Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Витенко Ю. Б.
25 минут 28992 9485

Мастера своего дела: Витенко Ю. Б.

Дорогие друзья, рады познакомить Вас с Витенко Юрием Борисовичем, учителем физической культуры муниципального общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа № 5 города Алексеевки Белгородской области. Юрий Борисович поделится с нами опытом своей работы в статье «Повышение качества знаний учащихся 5-9 классов на уроках физической культуры, посредством личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию». Данная форма распространения опыта будет полезна для учителей физической культуры для выступлений на методическом совете, районных и областных семинарах – практикумах, конференциях, мастер-классах.

veterokКомментарий к статье от Юрия Борисовича:

"Современная физическая культура это прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением возникновение потребности в формировании устойчивой мотивации к занятиям физической культурой начинается с первого класса. Несмотря на то, что много говорится и пишется о необходимости ведения здорового образа жизни, регулярных занятий физической культурой и спортом, на практике большинство детей и подростков школьного возраста ведут малоподвижный образ жизни. На протяжении 20 лет я работаю учителем физической культуры в муниципальном образовательном учреждение и постоянно веду работу по внедрению в практику здоровьесберегающих технологий, которые модернизирую в соответствии с требованиями времени"

Полезного чтения...

 


 

 

«Повышение качества знаний учащихся 5-9 классов на уроках физической культуры, посредством личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию»

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

На протяжении 20 лет автор опыта работает учителем физической культуры в муниципальном образовательном учреждение основная общеобразовательная школа № 5. В течение многих лет ведется работа по внедрению в практику здоровьесберегающих технологий, которые модернизируются в соответствии с требованиями времени. Данное учебное заведение характеризуется устойчивым контингентом учащихся. Здание находится вблизи от культурных центров, что благоприятно сказывается на учебно-воспитательном процессе.

В классах, где работает автор опыта больше половины учащихся, чьи родители заняты на производствах города, остальная часть предприниматели, матери - одиночки, родители заняты в сфере торговли. Поэтому взрослые не всегда могут уделять должного внимания детям по физической подготовке. Проведенное анкетирование это подтвердило: 56% родителей заняты карьерным ростом; 44%родителей не всегда адекватно осознают, что нельзя заставит ребенка заниматься физической культурой, если взрослые сами не всегда этому следуют. Проанализировав анкеты учащихся, (Приложение №6) сделаны следующие выводы:

  • необходимо создать условия для развития самостоятельной творческой деятельности в сфере физической культуры и спорта;
  • привлечь учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
  • повысить интерес к физической культуре и спорту и стремление к соревновательной деятельности;
  • закрепить потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;

Возникновение данного опыта работы связано, прежде всего: во-первых с повышением качества знаний учащихся на уроках физической культуры, во- вторых учащиеся испытывают трудности между имеющимися у них теоретическими знаниями и слабой материально-технической базой.

Работу разделили на 3 этапа:

I этап – обнаружение проблемы(сентябрь 2008-2009учебный год)

  • подбор диагностического материала осуществляется на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11классов (авторы: доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич. Москва «Просвещение», 2008 г.) (Приложение №1)
  • выявления уровня сформированности мотивации к занятиям физической культурой у учащихся.
  • дать определение понятиям: «личностно-ориентированный подход», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «развитие», «творчество»

II этап – внедрение разработанных приемов и методов (сентябрь 2008-2011 учебный год):

  • определить уровень знаний и умений учащихся;
  • выявить особенности современных личностно-ориентированных технологий;
  • раскрыть особенности личностно-ориентированного подхода.

III этап – диагностическое обследование учащихся подтверждающие успешность выбранной педагогической технологии направленной на повышение качества знания учащихся на уроках физической культуры посредством личностно-ориентированного подхода (апрель 2011 - 2012 учебного года).

Для реализации опыта работы предусмотрено освоение обучающимися умения осуществлять собственную физкультурно-оздоровительную и спортивно – творческую деятельность. Личностно-ориентированный подход к обучающимся дает возможность воспитывать в ребенке выносливость, целеустремлённость, желание побеждать, поддерживает его организм здоровым, сильным и ловким. Данный подход к учащимся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы общеобразовательного учреждения и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни.

Очевидным решением проблемы по формированию повышения качества знаний учащихся на уроках физической культуры стало применение личностно-ориентированных технологий. В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».

В преподавательской деятельности учитываются возрастные особенности и уровень развития учащихся. Осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Актуальность опыта

Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением. Необходимым условием развития личности школьника является личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.

Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь учащемуся в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: возникновение потребности в формировании устойчивой мотивации к занятиям физической культурой начинается с первого класса. Несмотря на то, что много говорится и пишется о необходимости ведения здорового образа жизни, регулярных занятий физической культурой и спортом, на практике большинство детей и подростков школьного возраста ведут малоподвижный образ жизни. Актуальность и недостаточная теоретическая и практическая разработанность данной проблемы послужили основанием для возникновения противоречия между необходимостью эффективности работы по формированию повышения качества знаний учащихся на уроках физической культуры и отсутствием действенного механизма для ее реализации.

Исходя из этого, попытаемся решить данное противоречие, используя при этом личностно-ориентированную технологию обучения. Таким образом, можно дать определение личностно-ориентированного обучения: «Личностно-ориентированное обучение» – такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта состоит в личностно-ориентированном подходе к созданию на уроках физической культуры условий для реализации повышения качества знаний.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом велась в течение трех лет поэтапно с момента обнаружения противоречия (сентябрь 2008 года), до момента выявления результативности (май 2012года).

1этап – сентябрь 2008года - начальный (констатирующий)

2этап – сентябрь 2008-2011г - основной (формирующий).

3этап – май 2012г - заключительный (контрольный).

Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявления уровня сформированности мотивации к занятиям физической культурой у детей.

На формирующем этапе была проведена апробация предложенных приемов и методов.

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой работы учителя, представляющей собой единую систему «урок – внеурочная деятельность».

Теоретическая база опыта

Теоретическая база опыта разрабатывалась на основе теоретических положений Л.С. Выготского, С.Т. Шацкого, психологических исследований Р. Немова, А.К. Марковой, на основе современных образовательных технологий, гуманно-личностной технологий Ш.А. Амонашвили, с использованием элементов технологий разноуровневого обучения, рекомендации БелРИПКППС.

«Личностно-ориентированное образование» стало альтернативой сложившейся в прежние годы традиционной образовательной системе, подразумевающей, что «хороший ученик» – это  тот ученик, который точно исполняет требования учителя. В личностно-ориентированном образовании напротив, учитель управляет учеником не непосредственно, а через создание соответствующей образовательной среды, через построение целостной системы условий, позволяющих каждому ребенку в классе учиться самостоятельно, самому принимать осознанные решения, делать ответственный выбор.

Цель личностно-ориентированного подхода заключается в раскрытии и развитии индивидуальности каждого ребенка, быстром и эффективном накоплении каждым учеником своего собственного и общественно значимого личного опыта.

На основе проведенного анализа теоретических источников считается   целесообразным выделить три уровня потенциала личности: биологический, личностный и деятельностный. В его основе лежит признание индивидуальности, самобытности каждого, главным является  развитие учащегося, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом.

Таким образом, на основе детальной проработки современных подходов к личностно-ориентированному обучению были отобраны критерии личностного развития учащихся в образовательном процессе в соответствии  с целями, условиями, возможностями образовательного учреждения:

  • психическое здоровье и личностная зрелость (принятие себя, открытость внутреннему опыту переживаний, понимание себя, ответственная свобода, целостность,  динамичность, самостоятельность, стремление к самовыражению);
  • социокультурная компетентность  (способность к конструктивному сотрудничеству, ненасильственным способам разрешения конфликтных ситуаций, толерантность к чужому мнению);
  • познавательная активность (наличие познавательной мотивации, стремление к получению знаний, развитость навыков самостоятельной работы).

Основным инструментом для удовлетворения физкультурно-спортивных потребностей и мотивов служит комплексное использование инновационных технологий (базового и профильного физического воспитания, оздоровительной физической подготовки, адаптивной физической культуры, спортивной тренировки в различных видах физической активности). Следовательно, использование личностно-ориентированного подхода является важным условием  эффективного решения образовательных, оздоровительных и развивающих задач физического воспитания.  Это становится возможным на основе  применения личностно-ориентированной педагогической технологии в сфере физического воспитания.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в рационализации, усовершенствовании личностно-ориентированного подхода, направленного на повышение качества знания учащихся, посредством создания и апробации педагогической технологии на уроках физической культуры.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Применение данного опыта возможно в условиях общеобразовательных учреждений, начальной школы, учреждениях дополнительного образования,   в повседневной жизни, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с учеником.

Раздел II.

Технология описания опыта

Целью педагогической деятельности является формирование повышения качества знаний учащихся 5-9 классов на уроках физической культуры, посредством личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию, созданию условий для познавательной активности на уроках физической культуры и формированию у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний.

Для достижения цели были обозначены задачи и условия:

Задачи:

1.Проводить   мониторинг мотивации   к занятиям физической культурой у учащихся и их состояния здоровья.

2.Повышать   у учащихся интерес к познавательной активности на уроках физической культуры.

3.Способствовать формированию у учащихся   стремления быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

4.Знакомить с результатами исследований родителей, учителей, учащихся.

Чтобы добиться положительного результата, необходимо соблюдать следующие условия:

1. Работа должна проводиться систематически.

2. Важна роль мотивации действий, понимание, чему научатся дети в процессе работы.

3. Задания должны быть посильными.

Внедрение личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс осуществлялось поэтапно:

  • создание определенной предметно-развивающей среды в классе;
  • разработка тематического планирования;
  • разработка план - конспектов тематических   занятий;
  • составление программы «Дня здоровья», «Спартакиада школы», школьной олимпиады

Уроки проходят в спортивном зале, на спортивной площадке и стадионе, с использованием методических средств (разработки уроков по физической культуре, и индивидуальных занятий, бесед, соревнований, подвижных игр), дидактических (сюжетно - ролевые, карточки-задания с данной проблемной ситуацией), технических (компьютер, медиа проектор, спортивное оборудование).

Для реализации поставленных задач сложилась система форм, методов и приемов обучения, которая дает положительные результаты. Владея традиционными приемами и методами преподавания предмета «Физическая культура», использую активные формы обучения: проектирование, элементы передовых педагогических технологий. 
Сущность педагогической технологии заключается в личностно ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ученику при организации занятий физической культурой, в формировании осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Изучив, особенности физического развития детей, занятия физической культурой проводятся на индивидуализации и дифференциации обучения. Учитываются возрастные особенности обучающихся.

На первой ступени образования проводились подвижные игры по сюжетам народных сказок, мультфильмов, герои которых известны детям.

Например: Ребятам предлагаются упражнения различной степени сложности, предоставляется возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками.

На второй ступени образования помимо развития физических качеств, начинается углубленное изучение двигательных умений, формируются навыки самооценки и самоконтроля при выполнении упражнений. Разработаны комплексы физических упражнений для каждого ученика с учетом уровня его физического развития.
Третья ступень образования это период тренировки мышечной силы, выносливости, а так же время приобретения теоретических знаний по предмету «Физическая культура». На этом этапе изучения предмета дифференцируются физические нагрузки по половому, психологическому, физиологическому признакам.

В каждой четверти проводится промежуточная диагностика, показывающая положительную динамику по формированию повышения качества знаний образования на уроках физической культуры, посредством личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию учащихся.

На каждом уроке проводятся информационные беседы, а в конце учебного года на II и III ступени образования – экзамен по теории физической культуры.

Результаты успеваемости учащихся за последние 3 года:

Полученные аналитические материалы структурированы в таблицы, диаграммы, шкалы, описания.

Опыт педагогической деятельности позволяет выделить такие траектории мониторинговых исследований как:

  1. Оценка качества успеваемости по предмету «Физическая культура».
  2.  Сравнение показателей обучающихся по различным разделам физической культуры с нормативами ГОСа.
  3.  Результативность физкультурно-оздоровительной деятельности ОУ.
  4. Эффективность спортивно-творческой деятельности ОУ.
  5. Оценка уровня степени удовлетворенности обучающихся и их родителей, , педагогов, состоянием спортивно – физкультурной работы школы.
  6. Педагогическая экспертиза методических материалов по проблемам здоровьесбережения и здоровьеформирования школьников.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что работа по формированию повышения качества знаний учащихся 5-9 классов на уроках физической культуры, посредством личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию проводится по разработанной педагогом системе и требует соблюдения следующих принципов:

1. Сознательность и активность (формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями);

2. Наглядность(создает правильное представление, образ двигательного задания или отдельного элемента перед попыткой выполнить его);

3. Доступность(определение посильного упражнения, задания, оптимальных методических условий для их реализации);

4. Систематичность(регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха);

5. Динамичность или постепенное повышение требований (заключается в постановке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих).

Таким образом, вся работа учителя физической культуры способствует ориентации сознания учащегося на формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков культуры здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Организация учебно-воспитательного процесса

При организации учебно-воспитательного процесса используются основные мотивы спортивной деятельности:

  • стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических и волевых качеств);
  • стремление к самовыражению и самоутверждению
  • удовлетворение духовных и материальных потребностей.

Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры   тесно связан с методикой проведения урока. Планируя работу, четко учитываются возрастные, типовые и индивидуальные особенности учащихся и проводится обучение так, чтобы приобретение знания, умения и навыки стали для них потребностью:

I. Когда физическая нагрузка – в радость

Ученик должен испытывать от результатов своего труда только радость, получать чувство внутреннего удовлетворения.

II. Индивидуальная круговая тренировка

Это позволяет повысить моторную плотность урока, а также дает учителю возможность видеть работу всех учащихся, контролировать их действия.

III. Распределение по группам

Распределение учащихся по группам обычно производится в зависимости от их физической подготовленности, а также успешности в данном виде спорта

IV. Обучение по карточкам

Например, весь программный материал раздела «Гимнастика» можно разделить на маленькие порции – задания. Эти задания, а также сведения о развитии различных физических качеств и нормативные требования данного раздела программы записывают на карточках.

V. Психологический тип школьника

При индивидуальной работе с учениками на уроках физической культуры необходимо учитывать психологический тип школьника.

Особенности методики индивидуального подхода по формированию повышения качества знаний учащихся на уроках физической культуры, посредством личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию:

1. Осуществление индивидуального подхода требует изучения личности учащихся, выявления их индивидуальных особенностей.

2. Индивидуальный подход к учащимся должен обеспечивать рост показателей всех школьников, а не только отстающих.

3. Особое значение имеет выбор формы организации детей на уроке.

4. Распределение учащихся по отделениям на уроках физической культуры целесообразно проводить с учетом их подготовленности.

5. Индивидуализация методики обучения на уроках физической культуры должна предусматривать:

  • создание доступных условий для выполнения упражнений в зависимости от особенностей развития двигательных качеств;
  • методическую последовательность изучения учебного материала в соответствии с уровнем подготовленности каждого отделения.

Таким образом, личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры является главной составляющей для организации учебно-воспитательного процесса.

Методы и приемы обучения

В данной работе применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: метод регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод, словесный и сенсорный методы, диагностика, тестирование, интерактивные.

Метод регламентированного упражнения предусматривает обеспечение оптимальных условий для усвоения новых двигательных умений, навыков. Игровой метод может быть применен на основе любых физических упражнений и не обязательно связан с какими-либо спортивными играми. Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах, для активизации занимающихся при выполнении отдельных упражнений на занятиях

Словесный и сенсорный методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации

Одну из важнейших основ всех методов физического воспитания составляет избираемый способ регулирования нагрузки и порядок сочетания ее с отдыхом.

Важную роль в личностно-ориентированном подходе к учащимся является не только методы и приемы, но и форма проведения урока. Личностно - ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

В таблице представлены основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком.

Основными формами обучения являются:

1) метод круговой тренировки;

2) индивидуальные задания;

3) беседы;

4)педагогическое наблюдение – учитель отмечает, каковы реакции занимающегося на физическую нагрузку;

5) дифференцированный подход в обучении;

6) опрос – даёт возможность получить информацию от самих занимающихся – до, во время и после занятий физическими упражнениями: о самочувствии, о настроении;

7) тестирование физической подготовленности.

Раздел III.

Результативность опыта

Диагностическое обследование по формированию повышения качества знаний учащихся на уроках физической культуры, посредством личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию проводилась на основании выделенных в комплексной программе физического воспитания учащихся 5-9 классов уровней развития: высокий, средний, низкий уровень.

В процессе работы по развитию двигательных способностей на уроках физкультуры (по результатам анкетирования) у учащихся появилось осмысленное отношение и стойкий интерес к физической культуре. У многих учеников сформировалась устойчивая потребность в занятиях физической культурой и спортом, который обеспечивает высокий уровень положительной мотивации к занятиям физической культуры: в 5-6 классах - 82%; 7-9 классах – 85%.

Результаты тестирования отражают рост уровня общей физической подготовленности учащихся.

Проведя мониторинг с учащимися (Приложение № 6), было выявлено, что большинство детей (61,4%) имеет высокий уровень школьной мотивации, это видно на приведённой диаграмме.

Результаты проведённой работы по изучению уровня развития познавательной активности.

Сведения, полученные в результате психолого-педагогической диагностики, позволили не только оценить возможности конкретного ученика на текущий момент, но и дали возможность спрогнозировать степень личностного роста каждого ученика и всего классного коллектива.

Систематическое отслеживание результатов диагностики из года в год позволяет увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика проанализировать соответствие достижений запланированным результатам.

Интерес к предмету успешно вырабатывается нестандартными и дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работой. Это повышает качество знаний.

Например:2009-2010 учебном году коэффициент успешности работы составлял 87,3%, коэффициент качества – 76,6%. По итогам I полугодия 20011-2012 учебного года коэффициентуспешности составляет 95%, коэффициент качества - 88%.

Динамика уровня обученности и качества знаний, обучающихся по физической культуре за последние 3 года /2010-2012уч. /

Результативность опыта отслеживалась ежегодно в течение 3 лет работы посредством обнаружения проблемы, внедрения разработанных занятий.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что создания условий для устойчивого интереса школьников к предмету физическая культура обеспечивает положительную динамику по формированию повышения качества знаний на уроках физической культуры, посредством личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию.

Перспективность данного опыта состоит в реализации личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию учащихся.

Именно поэтому немаловажное значение имеет создание условий в образовательном учреждении, в семье с целью сохранения и укрепления здоровья школьников и формирования здорового образа жизни.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2529 41

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6658 677