Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Одаренные дети: раскрыть, понять, и поддержать
24 минуты 135776 33808

Одаренные дети: раскрыть, понять, и поддержать

«Растущее дарование, немыслимо без развивающейся способности к независимой деятельности, к оригинальности, творчеству и вскармливается любовью» - с этими словами согласна Межевикина Наталья Петровна, старший воспитателем в МБДОУ ЦРР – детский сад № 31 города Яровое Алтайского края. Ее педагогическое кредо: «Жить в гармонии с собой и окружающим миром». Наталья Петровна с удовольствием делится с нами опытом своей работы в авторском проекте «Одаренные дети: раскрыть, понять, и поддержать», а также представляет конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Путешествие в страну «Хорошо». Данные материалы были разработаны и использованы в рамках методического дня, посвященного проблеме организации работы с одаренными детьми. Опыт  работы будет интересен воспитателям и специалистам дошкольных учреждений.

Полезного чтения...
 

«Одаренные дети: раскрыть, понять, и поддержать»

Скачать материал с Приложениями

Презентация "Одаренные дети"
 

Актуальность: На рубеже двух тысячелетий в обществе назрела проблема в формировании свободной личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству. Все эти качества присущи так называемым “одаренным” детям.

Одаренные дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Одаренные дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем.

Проблема воспитания и обучения одаренных детей не нова, но в настоящее время особенно актуальна, так как упущен вопрос раннего распознавания одаренности у детей.

Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство трудно представить.

Термин “одаренность” в наиболее употребительном его значении, подразумевает высокий уровень развития способностей, любых – общих и специальных. Для нас важен именно тот факт, что у некоторых детей уровень способностей значительно отличается от среднего.

Концепция проекта

Выявление  одаренных   детей  должно начинаться уже в детском саду на основе наблюдения, изучения психологических особенностей ребенка.

Принципы педагогической деятельности в работе с  детьми с признаками одаренности:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности ребенка;
  • принцип возрастания роли дополнительных образовательных услуг;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для творческой саморелизации детей.

Стратегическая цель проекта:

обеспечение максимально благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала детей дошкольного возраста, обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирования мотивации развития способностей, поддержке его талантов семьей, системой основного и дополнительного образования.

Дидактическая цель проекта:

повышение профессиональной компетентности педагога в работе с детьми с признаками одаренности.

Задачи:

  1. Формировать мотивацию педагогов на активную творческую работу для выявления, поддержки и развития детей с признаками одаренности.
  2. Совершенствовать систему выявления и сопровождения  детей с признаками одаренности, их специальной поддержки.
  3. Определить технологии, обеспечивающие эффективность, целостность, системность, интегративность, преемственность процесса творческого образования, воспитания, развития детей.
  4. Способствовать обогащению и индивидуализации предметно - развивающей среды ДОУ.
  5. Обеспечить эмоциональное благополучие детей, сохранение и укрепление здоровья через оптимальную организацию педагогического процесса.
  6. Развивать эмоционально- чувственную сферу ребенка и его художественно- образное мышление как основу развития творческой личности.
  7. Создать условия для участия детей и родителей в творческих выставках, смотрах, фестивалях, конкурсах различных уровней.
    1. Подкрепить мотивацию родителей детей с признаками одаренности на объединение усилий по развитию творческого потенциала детей.
    2. Организовать взаимодействие с социумом с целью дальнейшего развития активной творческой деятельности детей в различных видах искусства.

Участники: дети 5-7 лет, педагоги, родители МБДОУ ЦРР – д/с № 31 

Предметом нашего пристального внимания стали: выраженные способности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

В ходе разработки проекта мы столкнулись с противоречиями между:

  • разнообразием видов одаренности, особенно наличием скрытой одаренности, и большим количеством противоречивых теоретических подходов к их раскрытию;
  • возрастающими требованиями к деятельности и личности воспитателя и фактическим уровнем его профессиональной и личностной готовности к работе с детьми с признаками одаренности;
  • необходимостью отслеживания результатов развития каждого ребенка и отсутствием системы мониторинга индивидуально личностного развития;
  • стандартизированными подходами к образованию дошкольников и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым дошкольником.

 

Гипотеза (Предположили, что)

Организация воспитательно - образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом выявления и развития детей с признаками одаренности, предоставление возможности для творческой деятельности и самореализации личности ребенка, будет способствовать достижению высоких результатов в творческом развитии детей, их успешной адаптации и обучению в школе в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.

Ожидаемые результаты

1. Активная профессиональная позиция педагогов, создание творческой группы для реализации проекта.

2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по проведению мониторинговых исследований, разработке индивидуальных траекторий развития детей с признаками одаренности.

3. Создание банка данных детей с признаками одаренности.

4. Овладение педагогами образовательными технологиями работы с детьми с признаками одаренности.

5. Создание индивидуализированной предметно-развивающей среды в группах ДОУ.

6. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

7. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности. Реализация творческого потенциала в выставках, смотрах, фестивалях, конкурсах различных уровней.

8. Объединение усилий педагогов и родителей для развития способностей детей, создание атмосферы общности интересов, активное участие родителей в подготовке и проведении мероприятий.

9.Успешная социализация детей с высоким уровнем развития творческих способностей в социуме.

Диагностический этап.

1. Подбор диагностических методик по выявлению детской одаренности.

2.Обследование детей старшей (11 группы) и подготовительных (9, 10, 12 групп) – 66

Методика: «Краткий тест творческого мышления (фигурный тест)» П.Торренса.

Цель: выявление у детей 5 – 7 лет способности к творчеству.

уровеньсентябрьянварь
высокий14(21%)14(21%)
выше среднего20(30%)24(36%)

По результатам промежуточной диагностики число детей с творческими способностями выше среднего увеличилось на 6%

Из общего количества детей данных групп – 66 детей, выявлено 14 детей с высоким уровнем развития творческих способностей, 24 ребенка с уровнем развития творческих способностей выше среднего. Из них:

  • 14 детей (21%) с высоким уровнем художественно-эстетических способностей;
  • 4 ребенка (6%) с высоким уровнем музыкальных способностей.

Диагностические материалы: «Уровневая оценка музыкального развития детей дошкольного возраста» С.И. Мерзлякова

По результатам диагностики (входящей и промежуточной) общих музыкальных способностей выявлено:

уровеньсентябрьянварь
высокий4 (6%)4 (6%)
выше среднего17 (26%)21 (31%)

 

По результатам промежуточной диагностики число детей с музыкальными способностями выше среднего увеличилось на 5%

Методы диагностики уровня овладения изобразительной деятельностью:

Наблюдение, анализ продуктов детского творчества (передача формы, строения предметов, передача пропорции, композиция, передача движений, цвет; регуляция деятельности, уровень самостоятельности, творчества), диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества по методике Т.С.Комаровой, диагностика уровня творческого воображения «Дорисуй круги».

По результатам диагностики (входящей и промежуточной) художественно - эстетических способностей выявлено:

        уровень        
 

 

         сентябрь         
 
        январь           
 

   высокий

 

10 (15%)14(21%)

           выше среднего     
 

 

13(19%)12(18%)

По результатам промежуточной диагностики число детей с высоким уровнем художественно - эстетических способностей увеличилось на 6%

3.Проведено анкетирование родителей детей 5 – 7 лет (43чел.).

Предложены «Карта одаренности» (автор А.И. Савенков, цель - оценить степень развития специальных видов одаренности) ( Приложение 1), анкета «Как развита фантазия вашего ребенка» ( Приложение 2).

По данным анкет:

32% (27 родителей) считают, что у детей буйная фантазия.

63% (14 родителей) – фантазия детей не из слабых, однако нуждается в тренировке и дальнейшем развитии.

5% (2) - дети реалисты (в данном возрасте необходимо грамотно стимулировать развитие их фантазии).

Итог: анкетирование позволило выявить уровень развития воображения детей с точки зрения родителей.

В результате анализа данных по методике «Карта одаренности», можно сделать вывод, что 42% (17) родителей считают: у детей преобладают артистические способности, 28% (12) - музыкальные и 28% (12) – спортивные способности, 2% (1) – не имеют данных способностей.

Анализ состояния образовательной системы ДОУ позволил определить его основные преимущества: 

  • интеграция основного и дополнительного образования;
  • введение ИКТ в образовательный процесс;
  • психологическое и медико – педагогическое сопровождение образовательного процесса;
  • значительное (72%) количество педагогов, стремящихся к саморазвитию;
  • творческий потенциал педагогов:
    высокий уровень - 36% 
    средний уровень - 64%
  • высокий процент (71 %) поступления детей МБДОУ №31 в ДШИ;
  • высокий процент успешности выпускников МБДОУ №31 в первом классе школы 67 % детей;
  • имеющийся потенциал детей, проявляющих высокий и выше среднего уровень творческих способностей - 57 %.

Прогностический этап.

На этом этапе в соответствии с темой определены: цель, задачи, участники проекта.

  1. Изучение педагогами проблемы работы с одаренными детьми. Определение специфики и основных направлений.
  2. Разработка проекта, нормативных, информационно-методических документов:
  • Положение о творческой группе педагогов (Приложение 3).
  • План работы (Приложение 4).
  • Банк данных детей МБДОУ №31 с признаками одаренности (Приложение 5).
  • Модель ребенка с признаками одаренности МБДОУ № 31(Приложение 6).
  • Структурная модель работы с детьми с признаками одаренности (Приложение 7).
  • Рекомендации по составлению “Портфолио успеха” одаренных детей (Приложение 8).
  • Буклет для родителей «Одаренный ребенок: что могут сделать для него родители?».
  • Методические материалы в помощь педагогам.

 

 

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Путешествие в страну «Хорошо»

Цели: Развитие воображения, творческого мышления, песенного и танцевального творчества, эстетического восприятия, изобразительных навыков.

Задачи:

  • Совершенствовать коммуникативные навыки;
  • развивать чувственный аппарат;
  • расширять эмоциональный опыт;
  • развивать способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и музыкальными, и художественными образами;
  • развивать эмоционально-нравственную сферу посредством различных видов художественной деятельности;
  • активизировать песенное, танцевальное творчество детей;
  • формировать восприятие цвета;
  • закреплять умение составлять и подбирать оттенки красного, синего, фиолетового, сочетать цвета;
  • использовать в работе кисти разного размера, печати; воспитывать межличностное доверие и групповое сотрудничество.

Материалы и оборудование:

Музыкальный центр, экран, проектор; клубок разноцветных шерстяных ниток, коробка с цветными кусочками бумаги; детские музыкальные инструменты, разноцветные ленты, цветы, портрет композитора Ф.Шопена, диск с записью «Весенний вальс» Ф.Шопена; акварель, палитра, кисти разных размеров, печати на каждого ребенка.

Последовательность работы:

 

Путешествие начинает педагог – психолог и предлагает детям игру – разминку.

Дети стоят в кругу и произносят слова:

- Встаньте, дети,

Встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Добрый, верный друг!

Мы сначала будем хлопать,

А затем мы будем топать,

А сейчас мы повернемся.

И все вместе засмеемся!

Упражнение «Я хорошая, я – хороший»

Педагог - психолог предлагает каждому ребенку закончить предложение:

«Хорошим быть – это…»

Игра – путешествие.

Педагог - психолог предлагает детям отправиться в путешествие, в страну «Хорошо».

- Эта страна необычная. Там постоянно происходят чудесные превращения. Все привычное становится интересным. Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие.

А что нам для этого необходимо? (Вещи, хорошее настроение, друзья).

Сейчас мы соберем багаж. Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Каждый «путешественник» назовет то, что он возьмет с собой и объяснит, почему. Помните, что повторяться нельзя.

Педагог - психолог:

- На каком же транспорте можно отправиться в путешествие?

(На поезде, пароходе, велосипеде, ракете и т.д.). Все дети показывают движениями и озвучивают самолет, поезд и т.п.

 

Педагог - психолог выкладывает на ковре круг из цветных ниток и предлагает отправиться в путешествие на ковре-самолете. Дети вместе с педагогом -психологом рассаживаются на ковре.

 

Педагог – психолог:

- В этом зале есть чудесный ковер-самолет. Садитесь на него, мы отправляемся в путь! Вот мы и очутились в стране «Хорошо». Посмотрите, мы пролетаем мимо острова «Дружбы». Как вы думаете, кто живет на этом острове? (Дети рассуждают).

После обсуждения педагог - психолог предлагает детям сделать остановку и приглашает детей посетить знаменитый город «Музыкоград».

Детей встречает музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель:

- Ребята, что бы попасть в «Музыкоград», нужно пройти через ворота и пропеть свое имя. Старайтесь, чтобы песенки получились разные.

(Дети проходят через ворота, импровизируют и встают около стульчиков).

-В моем музыкальном городе живет музыкальное Эхо. Оно звонкое, звонкое. Поиграем с ним? (Дети пропевают):

Эхо!

Отзовись!

Чисто петь научись!

Слушай!

Не зевай!

Все за мной

Повторяй! (музыка Е. Тиличеевой)

(Дети рассаживаются на стульчиках).

Музыкальный руководитель:

- Как вы думаете, кто живет в моем «Музыкограде»? (Музыканты, певцы, композиторы). А вы хотели бы попробовать сочинить музыку? Когда композиторы сочиняют музыку к стихам, то получается песенка. Сейчас, мы тоже попробуем сочинить музыку к любимым стихам.

(Детям предлагается песенная импровизация четверостиший А.Барто.)

 

Музыкальный руководитель:

- В моем городе есть много музыкальных инструментов. Как вы думаете, какими музыкальными инструментами можно изобразить пение кукушки, стук дятла, дождь, шум ветра, пение соловья. ( Дети предлагают свои варианты ответов).

 

Музыкальный руководитель:

- Я прочту вам небольшой рассказ, а вы попробуйте его озвучить.

«Пошли дети в лес и, чтобы не потеряться, стали аукаться… В лесу они услышали пение кукушки… и стук дятла… Вдруг налетел ветер…, зашумели деревья…, закапал дождик, он становился все сильней и сильней. А когда дождь закончился, выглянуло солнышко, и показалась радуга..., запел соловей…»

(Дети озвучивают рассказ музыкального руководителя музыкальными инструментами).

 

Музыкальный руководитель:

-Как украсили музыкальные звуки простой рассказ.

Птичьи трели это музыка…

И качели – это музыка

Есть особенная музыка

В тихом шелесте ветвей

И у ветра и у солнышка

И тучки и у дождика

И у нежного цветочка

Тоже музыка своя.

Музыкальный руководитель:

- Композитор Фредерик Шопен написал много красивой музыки. Одну из них мы недавно слушали. Это «Весенний вальс». Вспомните, какая это музыка по характеру?

(Ответы детей – легкая, воздушная, светлая, нежная, ласковая…).

Музыкальный руководитель:

- Ребята, мы сегодня попробуем выразить красоту музыки, ее характер, настроение - движениями, танцем.

Музыкальный руководитель предлагает детям разноцветные ленточки, платочки, цветы.

-Вы можете выбрать себе то, что поможет вам в танце.

Танцевальная импровизация «Весенний вальс», музыка Ф. Шопена.

(Дети двигаются по музыкальному залу).

 

Музыкальный руководитель:

-Это очень хорошо, что вы любите музыку, песни, танцы. У вас сегодня все получилось, прилетайте еще, я всегда вас жду в моем музыкальном городе.

 

Педагог - психолог предлагает продолжить путешествие. Дети возвращаются на ковер-самолет, в пути поют песню «Песенка-чудесенка» музыка О.Девочкиной.

 

Педагог - психолог обращается к детям:

- Ковер-самолет приземляется еще в одном чудесном месте в стране «Хорошо». Это знаменитое «Рисункино». Как вы думаете, что умеют делать жители «Рисункино»? (Ответы детей).

На этой остановке детей встречает воспитатель изобразительной деятельности.

Воспитатель ИЗО:

- Здравствуйте, дети. Очень рады видеть вас в моем городе «Рисункино». Но прежде чем попасть в мой город, надо пройти испытание.

Дидактическая игра «Выбери любимые цвета солнышка и снеговика».

Воспитатель ИЗО:

- Ребята, вы справились с заданием, и я приглашаю вас создать сказочную улицу в моем городе. Вспомните, что мы с вами рисовали?

(Дома, птиц, деревья).

Воспитатель ИЗО демонстрирует коллективную работу детей.

- Но на полянке перед городом чего-то не хватает. Как вы думаете чего? Что можно добавить, чтобы наш город стал еще красивее, сказочнее? (Сказочные цветы, бабочки, божьи коровки, траву).

 

Воспитатель ИЗО:

- Ребята, обратите внимание на экран.

Воспитатель ИЗО предлагает детям просмотр слайдов с изображением садовых, полевых, сказочных цветов.

- Где можно увидеть такие цветы? (Ответы детей: на клумбах, в поле, в сказках).

Воспитатель ИЗО предлагает детям присесть за столы.

- Закройте глаза и представьте себе такой цветок, который вам хочется поселить на сказочной улице. Подумайте, какой он будет формы, цвета? Как получить необходимый вам цвет?

(Продуктивная деятельность детей за столами).

По окончании рисунки закрепляются на стене под коллективной работой. Дети любуются изображением, делятся впечатлениями.

 

Воспитатель ИЗО:

- Очень хорошо, то вы любите рисовать. Сегодня у вас все получилось: цветы - яркие, красивые, необычные, непохожие друг на друга. Мой город стал очень красивым и сказочным, благодаря вашим рисункам.

Но наше путешествие подошло к концу и вам надо возвращаться. До свидания. Приходите ко мне еще, я вас всегда жду в своем городе.

Педагог - психолог приглашает детей вернуться на ковер-самолет. Дети рассаживаются на ковре.

- Путешествие в страну «Хорошо» подходит к концу и пора возвращаться в детский сад. Что вам понравилось больше всего в стране «Хорошо»? Что запомнилось? (Ответы детей).

Педагог - психолог показывает детям коробку, наполненную кусочками цветной бумаги.

- На самом деле, это салют. Он не простой. Как только вы его подбросите вверх, вы сможете пожелать всем людям что-то такое, отчего им будет всегда хорошо! Подумайте, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле…

Предполагаемые ответы детей:

- пусть никогда не болеют;

- пусть у всех будет дом;

- пусть все будут счастливы;

- пусть всегда будет мир.

 

Педагог – психолог:

- Огромное всем спасибо! До встречи!

 

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1203 24

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6245 676