В настоящее время особая роль отводится туристско-краеведческой деятельности, ведь она весьма привлекателена для детей.Это не только реальная возможность расширить географические познания, даже на уровне родного края, но и решить проблему собственного «Я», ведь деятельность каждого члена туристской группы тесно переплетена с деятельностью и поступками других членов группы. При этом воспитывается ответственность за свои действия перед ребятами, с которыми делишь все тяготы походной жизни.
И сегодня опытом в туристско-краеведческой деятельности поделится с нами Дьяченко Сергей Александрович, педагог дополнительного образования Дома детского творчества города Алексеевка.
За время своей работы он проложил семь новых туристских маршрутов, разработал и внедрил образовательную программу юных инструкторов детско-юношеского туризма. В статье "Использование эффективных форм организации туристско – краеведческой деятельности с целью развития туристских навыков в процессе профессиональной подготовки инструкторов детско-юношеского туризма" показана история и развитие собственного опыта, а так же оценены конкретные результаты деятельности.
Такая форма предсталения собственного опыта будет полезна педагогам для выступлений на методическом совете, на районных и областных семинарах – практикумах, конференциях, мастер-классах.
Полезного чтения...
"Использование эффективных форм организации туристско – краеведческой деятельности
Условия возникновения, становления опыта.
Педагогом дополнительного образования я работаю с 1996 года на базе средней колы №6. т.к. микрорайон удален от центра, и учащимся далеко добираться до Дома детского творчества. Территория микрорайона позволяет мне проводить различные мероприятия туристско-краеведческого направления и практически охватывает 50% из 189 обучающихся в школе. На территории школы оборудована специальная туристическая площадка, используется спортивный зал для проведения систематических занятий по туризму.
За время моей работы были проложены семь новых туристско-краеведческих маршрутов, разработана и внедрена программа деятельности юных туристов. Мои воспитанники принимают активное и плодотворное участие в исследовательских, поисковых работах, экологических и спортивно-оздоровительных мероприятиях, которые требуют навыков выживания человека в природной среде. Основы данной работы были положены в разработанную мною программу дополнительного образования для детей туристско-краеведческого профиля « Юные инструкторы туризма», рассчитанную на трехлетний период.
Актуальность опыта.
Туризм как вид деятельности весьма привлекателен для детей. Это не только реальная возможность расширить собственные географические познания, даже на уровне родного края, но и решить проблему собственного «я». От других видов спорта туризм отличается рядом особенностей, прежде всего массовостью, общедоступностью. Любому спорту свойственен соревновательный элемент, но в туризме никогда не бывает проигравших -он сам по себе уже источник радости.
В условиях туристского похода, особенно многодневного, деятельность каждого члена туристской группы тесно переплетена с деятельностью и поступками других членов группы и группы в целом. Здесь естественным путем возникает очень важная для педагогов обстановка – обстановка своего рода «ответственной взаимозависимости», экскурсии и другие формы деятельности, где социальные контакты детей очень тесны, позволяют ввести воспитанника в огромный мир сложных человеческих чувств, переживаний, отношений, направленных на заботу о ближнем. При этом воспитывается ответственность за свои действия не перед абстрактным человечеством или своим будущим, а перед конкретной группой ребят, с которыми делишь все тяготы походной жизни. В свою очередь формирование ответственности в небольших делах способствует формированию ответственности, а в целом -гражданственности.
Поскольку в детско-юношеском туризме и краеведении, в отличие от других видов образовательной и спортивно-оздоровительной деятельности, практически нет профессиональной подготовки кадров, особое значение приобретает необходимость обучения инструкторов детско-юношеского туризма. При подготовке инструкторских кадров я обращаю внимание на некоторые стороны туризма как вида спорта и связанные с этим особенности педагогической деятельности инструктора. В туризме, в отличие от других видов спорта, инструктор показывает спортивный результат, по меньшей мере, равный тому, который он ожидает получить от своего ученика. Это значит, что инструктор должен уметь совершать походы соответствующей степени или категории вместе со своими воспитанниками и во главе группы. Один из важнейших факторов безопасности - техника страховки. Для ее отработки применены только имитационные упражнения. Срывы в реальных условиях преодоления препятствий не так уж часты, и проверить себя «на практике», к счастью, приходится не каждому. Обучая приемам страховки и самостраховки, инструктор должен внушить обучаемому, что безукоризненное владение этими приемами, постоянная готовность применить их - основа квалификации туриста.
Ведущая педагогическая идея опыта.
В основу опыта положен анализ деятельности по развитию детско-юношеского туризма, а содержательно-смысловой подход к изучению туристско-краеведческой работы позволил выработать общие направления комплексного обучения инструктора детско-юношеского туризма. Опыт ориентирует инструкторов детско-юношеского туризма на овладение основными положениями педагогики в тесной связи с опытом учебно-воспитательной работы в туристско-краеведческих объединениях. Вместе с тем он носит прикладной характер, предусматривая изучение в первую очередь тех аспектов педагогики, которые имеют первостепенное значение в деятельности инструктора детско-юношеского туризма.
Необходимо упомянуть о нестареющей истине: успех всякого педагогического процесса в значительной мере зависит от личного примера инструктора, его благожелательности по отношению к воспитанникам и творческого отношения к делу .Я , как педагог-инструктор детско-юношеского туризма совместно образовательными учреждениями станциями юных туристов провожу учебные мероприятия по программам специальной туристской и краеведческой подготовки:
- инструкторы детско-юношеского туризма;
- судьи туристских соревнований;
- руководители спортивных туристских походов;
- инструкторы по видам туризма;
- экскурсоводы;
- спасатели .
Длительность работы над опытом.
Работа по формированию инструктора детско-юношеского туризма была разделена на несколько этапов
I этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2009 –ноябрь 2009 года.
II этап – основной (формирующий) – декабрь 2009 – март 2012 года.
III этап – заключительный (контрольный) – март 2012- май 2012года.
Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня готовности воспитанников к преобразовательной деятельности.
Формирующий этап педагогического процесса – это ясное осознание цели и методики. Комплексная направленность различных воспитательных и образовательных средств оказывается действенной лишь в том случае, если педагогический процесс характеризуется целостностью, системностью. Польза системы для мышления состоит не только в том, что о вещах начинают мыслить упорядоченно, по известному плану, но и в том, что о них вообще начинают мыслить, раскрывать сущность. Систему учебно-воспитательного процесса детско-юношеского туризма можно определить как единство образования, воспитания и развития.
Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.
Диапазон опыта.
Систему воспитания в процессе туристско-краеведческой деятельности я строю в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям. В то же время участие в походах, экскурсиях, путешествиях позволяет учащимся познакомиться с прошлым и настоящим нашей области.
В процессе туристско-краеведческой деятельности расширяется сфера общения учащихся, они приобретают навыки социального взаимодействия, опыт положительного поведения, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности ребенка: трудолюбия, чувства товарищества, ответственности, которые воспитываются у членов туристской группы, существующей в автономном режиме.
Теоретическая база опыта.
Теоретически обосновал краеведческие исследования К. Д. Ушинский. «День, проведенный ребенком среди рощ и полей... стоит многих недель, проведенных на учебной скамье», утверждал он. Основатель русской физической культуры П. Ф. Лесгафт настоятельно рекомендовал взрослым и детям прогулки, экскурсии и походы, как способ оздоровления и закалки. В отношении преподавания, использующего краеведческий подход он писал «Вообще все, что преподается в школе, должно быть непременно связано с жизнью; необходимо всегда исходить из наблюдения над жизнью, насколько это возможно».
В послевоенные годы двадцатого века детский туризм стал массовым. Многие учителя - бывшие фронтовики - организовывали походы по местам сражений, приобщали детей к славе и подвигу нашего народа. Именно в это время многие учителя стали использовать туризм как эффективное средство воспитания и обучения В конце 40-х начале 50-х годов входят в практику ежегодные слеты юных туристов городов, областей, а позже - Всероссийские и Всесоюзные.
В середине 60-х годов берёт своё начало Всесоюзный поход «Дорогой славы отцов». Во время походов сооружались памятники погибшим, приводились в порядок места захоронений, устанавливались имена тех, кто погребен в братских могилах. Было проведено 11 этапов похода. Всесоюзные слёты проводились в Москве, Ленинграде, Киеве, Ульяновске, Волгограде, Иванове, Минске, Ереване, В 70- 80-е годы получила продолжение практика проведения Всесоюзных экспедиций пионеров и школьников. Была объявлена Всесоюзная экспедиция «Моя Родина - СССР». 12-й (и последний) слет проходил уже под другим названием.
Степень новизны.
Туристские походы располагают поистине огромными воспитательными возможностями. Главные из них – возможность физического воспитания туристов, привития им навыков безопасного поведения в суровых, а подчас экстремальных условиях. Не на последнем счету -воспитание экологически грамотного поведения, расширение кругозора участников туристских походов, создание условий для самореализации и возможность познать историю родного края, позволяет поставить каждого его участника в уникальные, в плане воспитания, условия, когда абстрактные идеи норм общежития приобретают весьма конкретную жестко обусловленную реальность..
Технология опыта
Постановка целей и задач данной педагогической деятельности.
Одной из важных целей детско-юношеского туризма, как спорта, оздоровления и вида деятельности является формирование здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании детей. Принимая во внимание, что дети и молодежь будущее поколение страны, в современных экономических условиях не должны терять нравственные ориентиры. Поэтому перед педагогами дополнительного образования стоят первоочередные задачи:
- вернуть молодому поколению прекрасный мир спортивного туризма и развивать его;
- эффективно обучить жизненным навыкам выживания человека в природной и городской среде обитания .
И здесь основной фигурой становится воспитатель, тренер, организатор , инструктор детско-юношеского туризма.
Целью опыта является определение педагогических основ, факторов, условий формирования инструктора детско-юношеского туризма как личности в системе дополнительного образования: разработка технологий и критериев результативности данного процессе во взаимодействии образовательных учреждений с различными социальными институтами воспитания.
Главная задача опыта:
- формирование общей культуры личности,
- научить новичка возможно большему количеству технических приемов,
- помочь ясно определить отношение к туризму,
- понять, стоит ли ему заниматься этим видом спорта,
- каковы его спортивные перспективы.
Организация учебно-воспитательного процесса
На протяжении трех лет мною проводилась работа по совершенствованию форм учебной работы при подготовке туристов-инструкторов. Помимо традиционных лекций, и практических занятий, деловых игр и самостоятельной работы учащихся, я активно внедряются такие виды занятий, как учебные занятия на местности (оборудованных полигонах) и учебно-тренировочные походы. Занятия характеризуются применением разнообразных методов обучения, возможностью групповой и индивидуальной работы. Для решения общей задачи я создал всю систему занятий по курсу в целом. Специфика занятий по каждой теме любого раздела определяется как содержанием учебного материала, так и воспитательными целями
Основной этап в учебном процессе - это учебно-тренировочный поход. Он требует тщательной подготовки, продуманного плана и умелого методического руководства. Особое внимание обращаю на выбор района путешествия, наличие полного набора естественных препятствий, соответствующих данной категории обучающихся и виду туризма, удобные пути подъезда и отъезда, наличие интересных экскурсионных объектов и т. д.. После определения района учебно-тренировочного похода даю задание учащимся на его тщательное изучение по литературным источникам, справочникам, картографическим материалам, отчетам туристских групп и разработке маршрута похода. Поскольку целью учебно-тренировочного похода является отработка и закрепление туристских знаний, умений и навыков, а также повышение туристской квалификации, то в его программу включают:
- проведение бесед и рассказов, углубляющих знания учащихся по пройденным дисциплинам;
- проведение учебных практических занятий на естественных препятствиях по отработке техники и тактики вида туризма, ориентированию на местности, организации походного быта;
- сбор и оформление материалов для отчета об учебно-тренировочном походе;
- выполнение общественно полезной работы в населенных пунктах и на маршрутах ,природных и экскурсионных объектах;
- регулярное подведение итогов дня и проведение разбора всего учебно-тренировочного похода при его окончании.
Весь учебный процесс в условиях учебно-тренировочного похода подчиняется соблюдению режима дня, графику похода, правил обеспечения безопасности и выполнению учебного плана.
Обучение инструкторов туризма включает в себя общую и специальную физическую, теоретическую, техническую, тактическую и морально-волевую подготовку, что составляет единый процесс обучения и воспитания туристских кадров:
-физическая подготовка заключается в постепенном закаливании организма, повышении его функциональных возможностей и работоспособности, развитии и совершенствовании физических (двигательных) качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и т. д. Эта подготовка осуществляется в процессе учебно-тренировочных занятий и походов;
-техническая подготовка предусматривает практическое овладение туристскими умениями и навыками.
Основными из них являются: владение техническими приемами страховки и самостраховки, преодоления сложных естественных препятствий в различных видах туризма, умение плавать, ходить на лыжах, управлять судами, на которых проводится поход, ездить на велосипеде, автомобиле, мотоцикле, ориентироваться на местности, разжигать костер в любых условиях, готовить пищу, изготовлять и ремонтировать снаряжение и др.
Принцип наглядности обучения требует так организовать обучение, чтобы слушатели усваивали знания на основе чувственного восприятия реальных предметов, явлений или их изображений. Весь дополнительный учебно-методический материал и наглядные пособия делятся на три группы:
- руководящие материалы и инструкции, методические рекомендации
по вопросам туристской работы, рекламные материалы, описания маршрутов, тексты путевой информации и т. д.;
- учебно-методические наглядные пособия в помощь инструкторам-преподавателям;
- материал, выдаваемый слушателям как образец, или наглядное пособие для пользования на учебном мероприятии.
После занятий этот материал собирается и хранится для занятий с другими группами. Кроме литературы, для повышения эффективности учебного процесса рекомендуется изготовить или приобрести следующие наглядные пособия:
- схема организационной структуры управления туристской отраслью;
- схема организационной структуры управления учреждением дополнительного образования туристско-краеведческого профиля;
- схема организационной структуры федерации туризма и ее комиссий;
- нормативные плакаты по Единой Всероссийской спортивной классификации;
- топографические, физические и другие карты республики, края, области, района;
- видеофильмы, диафильмы и плакаты по охране природы;
- образцы маркировочных знаков, образцы и макеты оборудования мест стоянок и ночлегов;
- варианты планов подготовки и проведения туристских слетов и соревнований;
- образцы отчетов о походе;
- образцы планов подготовки и проведения учебных занятий;
- подборка образцов литературы;
- варианты планов подготовки и проведения походов;
- образцы туристского снаряжения и инвентаря;
- таблицы калорийности продуктов питания и примерные меню-раскладки походного питания;
- плакаты с условными топографическими знаками, макеты форм рельефа, учебные карты, компасы, измерители и т. д.;
- видеофильмы, диапозитивы, плакаты по технике и тактике вида туризма;
- плакаты по оказанию первой доврачебной помощи и др.
Таким образом, для успешного выполнения туристско-краеведческой деятельности инструктору детско-юношеского туризма необходимо умение совмещать теоретические знания, педагогическую и методическую подготовку с развитой на высоком уровне физической подготовкой и практическим туристским опытом.
Туризм и краеведение как массовое движения учащихся охватывает широкую область знаний. Деятельность педагога в этой области ориентирована в различных направлениях. Структурный анализ определяет преимущественно три направления.
Первое - туризм направлен на физическое развитие и совершенствование человека, улучшение и восстановление его здоровья.
Второе - познание в самых различных областях человеческой деятельности и природы.
Третье - это спортивные достижения, которые имеют целью максимальное развитие человеческих возможностей в преодолении разнообразных трудностей и природных препятствий и прохождение максимально сложных походов и путешествий в различных видах туризма.
Сущность обучения состоит не только в передаче знаний, умений и навыков от преподавателя к учащимся, но и в воспитании будущего туриста-инструктора. Результаты обучения относительно легко проверяются.
Какую бы работу ни проводил с туристами инструктор, он обязан помнить, что именно на нем лежит ответственность за воспитание в людях бережного отношения к природе. И здесь решающую роль играет личный пример: не подкрепленные собственным поведением призывы могут свести это важное дело к нулю. Пропагандистская и воспитательная деятельность инструктора включает информацию о мерах наказания за нарушение установленных правил. Довожу до сведения участников похода, какую материальную, административную и уголовную ответственность они несут за нарушения.
Результативность опыта
Проверяя и оценивая знания воспитанников, я могу определить уровень успеваемости в группе, трудности в усвоении материала, что дает возможность сделать выводы о качестве обучения и принять меры к его улучшению. Зачет является не только формой контроля успеваемости воспитанников со стороны педагога, но и хорошей школой самоконтроля. Мониторинг проводился мною на протяжении трех лет по своей методике и отслеживались четыре направления по образовательным критериям и трем направлениям умений воспитанников.
Мониторинг умений воспитанников первого года обучения устанавливать палатку
14% воспитанников испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием по причине непосещения занятий.
40% воспитанников работает с оборудованием с помощью педагога из за новых конструкций палаток.
46% воспитанников работает с оборудованием самостоятельно, не испытывая особых трудностей
Мониторинг умений воспитанников первого года обучения организовывать быт на туристском слете и в походе
20% воспитанников испытывает серьезные затруднения при организации быта по причине непосещения занятий.
46% воспитанников оббьем усвоенных умений и навыков составляет более ½.
34% воспитанников овладели практически всеми умениями и навыками предусмотренными программой за конкретный период.
Мониторинг умений воспитанников первого года обучения работать с литературными источниками
20% воспитанников в состоянии выполнить лишь простейшие задания педагога по причине непосещения занятий.
54% воспитанников в состоянии выполнить задания на основе образца
26% воспитанников выполняет практические задания с элементами творчества.
Мониторинг знаний основных видов спортивного туризма воспитанников первого года обучения
6%воспитанников овладели менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой по причине непосещения занятий.
54%воспитанников освоили более ½ объема знаний.
40% воспитанников освоили практически весь оббьем знаний.
Мониторинг знаний перечня личного и группового снаряжения воспитанников первого года обучения
6%воспитанников овладели менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой по причине непосещения занятий.
40%воспитанников освоили более ½ объема знаний.
54% воспитанников освоили практически весь оббьем знаний.
Мониторинг знаний основы личной гигиены воспитанников первого года обучения
20%воспитанников овладели менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой по причине непосещения занятий.
46%воспитанников освоили более ½ объема знаний.
34% воспитанников освоили практически весь оббьем знаний.
Мониторинг знания истории, культуры и природных особенностей родного края воспитанников первого года обучения
14%воспитанников овладели менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой по причине непосещения занятий.
40%воспитанников освоили более ½ объема знаний.
46% воспитанников освоили практически весь оббьем знаний.
Мониторинг навыков организации самостраховки воспитанников первого года обучения
20%воспитанников испытывает серьезные затруднения при организации самостраховки по причине непосещения занятий.
46%воспитанников работает с оборудованием с помощью педагога.
34% воспитанников работает с оборудованием самостоятельно, не испытывая особых трудностей.
Мониторинг навыков преодолевать технические этапы 1 и 2 класса воспитанников первого года обучения
20%воспитанников испытывает серьезные затруднения при преодолении технических этапов 1 и 2 класса.
54%воспитанников преодолевают технические этаны с помощью преподавателя.
26% воспитанников работает с оборудованием самостоятельно, не испытывая особых трудностей.
Мониторинг навыков ориентироваться на местности по компасу воспитанников первого года обучения
26%воспитанников испытывает серьезные затруднения ориентироваться на местности по компасу.
40%воспитанников умеют ориентироваться с помощью педагога.
34% воспитанников умеют ориентироваться на местности по компасу самостоятельно, не испытывая особых затруднений.
Мониторинг знания особенности условий родного края воспитанников третьего года обучения
6%воспитанников овладели менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой по причине непосещения занятий.
34%воспитанников освоили более ½ объема знаний.
60% воспитанников освоили практически весь обьем знаний.
Мониторинг знаний основных видов туристского многоборья, воспитанников третьего года обучения
6%воспитанников овладели менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой по причине непосещения занятий.
40%воспитанников освоили более ½ объема знаний.
54% воспитанников освоили практически весь оббьем знаний
Мониторинг знаний правил работы с личным и групповым специальным туристским снаряжением воспитанников третьего года обучения
6%воспитанников овладели менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой по причине непосещения занятий.
54%воспитанников освоили более ½ объема знаний.
40% воспитанников освоили практически весь оббьем знаний
Мониторинг умений воспитанников третьего года обучения транспортировать пострадавшего
14% воспитанников испытывает серьезные затруднения при транспортировки пострадавшего по причине непосещения занятий.
40% воспитанников работает с оборудованием с помощью педагога из за новых конструкций носилок.
46% воспитанников работает с оборудованием, самостоятельно, не испытывая особых трудностей .
Мониторинг умений воспитанников третьего года обучения оказывать первую доврачебную помощь
6% воспитанников испытывает серьезные затруднения при оказании первой доврачебной помощи по причине непосещения занятий.
34% воспитанников оббьем усвоенных умений и навыков составляет более ½.
60% воспитанников овладели практически всеми умениями и навыками предусмотренными программой за конкретный период.
Мониторинг умений воспитанников третьего года обучения двигаться по азимуту
14% воспитанников в состоянии выполнить лишь простейшие задания педагога по причине непосещения занятий.
46% воспитанников в состоянии выполнить задания по ориентированию на основе образца.
40% воспитанников работает с оборудованием, самостоятельно, не испытывая особых трудностей.
Мониторинг навыков организации самостраховки воспитанников третьего года обучения
20%воспитанников испытывает серьезные затруднения при организации самостраховки по причине непосещения занятий.
34%воспитанников работает с оборудованием с помощью педагога.
46% воспитанников работает с оборудованием самостоятельно, не испытывая особых трудностей.
Мониторинг навыков преодолевать технические этапы 2 и 3 класса воспитанников третьего года обучения
20%воспитанников испытывает серьезные затруднения при преодолении технических этапов 2 и 3 класса.
54%воспитанников преодолевают технические этаны с помощью преподавателя.
26% воспитанников работает с оборудованием самостоятельно, не испытывая особых трудностей.
Мониторинг уметь читать карту и ориентироваться по ней воспитанников третьего года обучения
26%воспитанников испытывает серьезные затруднения ориентироваться на местности по карте.
40%воспитанников умеют ориентироваться с помощью педагога.
34% воспитанников умеют ориентироваться на местности по карте самостоятельно, не испытывая особых затруднений.
Анализ мониторинга позволил проследить динамику сформированности УСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ. Таким образом, для успешной туристско-спортивной деятельности инструктору детско-юношеского туризма важно совмещать теоретические знания, педагогическую и методическую подготовку с физической подготовкой и практическим туристским опытом. Естественно, что объем знаний и содержание практической деятельности в туризме непрерывно расширяются и углубляются. Это вызывает необходимость при подготовке и повышении квалификации инструктора обеспечивать более глубокую специализацию обучения для работы с конкретным контингентом, в определенном виде туризма, на том или ином уровне управления.