Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Жук Т. Н.
15 минут 8941 2226

Мастера своего дела: Жук Т. Н.

pochvaДорогие друзья, рады познакомить вас с Жук Татьяной Николаевной, учителем географии в МБОУ СОШ №7 города Сургута. Татьяна Николаевна очень любит детей и свою профессию, награждена Почетной Грамотой министерства образования РФ, Благодарственными письмами ХМАО-Югры и Департамента образования г,Сургута. Ведет активную работу в городском объединении учителей географии, организует экскурсии для учащихся по городам Югры и России. Работает по новым технологиям, постоянно повышая педагогическое мастерство.

И сегодня Татьяна Николаевна предлагает познакомиться с разработкой уроков для 8 класса по теме «Почвы» и «Горные породы». Данная разработка будет полезна и интересна учителям в проведении уроков по географии.

Познавательного чтения...


Разработка урока по географии 8 класс

Скачать презентацию "Почва"

Скачать презентацию "Горные породы"

Образование почв и их разнообразие.

Цели и задачи:

1. Образовательная: сформировать понятие «почва». Дать представление о почвообразовательных процессах, свойствах почвы, почвенный горизонт.

2.Воспитывающая: способствовать формированию у учащихся представлений об ответственном отношении человека к окружающей нас природе.

3.Развивающаяся: развивать мировоззрение о постоянном изменении почвенного покрова с течением времени.

Оборудование: физическая карта России, и карта Почвы России, атлас, учебник, проектор.

Тип урока: изучение нового материала

Используемые технологии: диалогово - коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности.

Формы: групповая.

Методы: исследовательский, познавательный, практический.

.                                                 Ход урока.

I Организационный момент. Объявляю цель урока.

II . Изучение нового материала.

Почва и ее состав.

Объяснение нового материала начинаю с постановки проблемного вопроса перед классом:

  • Что такое почва? (слайд 5)

Если бы поверхность нашей Земли не была бы покрыта почвой, человек не смог бы на ней существовать. Без почвы не было бы растительности, и человек и другие животные не смогли бы добыть себе пищу.

Почва особое природное тело. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой(органической) и мертвой (неорганической) природы.

Почва состоит из твердой, жидкой, газообразной частей и живых организмов.

Твердая часть-это минеральные и гумусовые вещества ( слайд6) :

  • минеральная основа (50–60 % от общего объёма);
  • органическое вещество (до 10 %)

Жидкая - вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями (слайд 7) :

  • вода (25–35 %).

Газообразная часть(почвенный воздух) заполняют поры и пустоты в почве (слайд 8):

  • воздух (15–25 %)

Почва – верхний плодородный слой земной коры, обладающий плодородием. (слайд 9)

Почвообразующие факторы.

Вопрос классу.

  • Как образовалась почва? Сообщение ученика( за ранее даю опережающее задание ученику «Как образовалась почва?»)

На основе прослушанного сообщения выделяем следующие почвообразующие факторы:

1. «Выветривание»: разрушения скальных пород. Ледники приносят массы горных пород, разрушая скалы и горы. В сочетании с химическими элементами вода растворяет и вымывает некоторые виды горных пород. Смена температур способствует разрушению гор. От нагревания и охлаждения на поверхности скал образуются трещины. Туда попадает вода, которая при замерзании еще больше разрушает горы.(слайд 10, 11)

2.Появление первых растений – лишайники – пионеры. (слайд 12)

3.Деятельность растений. (слайд 13)

В трещины в горных породах попадают семена деревьев, они дают побеги и своими корнями также содействуют разрушению горных пород.

Но это только начало образования почвы. Для образования настоящей почвы в песок или в мельчайшие частички скальных пород необходимо добавить «гумус».

4. Деятельность живых организмов. (слайд 14)

В результате деятельности бактерий остатки почти всех растений и животных превращаются в почву. Бактерии разлагают их и повышают плодородие почвы. Земляные черви и другие насекомые также обогащают почву. Образуется гумус.

Гумус — это органическая масса, получаемая из растений и останков животных.(слайд 15)

5. Рельеф местности

Механический состав почвы.
Механический состав почвы оказывает влияние на содержание почве влаги и почвенного воздуха, условия роста растений.(слайд 16)

Почвы

  • глинистые                
  • суглинистые      
  • песчаные  
  • супесчаные

Песчаные почвы — легкие и легко оподзоленные. Они со­стоят из множества песчаных частичек с небольшим количе­ством примеси глины. В таких почвах вода быстро просачи­вается. Песчаные почвы содержат мало элементов питания, быстро нагреваются и остывают. Преимущество их — легкая обработка. Растениям на таких почвах не хватает воды и эле­ментов питания, которые быстро вымываются.(слайд 17)

Супесчаные почвы содержат много песка. Эта земля более рыхлая, чем глинистая, поэтому ее легче обрабатывать. Она раньше оттаивает весной, проблем с воздушным питанием коней не возникает.(слайд 18)

Однако такой тип почвы подразумевает более частые поливы и подкормки – вода и быстрее испаряется и просачивается в более нижние слои, при этом влага уносит часть необходимых растениям питательных веществ (особенно соединений азота).

Суглинистые почвы в состоянии накапливать воду и эле­менты питания. В зависимости от содержания песка бывают рыхлые, тучные и тяжелые.(слайд 19)

Глинистые почвы имеют тяжелую и плотную структуру. Они сырые и водонепроницаемые. В них корни с трудом на­ходят себе дорогу и неглубоко проникают. При засухе по­чва становится твердой. Глинистая почва плодородна, но не­обходимо постоянно следить за ее структурой.(слайд 20)

Структура почвы.

Гумус и глинистые частицы склеивают почву в мелкие комочки, такая способность почвы получила название структурная. (слайд 21, 22)

Почвы

Структурные

Бесструктурные

  • Хорошо разрыхлены корнями растений и животными - землероями
  • имеют комковатую структуру
  • в порах таких почв имеется в достатке вода, воздух, поэтому они плодородны
  • по механическому составу глинистые и суглинистые
  • кислотность нейтральная
  • Недостаточно разрыхлены
  • состоят из мелких пылевых частиц
  • впитывают воду, образуя вязкую массу, которая препятствует проникновению влаги и воздуха
  • поэтому они не плодородны
  • по механическому составу супесчаные и песчаные
  • кислотность: песчаные почвы кислые (для занятия земледелием необходимо проводить известкование);
  • супесчаные почвы щелочные (для занятия земледелием необходимо проводить гипсование);

 

Основные свойства почвы: (слайд 23)

  • плодородие - способность, почвы обеспечивать растения питательными веществами.
  • структура.

Строение почвы. (слайд 24)

Аo горизонт лесная подстилка (луговой войлок) самая верхняя часть почвенного профиля — лесная подстилка или степной войлок, представляющая собой опад растений на различных стадиях разложения — от свежего до полностью разложившегося.

А1 горизонт накопления гумуса, наиболее темноокрашенный в почвенном профиле, в котором происходит накопление органического вещества в форме гумуса, тесно связанного с минеральной частью почвы. Цвет этого горизонта варьируется от черного, бурого, коричневого до светло-серого, что обусловлено составом и количеством гумуса. Мощность гумусового горизонта колеблется от нескольких сантиметров до 1,5 м и более.

А2 горизонт вымывания – это осветленный горизонт, из которого вынесена часть органических и минеральных соединений, а иногда и все, что может раствориться. По цвету напоминает золу.

В горизонт вмывания в него попадает, то что теряет верхняя часть почвы. Здесь накапливается много мельчайших частиц (ила, глины). В разных климатических условиях на разных горных породах этом горизонте могут накапливаться разные минералы, например, оксиды железа и алюминия, что придает почве красно-бурый цвет. Мощность от 1 см. до 1, 5 м.

С горизонт материнская (почвообразующая) горная порода, из которой сформировалась данная почва, не затронутая специфическими процессами почвообразования (аккумуляцией гумуса, элювиированием и т. д.). , в этом горизонте нет гумуса.

III Повторение.(слайд 25)

1.Что такое почва?

2. Назвать почвообразующие факторы?

3. Какие различают почвы по механическому составу?

4.Чем отличаются друг от друга песчаные и супесчаные почвы?

5. Чем отличаются друг от друга глинистые и суглинистые почвы?

6. Какими свойствами обладает почва?

7. Что такое плодородие почвы?

8. Что такое гумус?

IV. Выставление оценок.

V Д.з.

Тема: Виды горных пород

Цели и задачи:

1.Дать учащимся представления об основных видах горных пород, слагающих земную кору;

2. Начать формирование у учащихся умения различать по внешним признакам осадочные и магматические породы;

3.Привести примеры использования горных пород и минералов человеком.  

Ход урока.
Организационный момент

I. Контроль знаний по теме «Строение Земли»
Учащиеся выполняют тестовые задания по теме прошлого урока, затем самостоятельно проверяют свои знания

II. Новый материал «Виды горных пород»
Уже известно, что Земля состоит из 3 слоев: ядро, мантия, земная кора. Из чего состоит земная кора? Учитель в группы раздает коллекцию минералов и горных пород.

Почему самый древний период истории человечества назвали каменным веком? Люди изготавливали орудия труда из камня. Делали ножи, копья, стрелы, наконечники. Их использовали для охоты и обработки добычи. Большинство горных пород – твёрдые тела, их главная особенность – постоянство формы, которую и использовали древние люди. А теперь давайте выясним, где современный человек применяет горные породы, и какие свойства при этом использует.

Перед вами гранит. Какими свойствами он обладает? Твёрдый, прочный.

Как вы думаете, из чего он состоит? Гранит состоит из кварца, полевого шпата и слюды (в коробочках на партах). Вы видите, что цвет гранита может быть от белого до чёрного. Это зависит от цвета полевого шпата, который входит в его состав. Кварц, полевой шпат и слюда – это минералы. Гранит – горная порода. Выясним, чем горные породы отличаются от минералов. Горные породы состоят из минералов.

О каком минерале идет речь: открыт человеком около 5 тысяч лет тому назад. Считается самым твёрдым из всех открытых в природе камней. На него не оказывают воздействия агрессивные природные вещества. Поэтому древние греки назвали его адамасом. Алмаз. «Адамас» - «несокрушимый». Это самый твёрдый материал. У геологов принято ставить минералам «оценки» за твёрдость. Только, в отличие от  школьной системы оценок, она не 5-ти балльная, а 10-ти балльная. Так вот, алмаз - самый твёрдый минерал, его оценка твёрдости – 10 баллов.

Откуда берутся горные породы и минералы? Почему они разнообразны? по своему происхождению горные породы и минералы делятся на 3 группы: магматические, осадочные и метаморфические. Разберем каждую группу.

III.Контроль знаний, полученных на уроке

Проверим знания, полученные на уроке

IV. подведение итогов, запись домашнего задания

Откуда берутся горные породы и минералы? Почему они так разнообразны?

Использованная литература:

  1. Герасимова Т.П. Начальный курс географии: учеб. Для 6 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Дрофа, 2007.

  2. Домогацких Е. М., Алексеевский Н.И. География: Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.

  3. Элькин Г.Н. Физическая география, 6 класс: Метод пособие. – СПб.: «Паритет», 2001.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2269 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2092 607