Дорогие друзья, рады представить вам Ступину Ольгу Вениаминовну, воспитателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №45» муниципального образования города Братск. Ольга Вениаминовна предлагает познакомиться с использованием исследовательских методов в работе с детьми дошкольного возраста. Исследовательские методы имеют огромный развивающий потенциал: они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Данная статья будет интересна педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Комментарий к статье от Ольги Вениаминовны:
"Проработав с детьми более двадцати пяти лет, и отвечая на постоянные детские «почему», я пришла к выводу, что «информация» становится «знанием» тогда, когда она опирается на прежний опыт ребенка, когда она, образно говоря, проходя через мозг, находит за что зацепиться. В противном случае все происходит как в сказке - «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Поэтому последние годы использую в работе с детьми исследовательские методы по ознакомлению с окружающим миром. Современные исследователи (Иванова А.И., Куликовская И.Э., Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Поддьяков Н.Н. и др.) рекомендуют использовать исследовательские методы в работе с детьми дошкольного возраста."
Полезного чтения...
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования, потому что знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Исследовательские методы имеют огромный развивающий потенциал: они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе исследований идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Исследование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Детское исследование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Оно оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Исследование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе исследований дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
При использовании исследовательских методов реализуются задачи образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Социализация», «Музыка», «Безопасность», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Труд», которые определены приказом № 655 от 23. 11. 2009 Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Во время проведения опытов, экспериментов, дети свободно общаются со сверстниками, договариваться о совместных действиях, работают не только рядом, но и вместе, в группе создается непринужденная обстановка. Произведения художественной литературы могут дать детям толчок для проведения новых опытов и экспериментов.
Прочитав, произведение Л.Н.Толстого «Хотела галка пить», воспитатель предлагает детям провести эксперимент и убедиться, что уровень воды действительно поднимается при опускании тяжелых предметов в ёмкость. Изучая совместно с педагогом научную, энциклопедическую литературу дети узнают интересующие их факты, явления, которые могут применять в своей исследовательской практике и узнавать истину своих суждений.
В процессе познавательно – исследовательской деятельности у детей формируется целостная картина мира и расширяется кругозор в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности. В ходе поисково-исследовательской деятельности дети знакомятся с опасными и безопасными предметами, явлениями, ситуациями, правилами безопасного обращения с ними. (Острая игла, острый нож). Игры-эксперименты, опыты, способствуют расширению кругозора о себе и мире.
Изучая историю, дети узнают о происхождении человека, об истории цивилизации, государства и страны. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет сделать процесс познания окружающего мира более интересным и ярким. Разработанные презентации и слайд-шоу на тему: «Удивительные свойства воздуха», «Дружба красок», « В мире звуков» помогают детям понять и увидеть то, что трудно увидеть невооруженным глазом.
В ходе исследовательской деятельности решаются следующие задачи:
-
Формируются у детей основы культуры мышления, развиваются умения и навыки исследовательского поведения.
-
Создаются условия для развития познавательного интереса к экспериментированию.
-
Развивается собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
-
Поддерживается у детей инициатива, сообразительность, пытливость, самостоятельность.
-
Воспитывается интерес к исследованиям.
Тематика детских исследований определяется Основной общеобразовательной программой дошкольного образования реализуемой в детском саду, уровнем развития и интересов детей. В практике чаще используются такие направления исследований: живая и неживая природа, земля, человек, общество, культура, наука, техника, экономика.
Выбирая тему, необходимо учитывать наличие средств и материалов. Для проведения детских исследований в группе необходимо оборудовать мини-лабораторию, в которой будет выделено место для организации постоянно сменяющихся выставок экспонатов, редких предметов (полезные ископаемые, растения, животные, предметы быта); для приборов (микроскопы, лупы, зеркала, весы, песочные часы); выращивания растений (разнообразные семена, почва, оборудование для ухода за растениями); для хранения материалов (природного, бросового и неструктурированных); для проведения опытов с бумагой, песком, водой, магнитами, звуком, светом, и другими материалами.
Детское исследование включает в себя несколько основных этапов:
-
- Выделение и постановка проблемы
-
- Выработка гипотез, предложений
-
- Поиск и предложение возможных вариантов решения
-
- Сбор материала
-
- Обобщение полученных данных
-
- Подготовка материалов к защите (сообщение, доклад, макеты)
-
- Защита.
Во время первого этапа проводятся тренировочные занятия, для которых необходимы карточки с символическим изображением «методов исследования»: подумать самостоятельно, спросить у другого человека, посмотреть в книгах, посмотреть по телевизору, понаблюдать, провести эксперимент, связаться со специалистом, получить информацию, используя информационные технологии, картинки с темами будущих исследований. Первое время для демонстрации этапов исследования принимают участие два ребенка, остальные дети участвуют в качестве зрителей. Особое внимание уделяю соблюдению правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Совместно с детьми разработали карточки с правилами и разместили в мини-лаборатории. На втором этапе старшие дошкольники проводят самостоятельные исследования. На данном этапе дошкольникам необходимы: картинки с темами исследований, папки исследователя, листочки и ручки для сбора информации. Всю работу дети проводят самостоятельно, используя доступные средства сбора информации, и готовят доклад или сообщение.
Создавая проблемные ситуации, рекомендуется использовать разнообразные методы и приемы:
-
- Экспериментальные игры, «Какие предметы притягиваются к магниту», «Есть ли воздух в шарике», «Откуда появляется пар», «Как получить воду зеленого цвета», «В какой воде легче плавать» и др. позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.
-
- Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов, и др. позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности.
-
- Наблюдения природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при повышении температуры, выпадение росы, тумана, появление радуги, распространение грома и молнии, образование пара от дыхания в холодную погоду и др.) побуждают к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами.
-
- Рассматривание схем последовательности проведения опытов, мнемотаблиц, упрощенных рисунков, позволяющих упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.
-
- Использование энциклопедических данных в разделах книги «Большая книга «Почему?» и «В мире интересного»,которые повышают интерес к обсуждаемой проблеме, развивают интеллектуальную рефлексию.
-
- Игровые ситуации: ребёнок берёт на себя то роль почемучки, задающего вопросы, то роль экспериментатора, умеющего всё объяснить и ответить на вопрос. Все это способствует накоплению исследовательского опыта.
Внедряя исследовательские методы, очень важно сформировать у детей умение действовать самостоятельно, независимо; избегать прямых инструкций; не сдерживать инициативу детей; не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно; не спешу с вынесением оценочных суждений; помогаю детям учиться управлять процессом усвоения знаний.
Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища - и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий - одна из лучших школ "характера".
Литература:
1.Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. «Детство-Пресс» 2011.
2. И.Э Куликовская. «Детское экспериментирование» М.-2003
3. Л.Н. Прохорова «Оганизация экспериментальной деятельности дошкольников» , М. «АРКТИ» 2008
4. Н. Рыкова «Опыты с песком и водой» М. «Росмен» 1999