Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

«РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
13 минут 9190 2210

«РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

alieva_petaevaДорогие друзья, сегодня Алиева Светлана Викторовна и Петаева Елена Григорьевна, воспитатели МАДОУ «Детский сад №13» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, делятся опытом своей работы в статье «Роль личности в патриотическом воспитании дошкольников через организацию самостоятельных народных игр детей». Данная статья будет интересна педагогам дошкольного образования и родителям.

Комментарии к сатье от авторов: 

"Духовность, нравственность - это цель. И мы пытаемся реализовать эту цель на всех направлениях своей работы. Большое внимание уделяем формированию дружелюбных взаимоотношений в коллективе. Положительный эмоциональный микроклимат — основа духовно-этического климата в коллективе детского сада. Отношения взаимопонимания, взаимопомощи, дружелюбия между взрослыми служит примером для детей. Наш девиз: «Главное в воспитании детей - любить их и быть для них примером». 


«РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ИГР ДЕТЕЙ»

ЦЕЛЬ:

  • формировать коллектив на принципах духовности, нравственности, патриотичности;
  • определить роль личности педагога в нравственном и патриотическом воспитании, раскрытие его потенциала;
  • определить   направление   работы   педагогов   в организации самостоятельных игр детей на основе патриотического воспитания.

В настоящее время становится очевидным, что проблемы роста преступности, бездуховности не решить ни экономическими, ни политическими методами. Это можно сделать, только воспитав новое поколение с твердыми нравственными устоями, заложив с детства фундамент доброты, любви, милосердия в процессе освоения ценностей традиционной отечественной культуры. Поэтому сейчас вопросы нравственного и патриотического воспитания в их нерасторжимом единстве выдвигаются на первый план.

Мы всегда говорили о важности нравственного воспитания подрастающего поколения. Теперь надо этот вопрос поставить по-другому: роль личности педагога в нравственном и патриотическом воспитании и формирование духовности, нравственно-эстетического климата в среде детского сада, понимая при этом среду как дружеское сообщество сотрудников, детей и родителей.

Духовность, нравственность - это цель. И мы пытаемся реализовать эту цель на всех направлениях своей работы.

Большое внимание следует уделять формированию дружелюбных взаимоотношений в коллективе. Положительный эмоциональный микроклимат — основа духовно-этического климата в коллективе детского сада. Отношения взаимопонимания, взаимопомощи, дружелюбия между взрослыми служит примером для детей. Девизом педагогов должны быть слова: «Главное в воспитании детей - любить их и быть для них примером».

Неотъемлемая часть эмоционального благополучия в коллективе и нравственно-эстетического положительного климата - это единство с родителями, взаимопонимание между ними и сотрудниками детского сада.

Поэтому личность педагога в формировании нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения является залогом успеха в процессе освоения традиционной отечественной культуры у дошкольников.

Мир ребенка значительно отличается от мира взрослого: он не хуже и не лучше, он просто - другой. Игра - универсальное средство психоэмоциональной и физической разрядки, и конечно, без игры не мыслим мир детства. Через игру дети познают окружающий мир и самих себя, учатся общению, освобождаются от переполняющих их эмоций, зачастую даже не осознаваемых.

Игры детей в настоящее время довольно однообразны: иногда это просто калька с популярных мультсериалов; теряется их творческая природа, обедняются сюжеты и содержание. А значит, обедняется и внутренний мир ребенка. Ограничиваются возможности его самовыражения и развития. В этой ситуации обращение к народным играм - основе игровой культуры в целом - реально поможет педагогу в работе с детьми. Через игру ребенок наиболее полно выражает свои чувства и переживания. Игра - естественная форма детского существования.

Следовательно, самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие. Играть с малышом - значит разговаривать с ним на самом понятном ему языке. Игра с детьми требует от воспитателя высокого профессионализма, пробуждение многих способностей и талантов. Хорошо владеющий игровыми навыками педагог может достичь с их помощью самых разнообразных целей:

  • активизировать внимание, память, мышление детей;
  • подготовить их к определенному виду деятельности;
  • решить сугубо психокоррекционные задачи (обыгрывание конфликтных   ситуаций,   работа   с   агрессией,   страхами, замкнутостью, гиперактивностью, сложностями в общении; налаживание внутригрупповых отношений);
  • в предельно естественных условиях   выявить   особенности межличностных отношений в группе и их динамику.

Конечно, чаще всего игра начинается ради нее самой, «для удовольствия», без обдуманных заранее методических целей. Но и в таком случае она несет в себе мощный потенциал, способствующий установлению здоровых, открытых отношений между детьми и взрослыми, побуждает к творчеству, помогает играющему лучше понимать друг друга. При этом исподволь решаются многие вопросы межличностного общения и достигаются выше упомянутые цели.

Еще в прошлом веке исследователи начали обращаться к народным играм с целью осмысления их значения для развития ребенка. Одним из первых исследователей в этой области был детский врач Е. А. Покровский.

На материале большого количества народных игр он доказал их важность для физического и психического развития ребенка. К настоящему времени накоплен огромный массив игр, служащих самым разнообразным практическим целям.

И все же игры, самостоятельно живущие в детском обществе, и тем более игры традиционные, занимают особое место в процессе воспитания. Они проверены временем, в их основе интуитивно - правильный подход к реализации потребности ребенка. Потому-то они столь органично и непринужденно входят в жизнь детей.

С педагогической точки зрения их отличает широкая направленность, так как в каждой совершенно естественно решается сразу несколько практических задач: развивается мышление, расширяется круг знаний о мире людей и природы, формируется эмоциональная сфера, укрепляются произвольная память и внимание, тренируется воля, укореняются полезные навыки общения и неписаные законы существования отдельного человека в группе.

Сопровождающая, народные игры речь - это настоящая сокровищница для педагога. В последнее время репертуар игр, существующих внутри детского сообщества, значительно уменьшился. А из сохранившихся практически исчезли традиционные игровые тексты. Это лишило игру одного из самых важных ее звеньев. Считалки, распевки, ролевые слова, особые словесные формулы, регулирующие ход игры, как нельзя лучше отвечают потребностям дошкольного детства. Все они имеют для ребенка поистине волшебное значение и поддерживают настроение игры. Ведь малыш, произносящий считалку, ощущает себя почти волшебником.

В зависимости от интонации и громкости, с которыми игровые приговоры и припевы произносятся, а также контекста применения они уже сами по себе могут побуждать к действию, успокаивать, завораживать, то есть оказывать мощное эмоциональное и психокоррекционное воздействие на играющих.

Дошкольное детство - период активного освоения речи. Дети познают язык через словотворчество, через игру со словами и звуками. Прекрасный материал для этого предлагают считалки и игровые песенки. Произнося веселые, часто «тарабарские» слова, ребенок получает власть над языком. Благодаря этому он активно и творчески овладевает речью, формируется его речевой аппарат, развивается чувство языка, обогащается словарь.

Говоря о важности игр в системе отношений «ребенок - взрослый», нельзя не отметить то личностное значение, которое они имеют и для воспитателя. Педагог, как и любой другой человек имеет право на усталость и негативные эмоции. Однако специфика педагогической деятельности не позволяет в нужный момент дать выход отрицательному заряду. Универсальным средством физического и душевного отдыха в этой ситуации может служить игра.

В играющем взрослом пробуждается к жизни его собственный, внутренний ребенок, а значит, наиболее творческая, активная часть личности, открытая познанию, радостному мировосприятию, интуитивно находящая выход из любых ситуаций и нестандартные ответы на многие вопросы.

Все сказанное позволяет утверждать, что диапазон применения народных игр в повседневной работе каждого специалиста ДОУ чрезвычайно широк. Решать многие практические задачи с их помощью смогут воспитатель и методист, музыкальный работник и логопед, педагог по физическому воспитанию и педагог-психолог.

Каждому сотруднику д/сада игры помогут при проведении ежедневных занятий, на прогулке и при подготовке к праздникам. С ними жизнь детской группы станет насыщеннее, разнообразнее и гармоничнее.

Для более успешного сотрудничества   педагогов с детьми   и родителями нужно придерживаться следующих правил.

СТАРАЙСЯ:

  • Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенству нет предела.
  • Расти   профессионально,   быть   в   курсе   последних   достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
  • Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции. Не имея мира в собственной душе, нельзя дать его другим.
  • Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором. Искать выход из конфликта, а не виноватых, находить ошибки и причины недоразумений не в другом, а в себе.
  • Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным. Великодушие - одно из качеств доброты.
  • Жить легко, просто и радостно. Учить - улыбаясь. Видеть во всем - положительное. Радость по силе равна любви, а уныние и отрицание погубят все, за что бы ты ни взялся.
  • Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие - основа твоего здоровья.
  • Всюду навести порядок и уют, создавая оазис доброты, любви и красоты: в душе, в семье, на работе. Прививай это детям.
  • Быть добрым и честным. Помни, что добро, сделанное тобой, всегда вернется к тебе многократно увеличенным.
  • В увеличительное стекло смотреть на все доброе и в 10 раз уменьшать явления несовершенства.

ПОМНИ:

  • «Терпение - дар Неба». Обладающий терпением, не унизится до раздражения.
  • Всегда есть тот, кому нужна твоя помощь, кому труднее, чем тебе.
  • Женская красота имеет свои истоки в душе. И великая миссия
    женщины нести в мир любовь, красоту и гармонию.
  • Коллектив - это тоже семья. Укрепляй мир нашей семьи добрыми
    мыслями, добрыми словами, добрыми делами.

ВОСПИТЫВАЯ ДЕТЕЙ, СТРЕМИСЬ:

  • Любить ребенка таким, каким он есть.
  • Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая в нем чувство достоинства и ответственность за себя и свои поступки.
  • Хвалить, поощрять, ободрять ребенка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.
  • Верить в возможности каждого ребенка, в то доброе, что заложено в нем, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.
  • Раскрывать душу ребенка прежде, чем его ум.
  • Поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал: возможности заложены в нем самом. « Ты все можешь» - главная   формула образования.
  • Учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям. Воспитывать желание помочь.
  • Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
  • Сделать родителей ребенка своими союзниками в деле воспитания.

В НАШЕМ ДЕТСКОМ САДУ НЕЛЬЗЯ:

  • Кричать на детей.
  • Наказывать детей.
  • Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
  • Упрекать ребенка.
  • Читать длинные нотации.
  • Унижать ребенка.
  • Приходить к детям с плохим настроением.
  • Распространять     доверенную     вам конфиденциальную информацию (сведения о здоровье, психологическом состоянии, семейных обстоятельствах).
  • Обсуждать с родителями поведение не их ребенка

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2132 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6541 677