Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Методика использования дидактического пособия по изобразительной деятельности «Чудесный экран»
16 минут 8905 2221

Методика использования дидактического пособия по изобразительной деятельности «Чудесный экран»

ziatdinovaДорогие друзья, рады представить Вам Зиятдинову Наталью Николаевну, воспитателя первой квалификационной категории МБДОУ №68 «Ромашка», города Нижневартовск ХМАО – Югра. Наталья Николаевна разработала проект "Вдохновение" по развитию творческих способностей детей через использование разнообразных техник рисования, декоративно-прикладного творчества и игровых технологий для детей старшего дошкольного возраста.

Одним из методических сопровождений проекта данной технологии является дидактическое пособие «Чудесный экран», направленное на обучение детей сюжетному рисованию, развитию образного мышления, творческого воображения в изобразительной деятельности. В авторской статье Наталья Николаевна предлагает познакомиться с методикой использования дидактического пособия по изобразительной деятельности «Чудесный экран». Данное методическое пособие будет интересно воспитателям ДОУ, родителям детей дошкольного возраста по проблеме развития у детей художественно – творческих способностей.

Полезного чтения...



Методика использования дидактического пособия по изобразительной деятельности «Чудесный экран»

Кардинальные изменения, происходящие в настоящее время в системе как школьного, так и дошкольного образования, выдвигают новые требования, среди которых главным является развитие у детей способностей. Сегодня, происходит переориентировка направленности образования от узко прагматических задач формирования знаний, умений навыков к развитию творческих способностей. Это обусловлено, прежде всего, социально – экономической жизнью общества – потребностью   в людях   активных, знающих и умеющих   решать различные жизненные ситуации, предвидеть, предполагать, прогнозировать. В основе современных концепций воспитания и образования, направленных на гуманизацию   педагогического процесса, решаются задачи по воспитанию активной творческой личности.

Дошкольный возраст является сензитивным к творческой деятельности, способствующей самовыражению, самоутверждению личности ребенка. Творчество детей дошкольного возраста хотя и выступает еще в неразвитой форме, однако содержит в себе важные качества, которые создают возможность, самостоятельно выходить детям за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый продукт – оригинальный рисунок, новую сказку и т.д.

Ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления детей об окружающем мире, они осмысляют качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.

Основными чертами художественно-творческой деятельности является:

  • самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
  • видение новой функции предмета (объекта);

  • видение проблемы в стандартной ситуации;

  • способность к альтернативным решениям;

  • комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.

В детском саду одним из видов изобразительной деятельности является сюжетное рисование. Для детей старшего дошкольного возраста основная задача сюжетного рисования – подвести детей к композиционному расположению предметов, фигур в соответствии с замыслом, выделяя «смысловой узор». Так же важно научить детей передавать сюжетные композиции в рисунке с элементами перспективы (ближе, дальше, рядом) с изображением явлений действительности, мира животных, образа человека, сказочных персонажей.

Есть два способа изображения перспективы: 

1-й способ - без загораживания предметов;

2-й способ - с загораживанием предметов.

Первый способ легче для изображения детьми. Если предмет расположен в дали, его рисуем мельче, если вблизи – крупнее.

Отличительной особенностью этих способов является то, что при рисовании без загораживания, тот или иной предмет не зависимо от удаленности изображается целиком.

Во втором же варианте на рисунке у предмета, который расположен дальше, будет видна лишь его часть.

В рисовании с загораживанием предмета так же есть два варианта:

1-й вариант: начинать рисование от ближних предметов к дальним предметам.

2-й вариант: начинать рисование от дальних предметов к ближним предметам.

Рисование с загораживанием предметов с использованием первого варианта достаточно сложное, так как ребенку постоянно в памяти необходимо удерживать целостный образ предмета, чтобы в дальнейшем правильно отделить от него нужную часть и изобразить ее на рисунке.

Для знакомства с техникой загораживания лучше использовать второй вариант. Главное пользоваться красками, которые не просвечиваются (гуашь, акрил), так как изображение будет накладываться одно на другое.

В рисовании перспективы есть еще один нюанс: в предметах, которые расположены близко, необходимо прорисовывать все детали, и тот же самый предмет в дали можно изобразить в виде силуэта.

Упражнение №1

Цель: Познакомить детей с понятием «перспектива». Научить их видеть особенность перспективного изображения - зависимость между величиной предмета и его удаленностью.

Материал: набор картинок №1, доска и мел.

Инструкция:

Детям показываются картинки по одной или в сочетании по две, и предлагается определить размер мячей. Каждый рассмотренный вариант зарисовывается на доске для наглядности.

1-й вариант: Закрепите на «ЧЭ» картинку с изображением мячей, на первый план. Предложите определить детям размер мячей (ответы детей могут быть разными). Необходимо одобрить каждый.

2-й вариант: За картинкой поставьте картинку на тот же первый план (не создавайте объема, визуально должно казаться, что мячики стоят на шкафчиках). Спросить, что дети видят на картинке? Мячи разного размера стоят на шкафчиках. Снимите картинки с «ЧЭ».

3-й вариант: за картинкой поставьте картинку . Мячи одинакового размера стоят на тех же шкафчиках. Снимите картинки с «ЧЭ».

4-й вариант: за картинкой поставьте картинку . Когда эти мячи стояли на шкафчиках они были разного размера. А сейчас я утверждаю, что они все одинакового размера. Почему же тогда художник изобразил их разного размера? (выслушиваются ответы детей). Когда предметы одинакового размера от нас удаляются, они на листке бумаги изображаются все меньше и меньше, так же как эти мячи, катящиеся по дорожке вдаль. Снимите картинки с «ЧЭ».

5-й вариант: за картинкой поставьте картинку . А теперь, наверное, художник ошибся, или нет, как вы думаете? Мячики катятся по дорожке, но размер их не уменьшается. Может ли такое быть и почему? Может. Когда эти мячи стояли на шкафчиках мы говори что они одинакового размера, а сейчас мы утверждаем что они разного размера. Фокус в том, что первый мячик маленький, за ним – средний, за ним – самый большой. При удалении их друг от друга они кажутся одного размера.

Итак, мы с вами выяснили, что величина предмета нам может казаться разной, и это зависит от того, расположены ли предметы в один ряд или они удаляются друг от друга.

Когда мы изображаем предметы, уходящие вдаль, это называется перспектива.

В перспективе есть два главных правила.

1-е правило: чем дальше от нас предмет, тем он кажется нам меньше. Это правило касается предметов одинаковой величины, например фонарные столбы, одинаковой высоты дома.

2-е правило: параллельные линии вдали сходятся в одну точку. Например, дорога, уходящая вдаль на переднем плане широкая а, доходя до линии горизонта, она превращается в точку.

Упражнение №2

Цель: Познакомить детей с разной направленностью изображения предметов в перспективе (справа налево, слева направо, по середине листа).

Материал: набор картинок №2, листы бумаги на каждого ребенка, простые карандаши.

Инструкция:

Любой пейзаж начинается с обозначения линии горизонта. Она показывает, какое место занимает небо, а какое – земля и вода.

На задний план закрепите картинку с изображением линии горизонта. Предложите детям тоже изобразить линию горизонта на своих листочках, а затем дорожку, уходящую вдаль.

Посмотрите, как нарисовали дети дорожки. В основном дорожки рисуют по направлению слева на право, так как принято писать в русском языке, детям это направление удобно и привычно.

Проведите с детьми эксперимент с ленточкой, для того чтобы дать понять, что направление дорожки может быть разным и зависит это от того, с какой стороны ребенок расположен от нее. Положите длинную ленту на пол и попросите ребенка встать справа от нее. Спросите у него, как ему кажется, в каком направлении «убегает» дорожка от него. Попросите, чтобы ребенок провел в воздухе рукой по уходящей дорожке (пальчик будет двигаться слева на право).

Если ребенок встанет с другой стороны, то дорожка будет «убегать» справа налево. Так же попросите провести в воздухе рукой. И если ребенок встанет перед дорожкой, и проведет в воздухе пальчиком по ней, то получиться что дорожка идет снизу вверх. Направление покажется странным, ведь в реальности дорожка не располагается вертикально, она расположена в горизонтальной плоскости. В этом случае необходимо детям объяснить, что лист бумаги плоский и чтобы на нем нарисовать перспективу (в данном случае дорожку), начинать проводить линию необходимо снизу листа вверх. Можно для подтверждения сказанного вспомнить с детьми, где в жизни встречается такое изображение направлений? (Это всевозможные указатели, стрелки, дорожные знаки).

Теперь воспользуйтесь картинками из второго набора и покажите детям те же направления только на «ЧЭ».

С использованием этих же картинок можно объяснить детям, что при удалении, предметы приобретают особенности силуэта. То есть при изображении предмета на заднем плане мы не прорисовываем в нем детали. Например, цветочек нам кажется вдалеке точкой, птица изображается черной галочкой, деревья и кустарники зелеными пятнами, и т.д. Для наглядности можно рассмотреть и всевозможные репродукции картин. Как великие художники изображали перспективу.

Упражнение № 3

Цель: Познакомить с понятиями передний план, средний план и задний план. Научить изображать перспективу разными способами

(с загораживанием предметов, без загораживания).

Материал: набор картинок №2(а, б, в); №3.

Инструкция: Вспомните с детьми предыдущее занятие, когда вы рассматривали направление дорожек. Дети пришли к выводу, что если дорожка расположена ближе к нам, она рисуется внизу листа, чем дальше она уходит, тем линия на листе поднимается все выше. Обобщая все выше сказанное, подводим детей к пониманию того, что при рисовании любого сюжета мы используем несколько планов. Все предметы, которые расположены ближе к нам, находятся на переднем плане, самые дальние - на заднем плане, все, что между ними мы называем средний план.

На задний план «ЧЭ» прикрепите картинку 3а с изображением разных планов.

Расскажите детям коротенькую историю, сказку. (Историю можно придумать другую)

«Жил был на белом свете маленький котенок. Устал он от городской суеты и   убежал на природу. Шел, шел, вдруг увидел вдалеке красивый лес, и сказал, я буду здесь жить. (Перед картинкой поставить картинку ). Сначала построил котенок высокий забор, чтобы из леса не бегали дикие звери. (Перед картинкой поставить картинку ). Потом построил большой дом и стал жить поживать да добра наживать» (перед картинкой 3 г поставить картинку ).

В результате на «ЧЭ» у вас получилось трехплановое изображение. Обсудите с детьми, где расположились все детали. То, что ближе всего к нам находиться – дом, расположен внизу экрана. На плоском листе бумаги он будет рисоваться в самом низу листа. Это будет называться «Передний план». Самым далеким от нас кажется лес, он расположен вверху «ЧЭ». На листе так же будем его рисовать в верхней части. Это будет называться «Задний план». По середине, между домом и лесом, расположился забор. На листе бумаги мы его нарисуем в центре листа. И называться это будет «Средний план».

Попробуйте с детьми на листе бумаги потренироваться рисовать трехплановое   изображение, учитывая все ранее изученное.

На следующем занятии на двух листах бумаги нарисуйте две перспективы. На одном предметы, уходящие вдаль, должны загораживать друг друга, на другом – должны быть видны целиком. Спросите у детей, видят ли они

какие-то существенные различия между этими картинками.

Проведите с детьми эксперимент. Попросите их разойтись по группе в хаотичном порядке. Выберите одного человека, который будет смотреть на детей со стороны. Спросите у него, кто стоит ближе всего к нему, видит ли он этого ребенка целиком, или только его часть. Попросите найти ребенка, который стоит дальше всех, и которого не видно целиком. Почему его не видно? Потому что перед ним стоит еще кто-то, и его загораживает.

Этот эксперимент показывает, что иногда при рисовании перспективы нет возможности изобразить предмет целиком, так как его может загораживать предмет, расположенный перед ним.

Рисовать перспективу без загораживания легко. Поэтому начните обучение с нее. Для наглядности используйте картинки 2 (а, б, в).

Когда мы начинаем обучать детей рисованию перспективы с загораживанием предметов, объясняем, что можно начинать рисовать с «переднего плана» продолжая вдаль. А можно – с «заднего плана» двигаясь вперед.

Второй вариант легче, так как ребенок, делая эскиз простым карандашом, имеет возможность рисовать все предметы целиком, накладывая их, друг на друга, потом стирая ненужные линии. Если ребенок рисует в этом направлении сразу красками, то для этого лучше брать гуашь, так как она по составу плотная, и накладывая один цвет на другой предыдущий не будет видно.

Для рисования вторым способом у ребенка должно быть развито образное мышление. Так как при рисовании с «переднего плана» на «задний», ребенку необходимо мысленно представлять, и вычленять из целого образа, только ту часть предмета, которая будет видна на рисунке. Если ребенок будет рисовать простым карандашом, то ненужные линии также можно стереть. тяжелее придется, если ребенок будет рисовать сразу красками. Для наглядности используйте набор картинок №3(д, е, ж, з) расставляя их, начиная с заднего плана заканчивая передним.

Упражнение №4

Цель: Развивать у детей творческую фантазию. Побуждать их использовать в своем творчестве все приемы работы с перспективой, которым они научились на предыдущих занятиях.

Инструкции: Воспитатель предлагает ребенку чистые листы и отдельно вырезанные картинки. Ребенок самостоятельно выстраивает сюжет, располагая вырезанные картинки на листе, используя разные приемы. После того как сюжет будет готов можно придумать по нему рассказ и зарисовать на листе бумаги.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2126 668

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 1928 606