успешной социализации – лидерское начало личности. Чем раньше ребенок почувствует, что он может вести за собой, что он ценен для общества, тем легче ему будет в будущем. Проверить свой потенциал ребята могут на творческих конкурсах, таких как «Я-лидер».
Конкурс индивидуальный, но с группой поддержки. Поддержка играет здесь далеко не последнюю роль, потому что, обязательно будет задание на работу группой. И здесь уже в полной мере проявляет себя не только лидер, а и вся команда на умение работать слаженно, принимать творческие решения и понимать друг друга (иногда без слов).
Я со своей стороны стараюсь создать для ребят такие условия, чтобы они смогли погрузиться в это мероприятие и раскрыться. Так, на конкурсе «Я-лидер-2011», я использовала ролевую игру. Лидеры стали кандидатами, место расположения группы поддержки превратилось в избирательный участок. При входе каждая группа получала избирательную листовку и урну для голосования с жетонами.
Соответственным был и подбор заданий для конкурсов. Так ораторский конкурс превратился в предвыборную агитку кандидата. А народ мог пойти за кандидатом, то есть подняться к нему на сцену, либо остаться на своем месте. Больше всех голосов получил лидер МОУ СОШ № 44, который очень доходчиво для ребят и грамотно (культурно) (с точки зрения взрослых) объяснил, почему не надо курить. За него проголосовала вся группа подростков- участников.
Мне кажется, что такие конкурсы – это эффективный для подростков способ познания окружающего мира и осознание своего места в нем.
Подростковый возраст – это возраст активной социализации детей, поэтому я стараюсь предложить им как можно больше возможностей для самореализации. Одним из самых любимых и захватывающих для старшеклассников является конкурс «Тинейджер-лидер».
Это и пропаганда здорового образа жизни, и слаженная четкая работа командой. В конце концов, это просто красиво.
Конкурс «Тинейджер» проходит обычно на большом накале страстей и азарта. Выступлением с домашними заготовками он не ограничивается. Обязательная составляющая таких конкурсов – это творческие задания, которые нужно выполнить «здесь и сейчас».
Вообще этот прием, когда на подготовку задания дается мало времени, очень активизирует всех участников. Здесь нет возможности отложить решение проблемы на потом. Очень часто воплощаются в жизнь те идей, которые вне конкурса показались бы бредовыми.
Так было на последнем «Тинейджере», когда почти без подготовки дети командами показывали космические объекты. Мы увидели и рождение звезды, и парад планет, и затмение солнца. А по сути, мы показали подросткам, что все возможно в этой жизни, и, что задания, на первый взгляд невыполнимые, имеют свое решение. Причем не единственное.
Наверно, самое любимое мое направление – это интеллектуальные игры. В основном они краеведческого характера. Когда я бралась за первую игру, думала, что это будет ,мягко говоря, скучновато. Но, благодаря применению мультимедийных технологий краеведческая тема заиграла яркими красками и, в первую очередь, для меня.
Сначала меня увлекло составление вопросов, потом создание этих вопросов в мультимедийном варианте. А затем я продумала, как можно, не имея никаких электронных средств, по - честному, оценивать правильность и быстроту ответов каждой команды, не зависимо от их количества.
Не буду долго рассказывать про игры, лучше покажу небольшую подборку.
В эти игры можно играть как командно, так и индивидуально проверить свои знания. Перед игрой я всегда говорю участникам, что все знать невозможно. Но, если вы не знаете ответ на данный вопрос, попробуйте вспомнить то время, о котором мы говорим, взаимоотношения между людьми и ответы на многие вопросы подскажет ваша логика. Как потом делились дети, действительно, ответы на некоторые вопросы приходили, как озарения.
Очень часто в адрес игры слышу положительные отзывы педагогов. Но самое мое большое достижение– это, когда в прошлом году девочка из МОУ СОШ№ 50 подошла ко мне после игры и сказала, что ей было очень интересно и очень понравилось.
Мне кажется, пробудив интерес к истории, можно пробудить любовь к городу. И город наш станет чище, и на улицах будет красивее.
Как координатор детского движения я должна содействовать активной работе школьных организаций. Существование детской организации невозможно представить без команды лидеров. Но лидерами не рождаются, ими становятся. Чтобы помочь ребятам стать впереди, в ФДО была задумана «Школа успеха». Она проводилась раз в месяц на базе ДДТ.
Несомненные плюсы «школы» – это возможность ребят из разных школ общаться между собой, углубление знаний в области межличностных отношений, тренинги, направленные на командообразование. Однако, охват детей оказался не таким, как хотелось бы.
Тогда решено было пойти непосредственно в образовательные учреждения. Потерялась возможность познакомить детей из разных школ. Но приобрели мы гораздо больше. Во – первых, увеличилось количество детей. Во– вторых, дети, занимаясь в стенах родной школы, быстрее раскрепощались. А свобода от зажимов – это главное условие креативной деятельности.
И в – третьих, работа с активами школ дала возможность улучшить работу всей детской организации или школьного объединения. Как видно из ГРАФИКА, количество детских организаций, которые находятся в высоком рейтинге, а значит, активно работают по программе ФДО, за последний год увеличилось. А соответственно у ребят появилось больше возможностей для самореализации и тренировки креативных способностей.
Самой хорошей и продуктивной школой жизни для подростков я считаю лидерские сборы. За три-четыре дня сборов дети проживают целую жизнь: интересную и насыщенную. Приехавшие одиночки за это время превращаются в настоящий дружный отряд.
Мы не учим их словами, как надо жить и действовать. Все обучение происходит в игре. Но именно в ней дети понимают, как надо говорить, чтобы тебя услышали, что надо делать, чтобы тебя заметили. Получив бесценный опыт человеческих отношений, многие с успехом используют его, вернувшись домой.
Методика «недописанного предложения», которая применяется на сборах, дает возможность увидеть, насколько глубокие изменений происходят в детском сознании. Ребята отмечают, что они стали более раскованными, стали меньше стесняться говорить, обрели много друзей, выяснили, что у них со сверстниками сходные проблемы.
Мне кажется, что сборы для многих подростков являются пусковым механизмом. Некоторых ребят я начинаю часто встречать на различных мероприятиях именно после сборов.
Работа с подростками не ограничивается только развлекательной и игровой деятельностью. В этом возрасте уже есть силы и, самое главное, желание быть полезным окружающим. У ребят возникает только проблема, где применить свои силы. Совместно с Федерацией детских объединений мы стараемся так организовать работу, чтобы у ребят была возможность поучаствовать в социально-значимых акциях.
Я эти акции очень люблю. Я их люблю за то, что они позволяют ребятам делать действительно добрые дела. Награду за них они получают сразу в виде улыбок малышей, теплых слов благодарности от пожилых людей и просто от сознания, что кому-то они доставили радость.
На акцию «Дети –детям» в приюте «Улыбка» детские организации клеили коробки для раздаточного материала, шили постельное белье для кукол, а потом для малышни устроили праздник с играми и конкурсами.
В прошлом году решили не ходить далеко, а устроить праздник для первоклашек своей школы. Надо было видеть, с каким удовольствием ребятня играла со старшеклассниками. Даже не могу сказать, кому нравилось больше: первоклассникам или ученикам старших классов.
Совсем недавно накануне Дня учителя проходила акция «Скажи учителю спасибо». Ребята предлагали прохожим написать письмо своему любимому учителю. Честно сказать, люди реагировали по-разному, но ребята не терялись, находили нужные слова и все бланки для писем были заполнены.
Больше всего мне запомнилась девочка Аня из школы 48. Когда я только давала задание, ее педагог Галина Алексеевна, еще раз уточнила: «Аня, тебе надо будет подходить к прохожим и общаться с ними». Когда они сдавали мне заполненные письма, Галина Алексеевна с восторгом говорила: «Моя Аня!…останавливала людей!… и разговаривала с ними!…Это невероятно!».
В заключении мне хотелось бы сказать. Как часто мы слышим слова: «ребенок должен», «положено, чтобы ребенок…», «ты обязан…». Это ошибка. Ребенок изначально ничего не должен и не обязан. Это мы, педагоги, должны создать ему условия для нормального развития, научить его жить среди людей, понимать их чувства, желания и действия. И только со временем, когда он сам поймет, что именно он должен и кому, он будет отдавать эти долги- отдавать своей любовью, привязанностью, теплом по отношению к Родине, к людям, к своим родителям, друзьям, и наконец, к своим детям.