Дорогие друзья, сегодня опытом работы по развитию творческого потенциала у детей поделится с нами Пышнограй Елена Ивановна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД ДДТ города Алексеевка.
Комментарий к статье от Елены Ивановны:
"Творческий потенциал — это интегральное качество человека, ядро его сущностных сил, выражающих меру активности индивида в процессе его самореализации. А детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее. Развитие младших школьников, актуализация заложенных в них природой потенциалов, способностей и задатков позволит формирующейся личности в будущем занять достойное место в обществе."
Полезного чтения...
«Развитие творческого потенциала у детей младшего школьного возраста»
Актуальность развития творческого потенциала определяется усилением роли образования как института, гарантирующего право человека на самореализацию, развитие способностей и социальную интеграцию. Развитие младших школьников, актуализация заложенных в них природой потенциалов, способностей и задатков позволит формирующейся личности в будущем занять достойное место в обществе. В данном контексте особенно важное значение приобретает целенаправленное, поступательное развитие креативных сил каждого обучающегося дошкольника, его творческого потенциала на различных этапах реализации процессов обучения и воспитания. При всей несомненной теоретической и прикладной значимости многочисленных исследований этой проблемы, следует отметить, что в условиях модернизации системы образования, она остается открытой.
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ (лат. potentia — сила) — совокупность способностей индивида, необходимых для творческой деятельности. Творческий потенциал — это интегральное качество человека, ядро его сущностных сил, выражающих меру активности индивида в процессе его самореализации.
Внешние факторы играют значительную роль в развитии творческого потенциала, однако созидающей силой и его ядром являются внутренние факторы.
Творчество рассматривается как пульсация энергии разных уровней, переход от «небытия к бытию», прирост содержательности в бытии и в самом субъекте творчества.
Существует множество различных определений понятия творчества. Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности». По мнению американского ученого П. Хилла, «творчество – это успешный полет мысли за пределы неизвестного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». Польский исследователь А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций.
Можно сказать, что творчество – это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии.
Потенциал (от лат. – сила) – в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизированы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели.
Эстетическое воспитание детей и подростков средствами искусства и культуры, всегда было актуально. Значение его неизмеримо возросло в современных условиях развития общества. Необходимость приобщения подрастающего поколения к духовно-нравственным ценностям, определяющим суть человеческой жизни, сегодня очевидна. Эта суть - в стремлении человека познать свое предназначение на земле, установить гармонию с окружающим миром, с самим собой.
За последние десятилетия значительно снизился уровень художественно-эстетической культуры детей, подростков и молодежи, потому что большинство передач, которые транслируются по телевидению, не способствуют культурно-нравственному и художественно- эстетическому развитию. Это преимущественно образцы невысокого качества, рассчитанные на элементарные формы реализации потребностей в развитии творческого потенциала. Именно, развиваясь творчески, дети постигают многое об окружающем мире, развиваясь в эмоциональном и художественном отношении. В настоящее время обучение детей определяется не столько специальными предметными знаниями, сколько разносторонним развитием ребенка как личности, способного к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, способного применять полученные знания и умения в повседневной жизни, готовых к жизни в открытом и меняющемся мире.
Образовательный процесс должен быть направлен на разноплановое развитие, раскрытие творческих возможностей, т.е. на развитие индивидуальности каждого обучающегося.
Творческий потенциал личности свидетельствует о возможностях дошкольников и школьников младших классов создавать новое, оригинальное. Наряду с этим, неправильным будет ограничить творческий потенциал лишь способностью к созданию нового. Данная способность существует во взаимодействии с мотивами, знаниями, умениями, способностями личности, благодаря которым создается творческий продукт, отличающийся новизной, неповторимостью. Творческий потенциал и способность к созданию нового предполагают сформированность других, тесно связанных с ней качеств личности.
Активность и новизна - это только поверхностные и вторичные характеристики творчества. Они обязательно проявятся в процессе межсубъектных отношений, если человек будет способен к поиску своего места в мире через осмысление и переосмысление своего опыта, выходя за рамки общепринятых шаблонов и основываясь на реальной взаимосвязи вещей и отношений. Творческий потенциал как характеристика, присущая каждому человеку, может выступать в этом случае мерой творчества и рассматриваться как готовность к самосозиданию.
К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.
Творческий потенциал развивается в процессе деятельности при решении различных задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая в творчестве может быть выражена объективно или субъективно для каждого человека.
Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности, а также сложное личностно-деятельностное образование, включающее мотивационно–целевой, содержательный, операционно-деятельностный, рефлексивно–оценочный компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня его развития. Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить себя, рассматривать каждый момент жизни как акт творческий, позволяющий самореализоваться, для многих является проблемой. Так как люди чаще всего действуют по шаблону, заранее запрограммируемым нормам, что часто приводит к протесту против требований общества.
Таким образом, задача формирования творческого потенциала личности на различных этапах функционирования системы образования является своевременной. Способность к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках … через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Но эпизодическая творческая деятельность никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации. Непрерывная, систематическая творческая деятельность на протяжении всех лет обучения непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала.
В процессе развития творческого потенциала желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции учащихся (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.
А детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.
Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить новые подходы – из всего этого в совокупности и составляют творческий потенциал.
Практика показывает, что развивать способности - это, значит, вооружить ребенка способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в нем и гибнут в бездействии. Поэтому для развития творческой деятельности необходимо создания определенных условий.
1. Раннее начало.
2. Умная, доброжелательная помощь взрослого.
3. Доверительная атмосфера сопереживания, сотрудничества
4. Мотивация задания.
К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.
В настоящее время образование испытывает острую необходимость в разработке методологических аспектов и адекватном технологическом обеспечении процесса развития творческого потенциала личности ребенка младшего возраста.
Как показывает анализ литературы, темпы накопления педагогического знания о способах формирования творческого потенциала отстают от требований образовательной практики, в том числе недостаточно разработаны проблемы актуализации творческого потенциала обучающихся. Не прослеживаются особенности творческой деятельности, личностное своеобразие обучающихся с различным уровнем развития творческого потенциала, недостаточно методик психолого-педагогической поддержки развития личностного образования, дополнительных занятий, как средства развития творческого потенциала.
Занятия в группах раннего развития, направленны на развитие творческого потенциала детей младшего возраста, предоставляет возможность выйти за пределы стандартного набора знаний, использовать базовые умения и навыки в творческом преломлении, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение, реализовывать свои природные задатки и возможности.
Развитие творческого потенциала можно разделить на 3 этапа.
Первый этап предполагает полное руководство творческой деятельностью младших школьников. Второй этап развития творческого потенциала направлен на увеличение доли самостоятельности в творческой деятельности при частичном руководстве ими педагогом и третий этап посвящен повышению доли самостоятельности обучающихся при выполнении творческих заданий.
Занятия по развитию творческого потенциала не требуют специального помещения и оборудования, кроме материалов для индивидуального и группового творчества (разработанные дидактические игры, разные виды карточек, раздаточный материал, альбомные листы, карандаши, фломастеры, цветная бумага, клей, детская литература).
Оценка уровня развития творческого потенциала младших школьников производится с позиций уровневого подхода (В.А. Сластёнин, К.П. Сокольников), позволяющего выделить высокий, средний и низкий уровни.
Диагностика уровня развития творческого потенциала (мотивационный, содержательный, процессуальный, эмоционально-поведенческий компоненты). Выполнение тестовых заданий, заданий для развития творческих способностей, составление задания для товарища, оценка собственного творческого продукта, своих потенциальных творческих возможностей.
Моделирование данного процесса дало возможность систематизировать общие и частные педагогические условия, необходимые и достаточные для его результативности: интеграция основного и дополнительного образования, руководство процессом развития творческого потенциала младших школьников, создание атмосферы для раскрытия природных способностей, для проявления свободы в творчестве, сотворчество младших школьников и педагога в процессе интерактивного общения, выстраивание образовательного процесса на основе принципов индивидуализации, гуманизации и гуманитаризации, закрепление и развитие общеучебных умений и навыков, обучение приемам и методам для творчества и дальнейшего творческого саморазвития, развитие способности к саморегулированию в процессе творческой деятельности, развитие критичности мышления.
Моделирование педагогического процесса развития творческого потенциала воспитанников школы раннего развития позволяет нам выделить критерии творческого потенциала и методики их измерения.
Теоретическая значимость нашего методсовета заключена в следующем:
- уточнены сущность и специфика понятий «творческий потенциал» младших школьников, «критерии творческого потенциала»;
- обогащена теория развития творческого потенциала личности (результаты исследования расширяют научные представления о педагогических возможностях);
- выявлена результативность взаимодействия психолого-педагогических условий, влияющих на эффективность педагогического процесса развития творческого потенциала младших школьников.
Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала младших школьников (система условий, приемов, методов), могут быть применены для развития творческого потенциала обучающихся на разных предметах в курсе начального обучения, а также педагогами-практиками на занятиях в системе дополнительного образования.
В.А. Сухомлинский говорил: «Человек стал человеком потому, что увидел красоту вечерней зари, глубину лазурного неба, бесконечную даль степей … увидел и изумленный пошел по Земле, создавая новую красоту».
Заканчивая рассмотрение одной из сложных проблем педагогики – развитие творческого потенциала, следует сделать вывод, что не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать творцом. И этого не изменят самые лучшие педагогические методики. Но верно и то, что определенным творческим потенциалом развития обладает каждый, вступающий в этот мир, человек. И потенциал этот нужно раскрыть. В этом нет никакого противоречия. Так, каждый обладает способностью логически мыслить и применять ее постоянно, но лишь немногие становятся специалистами по логике или удачными теоретиками. Поэтому нам педагогам нужно настраиваться и вести себя так, будто весь коллектив воспитанников состоит из потенциальных творцов.