Дорогие друзья, рады представить вам Переверзеву Марию Васильевну, педагога дополнительного образования МОУ ДОД ДДТ Алексеевского района и города Алексеевки Белгородской области. В своей статье Мария Васильевна делится профессиональным опытом и одним из методов взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников. Данная статья будет интересна как педагогам, так и родителям.
Комментарий к статье от Марии Васильевны:
"Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для образовательных учреждений. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. В педагогике, как и в медицине, важен принцип « Не навреди!». Именно поэтому, сегодня речь идет не просто об обмене информацией между родителями и педагогами о развитии, успехах и трудностях детей дошкольного возраста. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в образовательном учреждении."
Полезного чтения....
Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников
Школы раннего развития «Светлячок» через проектный метод
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для образовательных учреждений. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям – для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственно ребенка, педагогам – чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе педагоги и родители могут лучше узнать ребенка, а узнав, направить общие усилия на его развитие. Большинство современных родителей – люди грамотные, читающие научно-популярную и публицистическую литературу по вопросам воспитания и развития детей. И тем не менее трудностей в воспитании не убавляется! Даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. В педагогике, как и в медицине, важен принцип « Не навреди!». Именно поэтому, сегодня речь идет не просто об обмене информацией между родителями и педагогами о развитии, успехах и трудностях детей дошкольного возраста. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в образовательном учреждении.
И здесь удачной находкой оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое распространение в образовательных учреждениях дополнительного образования. Что же представляет собой этот метод? Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность. Работая по методу проектов, педагог осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.
Поисково-познавательная деятельность детей направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения и ценности. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми. В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей. Для метода проектов характерна групповая деятельность. И вот здесь необходимо отметить, что именно с помощью этого метода можно успешно включить родителей в жизнь их детей в образовательном учреждении. Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой, в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Такая совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей, посещающих группу, и даже подружиться.
Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс можно вести по нескольким направлениям:
1. Мероприятия, направленные на прямое участие родителей в педагогическом процессе, – «Встречи с интересными людьми»:
папа – милиционер;
бабушка – учитель;
мама – врач и другие.
Такими интересными людьми, конечно же, являются родители детей. Ведь каждый из них профессионал в каком-то деле. В рамках реализации раздела программы по ознакомлению детей с ближайшим окружением можно привлечь родителей к проведению занятий, на которых они расскажут детям о своих профессиях. Педагогу при этом важно подготовить родителей к встрече с детьми, помочь составить интересный для них рассказ. В ходе этого проекта дети могут ознакомиться с разными профессиями и открыть для себя, какие интересные люди их папы, мамы, бабушки и дедушки.
2. Мероприятия, направленные на закрепление знаний, полученных детьми на занятиях:
«Природа и мы»;
«Транспорт в нашей жизни»;
«Издание книги»;
«Животные и человек» и другие.
Проект «Транспорт в нашей жизни» можно организовать после проведения занятий по теме «Транспорт». Детям и родителям можно предложить показать, на каких видах транспорта можно добраться, например:
- к бабушке и дедушке;
- на дачу;
- к другу;
- в другую страну.
Выполненные проекты, как правило, вывешиваются для ознакомления только после их защиты ребенком. Каждый должен пояснить, с кем он выполнял задание, и сказать 2 – 3 предложения на тему того, что изображено на проекте. Обычная тема транспорта перестает быть абстрактной и приобретает созвучное опыту детей направление. Ведь одно дело – о транспорте поговорить и иллюстрации рассмотреть и совсем другое – рассказать, как интересно лететь в другую страну, как весело вместе с папой и мамой ехать в гости к бабушке на поезде, прокатиться по родному городу на автобусе или трамвае. Впечатлений у детей много, во время работы над проектом они «освежаются», и можно поделиться ими с друзьями и родителями друзей: что-то уточнить, некоторые представления расширить, ну а о чем-то и вовсе впервые узнать. Проект «Транспорт в нашей жизни» также целесообразно приурочить к началу нового учебного года. После жарких летних каникул детям и взрослым есть чем поделиться. А интересы детей могут привести к новым проектам.
Хочу предложить еще одну идею для начала нового учебного года – проект «Давайте познакомимся». Наиболее актуален он для новичков. Дети, педагоги и родители еще не слишком хорошо знакомы друг с другом. Между тем вместе предстоит прожить так много интересных насыщенных дней, поэтому уже на этапе знакомства важно показать, что в нашем учреждении им живется весело и дружно. А также важно донести до родителей мысль, что воспитание ребенка – это общее дело педагогов и родителей и делать его с самого начала нужно сообща!
Так, родителям воспитанников Школы раннего развития «Светлячок» можно предложить предоставить информацию о своем ребенке на листе из фотоальбома. Подбирать и оформлять лист они должны вместе с ребенком, а заполнить его от лица ребенка:
- меня зовут;
- я люблю;
- я не люблю;
- мое любимое блюдо;
- мое нелюбимое блюдо;
- моя любимая игрушка;
- мои друзья;
- мои родители;
- мои дедушки и бабушки и т. д.
Для любого педагога важен вопрос: что делать, если родители не захотят участвовать в проектах? Здесь очень важно опереться на наиболее активных родителей, способных подать пример другим. После того, как первый ребенок принесет свой проект, остальные начинают «теребить» своих родителей и альбом начинает заполняться. Этот альбом может постоянно пополняться. Ведь проходит время, меняются дети, меняются их увлечения, а странички фотоальбома рассказывают, какими они были, как изменились.
Так как ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, то малышами используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
- комплексные: «Мир театра», «Книжкина неделя»;
- межгрупповые: «Мир животных и птиц», «Времена года»;
- творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», Мир природы»;
- групповые: «Веселая астрономия», «Подводный мир», «Познай себя»;
- индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»;
- исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
Необходимо отметить, что подобные проекты способствуют сближению родителей и детей, педагогов и родителей. Эмоциональное общение, участие в общем деле способствуют сплочению коллектива взрослых и детей.
Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя «метод проектов» в воспитательно-образовательной деятельности, можно достигнуть значительных успехов на пути налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними. Главным здесь являются искренняя заинтересованность педагога, его творческий потенциал и умение увидеть, услышать и даже почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться», какие новые открытия свершить, а также стремление «заразить» интересами детей их родителей.