Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Асташова Е.А.
10 минут 15458 5006

Мастера своего дела: Асташова Е.А.

astachovaДорогие друзья, сегодня наш постоянный участник рубрики "Мастера своего дела" Асташова Елена Анатольевна, воспитатель МДОУ Детский сад комбинированного вида № 230 Ленинского района города Саратова, поделится с нами опытом своей работы и представит свою авторскую программу работы кружка по ручному труду "Солнышко в ладошках", которая будет полезна и интересна воспитателям ДОУ.

Комментарий к статье от Елены Анатольевны:

"Работа кружка запланирована в рамках реализации авторского проекта по обучению детей творческому рассказыванию с использованием сказкотерапии "Незабудки для Анютки", и решает следующие задачи: повышая у детей интерес к художественному ручному труду, формирует образное представление, воспитывая и развивая их творческие способности, аналитическое мышление, художественный вкус, а формирует технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе - нестандартным."


Программа работы кружка «Солнышко в ладошках» (по художественному ручному труду)

Скачать статью с  иллюстрациями

Кружок «Солнышко в ладошках» является одной из форм работы с детьми проекта «Незабудки для Анютки» по обучению творческому рассказыванию.

Программа кружка «Солнышко в ладошках» ориентирована на развитие детского творчества - как первоначальную ступень художественной деятельности, которая позволяет ребёнку познавать новое, развивать творческое мышление, фантазию, мелкую моторику, речь.

Цель программы кружка - изготовление поделок к сказкам, составленных в рамках проектной деятельности.

Программа решает следующие задачи:

  1. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности, аналитическое мышление, речь.
  2. Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе - нестандартным.
  3. Учить способам создания самостоятельных поделок и композиций, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
  4. Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
  5. Формировать художественный вкус.

Для решения поставленных программой задач необходимо выполнение следующих условий:

  1. Планирование деятельности по тематическим блокам.
  2. Создание развивающей среды для реализации ребенком потребности в познании, общении, творчестве.
  3. Профессиональная компетентность педагога.

Программа состоит из 4 разделов:

  1. Работа с бумагой и картоном.
  2. Работа с тканью.
  3. Работа с бросовым и природным материалом.
  4. Работа с пластилином и солёным тестом.

Содержание занятий по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.

В основе занятий лежат принципы, присущие занятиям в разных видах деятельности:

  • учет возрастных особенностей старших дошкольников;
  • принцип комплексного подхода;
  • принцип сочетания различных форм организации деятельности.
  • игровой принцип;
  • принцип безоценочного позитивного принятия ребенка.

Программа предполагает: 36 занятий в год; 4 занятия в месяц; 1 занятие в неделю - продолжительность 30 минут

Кружковая работа проводится во 2 половину дня. Все дети обучаются по одной программе, согласно лексической темы недели. Осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.

Основные формы кружковой работы – игровая и сказочная ситуация. Методы: эмоционально окрашенный рассказ педагога, совместная деятельность по творческому рассказыванию, продуктивная деятельность детей; психогимнастические упражнения; сказкотерапия. Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей по учебным полугодиям.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

  • выставки детских работ;
  • участие в мероприятиях разного уровня.

Содержание работы кружка

Общие задачи кружковой работы:

  1. Учить детей работать творчески и коллективно, проявляя инициативу в выборе материала.
  2. Учить выполнять работы по замыслу из любого материала, по мотивам сказки.
  3. Самостоятельно проектировать игрушку, выбирая последовательность этапов выполнения работ.
  4. Анализировать, предложенный воспитателем образец- поделку, определяя из какого материала он сделан.
  5. Учить эстетично оформлять свою работу, украшая её отдельными деталями.
  6. Развивать память, совершенствовать логическое мышление детей.
  7. Воспитывать аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Раздел 1. «Работа с бумагой и картоном» Задачи обучения:

  1. Совершенствовать умения детей работать с бумагой и картоном, продолжать учить делать поделки по типу «оригами», плоскостные игрушки, аппликации по словесному описанию или рисунку.
  2. Использовать дополнительный материал для оформления работы: бросовый, природный, ткань и др.
  3. Учить создавать картины по типу «Коллаж», «Витраж», используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания.

Раздел 2. «Работа с тканью и нитками» Задачи обучения:

  1. Учить делать поделки, аппликации, используя ткани различных текстур.
  2. Оформлять работу, используя нитки- мулине, мех, кожу, шерсть и другой материал.
  3. Дать понятие о моделировании одежды и научить кроить наряды на плоскостных кукол, украшать, используя элементы ручного труда.

Раздел 3. «Работа с природным материалом»

Задачи обучения:

  1. Продолжать учить работать с природным и бросовым материалом.
  2. Учить создавать поделки на основе плотного картона, пластиковых банок, используя в качестве дополнительного материала пластилин.
  3. Изготовлять монументальные поделки по сюжету сказки, коллективные поделки и композиции.

Раздел 4. « Работа с пластилином и солёным тестом»

Задачи обучения:

  1. Учить лепить из пластилина и солёного теста различные предметы, передавая форму, пропорцию, движение; создавать сюжетные композиции.
  2. Выполнять декоративные композиции способом налепа и рельефа.
  3. Расписывать вылепленные изделия.
Аналитическая справка о работе кружка «Солнышко в ладошках» в подготовительной логопедической группе   МДОУ « Детский сад комбинированного вида №230»

На протяжении 2011-2012 учебного года проводилась работа с детьми подготовительной логопедической группы в кружке «Солнышко в ладошках». Работа кружка является одной из форм деятельности проекта по обучению детей творческому рассказыванию с использованием сказкотерапии «Незабудки для Анютки». В ходе проекта, дети составляли сказки о кукольной девочке Анютке и её друзьях, а деятельность в кружке предполагала изготовление поделок по этим сказкам.

Руководитель кружка: Асташова Е. А. - воспитатель подготовительной логопедической группы. Число воспитанников, занимающихся в кружке -13 человек.                                                              

Были поставлены задачи кружковой работы:

  1. Учить детей работать творчески и коллективно, проявляя инициативу в выборе материала.
  2. Учить выполнять работы по замыслу из любого материала, по мотивам сказки.
  3. Самостоятельно проектировать игрушку, выбирая последовательность этапов выполнения работ.
  4. Анализировать , предложенный воспитателем образец- поделку, определяя из какого материала он сделан.
  5. Учить эстетично оформлять свою работу, украшая её отдельными деталями.
  6. Развивать память, совершенствовать логическое мышление детей.
  7. Воспитывать аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Вся работа была разделена на 4 больших блока:

  1. Работа с бумагой и картоном.
  2. Работа с тканью и нитками.
  3. Работа с природным и бросовым материалом.
  4. Работа с солёным тестом и пластилином.

Был составлен перспективный план работы, в котором равномерно распределены были все занятия из разных блоков по месяцам, согласно лексическим темам и темам сказок. Было проведено в течении учебного года 36 занятий ( 4 занятия в месяц; 1 занятие в неделю) с детьми подготовительной логопедической группы. На занятиях дети совершенствовали умения работать с бумагой и картоном, учились делать поделки по типу «оригами», делали игрушки на цилиндре и конусе. Коллективная поделка «Портрет Деда Мороза» достойно представила группу на новогодней выставке детского сада.

Украшением группы стала картина «Солнечная полянка», выполненная по типу «коллаж», с использованием цветной ткани и ниток, природного материала. На занятиях дети закрепляли навыки и умения работы с природным и бросовым материалом ( «Подводное царство» и др.). Поделка Лосевой Алёны из солёного теста была отправлена на Всероссийский конкурс «Уши, ноги и хвосты» и стала лауреатом 3 степени. Проведённая работа показывает необходимость данного кружка, особенно для детей с ОНР и ЗПР, так как развивает логическое мышление, внимание, мелкую моторику, творческое воображение, благотворно влияет на развитие речи детей.

Благодаря кружковой работе дети стали аккуратнее обращаться с клеем, бумагой, ножницами и другими материалами. Стали более требовательно относиться к результатам своего труда, научились оценивать поделки других детей и бережно к ним относиться. Всё это доказывает необходимость проведения такой работы с детьми.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2315 36

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6591 677