Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

СИСТЕМА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОТЕНИЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
18 минут 10043 2387

СИСТЕМА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОТЕНИЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

SodomovaДорогие друзья, рады представить вам Садомову Наталию Петровну, заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ ДОД ДДТ  города Алексеевка, постоянного нашего участника рубрики "Мастера своего дела" В статье Наталия Петровна делится с нами профессиональным опытом в области работы с одаренными детьми. Данная статья будет интересна заместителям директоров по учебно-воспитательной работе учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ.

Комментарий к статье от Наталии Петровны:

"Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования. Педагогический коллектив МОУ ДОД Дома детского творчества работает над созданием единого образовательного пространства в области выявления и развития потенциальных способностей одаренных детей с образовательными школами города и района."

Полезного чтения...


СИСТЕМА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОТЕНИЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

В РАМКАХ УДОД

 

Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.

Принятая в 2006 году подпрограмма «Одаренные дети» и являющаяся частью областной комплексной целевой программы «Дети Белгородчины», призвана выявлять и развивать природные задатки детей на всех ступенях их воспитания, образования, обеспечивать детям условия, способствующие максимальному раскрытию их потенциала возможностей; создать государственную систему выявления одаренности с раннего возраста и оказания адресной поддержки каждому одаренному ребенку.

Основной деятельностью педагогов МОУ ДОД Дома детского творчества является обеспечение условий для выявления, раскрытия и развития способностей одаренных детей с целью самоопределения и реализации этих способностей в будущей профессии.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, поэтому мы направляем все свои усилия на постепенный поиск одаренных детей.

В студиях и объединениях Дома детского творчества занимаются дети и подростки от 4 до 17 лет.

I ступень – Мир сказки ( 4-6 лет)

II ступень – Школа познания (7-10 лет).

III ступень – Школа определения (11 – 14 лет).

IY ступень – Школа мастерства (15 -17 лет).

Учитывая социальный заказ (образовательные потребности родителей, отсутствие ДОУ в некоторых районах) при Доме детского творчества была создана Школа раннего развития (ШРР) «Светлячок». В основу всей работы ШРР «Светлячок» положено тщательное изучение индивидуальных черт интеллектуальных возможностей каждого воспитанника. При помощи методики «Карта одаренности» авторов Д.Хаан, Г.Каф. педагоги выделяют сильные и слабые стороны развития ребёнка. Выясняют, что у ребёнка развито и сформировано не очень хорошо и что очень хорошо. Тогда во главу угла всех занятий ставится сильная, хорошо развитая функция, на которой педагоги и строят свою деятельность, а с остальными функциями работают, стараясь их развивать.

Эта комплексная, системная и длительная работа, которая ведётся педагогами на протяжении двух лет. По окончании обучения в Школе раннего развития ребёнок продолжает заниматься по выбранному им направлению в различных студиях и объединениях. Ребёнок как бы вновь открывает для себя мир музыки, хореографии, изобразительного искусства. И тут на помощь ему приходят умные талантливые педагоги. Они помогают наиболее полно раскрыть способности детей и создают для этого благоприятные, природосообразные условия, обеспечивая непрерывность дополнительного образования.

Опыт работы свидетельствует о том, что одарённые дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в сознании вариативной, обогащённой и индивидуализированной образовательной среды. Выявление признаков одарённости требует высокой прогностичности используемых   диагностических методов, поскольку речь идёт о ещё несформировавшемся системном качестве, о дальнейшем развитии которого можно судить лишь на основе отдельных признаков.

Важнейшая роль психодиагностики одаренности состоит не в отборе и классификации одаренных детей с точки зрения их будущих достижений, а в выявлении их психологических особенностей и обеспечении для них таких условий воспитания и обучения, которые позволили бы максимально реализовать свой потенциал на каждом возрастном этапе развития.

У детей старшего возраста присутствует более глубокая мотивация к изучению выбранного ими вида деятельности. Это способствует не только успешности обучения в данном направлении, но и развитию устойчивой мотивации к познанию и творчеству, их целостному и социальному развитию. Педагоги организуют занятия по индивидуальному образовательному маршруту для реализации особых интересов одаренных детей. Индивидуальные образовательные маршруты, основанные на субъективном подходе, нацелены на создание условий для раскрытия потенциальных возможностей каждого обучающегося и развития его индивидуальности.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы нашего учреждения.

Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ. В эти программы включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.

МОУ ДОД Дом детского творчества осуществляет образовательную деятельность через организацию специальных занятий и внеурочную систему, которая включает в себя следующие формы обучения одаренных детей:

1) индивидуальное обучение или обучение в малых группах по индивидуальным образовательным маршрутам

2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества;

3)   система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад, соревнований

4) научно-практические конференции и семинары.

Проведение данных мероприятий не является самоцелью, а служит инструментом диагностики образовательного процесса.

Таким образом, можно отметить, что процесс выявления, развития и обучения одаренных детей образует единую систему.

С образовательной точки зрения цель поиска одаренных детей - достичь оптимального соответствия конкретных учебных программ нуждам определенной группы детей. Цель всей системы занятий, состоит в выявлении тех детей, кому данная программа в целом принесла большую пользу. Для контроля над этим процессом используются как классические психодиагностические обследования, так и современные разработки российских ученых. Методика составления так называемого «интеллектуального познания», разработанная доктором педагогических наук, профессором О.Савенковым, рассматривается педагогами Дома детского творчества как одна из составных частей общего комплекса мер, направленных на выявление детской одаренности.

Чтобы сделать результаты исследования более объективными, при оценке всех качеств используется метод «экспертных оценок», где так называемыми «независимыми экспертами» выступают педагоги, психологи и методисты. Полученные результаты выступают как диагностическая информация, но кроме этой функции в задачу данной методики входит функция развивающая. Актуализация выделенных особенностей мышления и личностных качеств, характерных для одаренных детей, помогает сделать педагогический процесс более адекватным задачам развития детской одаренности.

Применительно к обучению интеллектуально одаренных обучающихся ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Приоритетными формами работы с одаренными детьми являются формы, основанные на общении, диалоге педагога и воспитанников, развитии творческих способностей.

В своей практической деятельности для достижения избранной цели наш педагогический коллектив работает над созданием единого образовательного пространства в области выявления и развития потенциальных способностей одаренных детей с образовательными школами города и района.

1. Проведение целенаправленных мероприятий (конкурсов, соревнований) с целью выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность путем:

  • § обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;
  • § знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;
  • § периодического сбора сведений среди педагогов о наличии способностей у обучающихся, выявленных на специально организованных конкурсах и соревнованиях;
  • § выявление мнения родителей о склонностях их детей.

2.   Функционирование Школы раннего развития «Светлячок»

3.   Индивидуальное обучение или обучение в малых группах по индивидуальным образовательным маршрутам с учетом того, что:

  • целью индивидуального маршрута одаренного обучающегося является создание условий для оптимального развития одаренности и одновременно для ликвидации дисбаланса в личностном развитии;
  • инициативу разработки индивидуального маршрута берет на себя наставник или сам педагог и привлекает к участию в разработке лиц, заинтересованных в судьбе одаренного обучающегося.

Работа по выявлению и развитию потенциальных способностей детей в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, педагог, специалист высокого класса) который:

  • выполняет функции научного руководителя, выводящего воспитанника на высокий профессиональный уровень;
  • координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе обучающегося;
  • обеспечивает необходимое одаренному ребенку общение;
  • осуществляет связь с родителями одаренного воспитанника;
  • поощряет проявления самостоятельности, предоставляя тем самым свободу выбора в области приложения сил и методов достижения цели;
  • создает условия для конкретного воплощения творческих идей с учетом особенностей ситуации и личностных особенностей обучающегося.
  1. Обучение одаренных детей:
  • § педагог проводит диагностику уровня учебных возможностей, познавательных интересов, мотивов деятельности обучающихся;
  • § разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут;
  • § способствует творческой самореализации воспитанников.

5. Работа педагогического коллектива, предусматривающая следующие направления:

  • организация олимпиад, конкурсов, семинаров, конференций на муниципальном уровне;
  • осуществление контактов с представителями общественных движений, высших учебных заведений города;
  • распространение и пропаганда материалов о своей деятельности.

6.   Осуществление мотивации педагогов на развитие потенциальных способностей обучающихся через подготовительную работу на курсах и семинарах, выделение на работу с обучающимися специальных часов, поощрение денежными средствами из фонда стимулирующего характера, оформление итоговых документов по аттестации, награждение грамотами и дипломами за продуктивную деятельность.

В условиях дополнительного образования широкое распространение получил методический подход, ориентированный на изучение общих закономерностей развития одаренных детей и использующий формализованные средства диагностики: шкалы, тесты, опросники и др. Этот подход особенно полезен для лонгитюдных исследований динамики одаренности у детей в зависимости от возраста, пола, воспитания, образования, социокультурных условий.

Очень важен этап исследования, цель которого заключается в выявлении особенностей одаренных детей в начале обучения. В этот период происходят перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью, формирование его учебной деятельности и мотивов учения, овладение новыми знаниями и умениями, интенсивное интеллектуальное развитие, интеллектуализация всех психических процессов. Все это существенно сказывается на формировании его личности в целом.

Элементы педагогических технологий, применяемых в работе с одаренными детьми:

  1. Деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность).
  2. Формирование внутренней мотивации.
  3. Организация образовательного процесса при “субъект – субъектных отношениях”.
  4. Предоставление “веера выбора”, что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития.
  5. Рефлексия.
  6. Возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление.
  7. Соблюдение принципов – “право на ошибку”, “ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат.
  8. Интегративный подход.

Условия успешной работы с одаренными обучающимися заключаются в осознании важности этой работы каждым членом коллектива учреждения и усилении в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению и творчеству; в создании и постоянном совершенствовании методической системы, включении в работу с одаренными детьми в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами:

  • педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки.
  • педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых ми решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
  • педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.

Многолетний опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.

Выявление потенциальной и скрытой одаренности продиктовано, прежде всего, гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей. При понимании всей теоретической сложности доминирующим является стремление не “упустить” ни одного ребенка, требующего внимания педагога.

За этот период времени педагогический коллектив и коллектив обучающихся достигли определенных результатов.

В 2006 году педагогический коллектив стал победителем грантов Управления образования и науки Белгородской области с проектом «Индивидуальные познавательные маршруты как способ развития личности обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования детей». Педагоги Дома детского творчества работают с одаренными детьми по специально разработанным ими индивидуальным образовательным маршрутам и делают все возможное для того, чтобы не столько измерить одаренность, сколько создать среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Воспитанники Дома детского творчества достойно представляют Алексеевский район и г. Алексеевка на областных, Всероссийских и Международных конкурсах. Более 150 одаренных детей в наших объединениях занимаются различными видами деятельности: хореографией, вокалом, изобразительной и театральной деятельностью.

Воспитанник студии бального танца «Вдохновение» Калинин Дмитрий (рук. Можарова А.В.), воспитанницы вокального ансамбля «Con amore» Турбина Дарья, Богатченко Алена (рук. Князева Т.А), воспитанник студии «Резьба по дереву» Ходыкин Алексей (рук. Валуйских В.И.), воспитанник театра – студии «Вопрос» Ливада Даниил (рук. Ливада Е.И., Ливада Н.А.) обладатели премии Президента Р.Ф. по поддержке талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Проблема развития одаренных детей все шире привлекает внимание и психологов и педагогов. Казалось бы, какие проблемы могут быть с одаренными детьми? Они радуют своим творчеством родителей и педагогов, своих товарищей. Да, радуют, но часто «не вписываются» в привычные рамки. Наши педагоги учатся решать проблемы одаренных детей так, чтобы не погубить в их душах ростки творчества, а наилучшим образом создать предпосылки для их роста и расцвета.

Библиографический список

  1. Бискер Л.М. Программа “Одаренные дети” // “Завуч”.- 2001.- №4.- с.39-45
  2. Завельский Ю.К. Концепция работы гимназии с одаренными детьми // “Завуч”.- 2000.- №1.- с.107-116
  3. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.- 304с.
  4. Особенности обучения и воспитания детей с опережающим развитием. М., ООО «ДОД», 2008. – 120с.
  5. Панютина, Н.И. и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми. Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.
  6. Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // “Дополнительное образование детей”.- 2001.- № 24.- с. 37-39.
  7. «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией   Н.С. Лейтеса, М., 1996.
  8. Психология одаренности детей и подростков. М.: Изд. Центр «Академия», 1996.
  9. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-с.576.
  10. Савельева Е.А. О художественных способностях детей. // “Завуч”.- 2000.- № 6.- с. 132-137.
  11. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. Вопросы психологии. 1996.
  12. Щебланова Е.И. Динамика когнитивных и некогнитивных личностных показателей одаренности у младших школьников. Вопросы психологии, 1998.
  13. Мошер Ф.А., Хорнсби Д.Р.,О постановке вопросов детьми. В кн: Исследование развития познавательной деятельности. М. Педагогика, 1971.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2688 43

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6695 677