Дорогие друзья, рады представить вам Кравченко Юлию Николаевну, педагога дополнительного образования МОУ ДОД ДДТ г. Алексеевка. В своей статье Юлия Николаевна предлагает вашему вниманию мастер-класс по теме "Развитие ассоциативного мышления в реализации творческой активности учащихся на занятиях декоративно-прикладного творчества".Материал будет интересен для педагогов дополнительного образования.
Комментарий к статье от Юлии Николаевны:
"Для развития ребенка, очень важно формирование многих интересов. Следует отметить, что для учащихся вообще характерно познавательное отношение к миру. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными деятельностями, активизирует его различные способности. Являясь педагогом по образованию, я увлекаюсь изучением декоративно-прикладного и изобразительного искусства, изготавливаю различные изделия. Декоративно-прикладное и изобразительное искусство играет немаловажную роль в формировании творческого потенциала детей, так как несет в себе понимание прекрасного, формировавшееся веками, систему ценностей, которые питали множество поколений."
Увлекательного чтения....
Цель: способствовать реализации творческой активности учащихся на занятиях по декоративно-прикладному творчеству через художественные ассоциации.
Задачи:
-
учить видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве;
-
раскрыть особенности развития художественных ассоциаций у детей;
-
развивать художественное восприятие, положительные эмоции, память, интерес к народному творчеству;
-
воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность темы: состоит в том, что лишь под влиянием обучения ученик начинает отмечать вероятность возможности наличия или отсутствия какого-либо признака, причины или явления. Ассоциативное мышление играет важную роль в формировании у детей понимания процессов изменения и развития предметов и явлений.
Для развития ребенка, очень важно формирование многих интересов. Следует отметить, что для учащихся вообще характерно познавательное отношение к миру. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными деятельностями, активизирует его различные способности.
Являясь педагогом по образованию, я увлекаюсь изучением декоративно-прикладного и изобразительного искусства, изготавливаю различные изделия. Декоративно-прикладное и изобразительное искусство играет немаловажную роль в формировании творческого потенциала детей, так как несет в себе понимание прекрасного, формировавшееся веками, систему ценностей, которые питали множество поколений.
Творческая деятельность позволяет ребенку приобрести важное по сегодняшним меркам чувство уверенности, успешности, а следовательно, внутренней и социальной защищенности по отношению к постоянно меняющемуся миру, позволяет ребенку быть более жизненно и конкурентоспособным.
Для занятия декоративно-прикладным творчеством требуется не только овладение конкретными техническими приемами того или иного народного промысла, но и знание основ композиции и умение фантазировать.
О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними.
Любой вид деятельности, любой труд включает решение мыслительных задач. Практика является источником мышления. Все, что бы не познал человек посредством мышления (предметы, явления, их свойства, закономерности), проверяется практикой, которая дает ответ на вопрос, правильно ли он познал то или иное явление, ту или иную закономерность, которые отражают объективные связи, закономерности действительности, или нет.
Ассоциация (от лат. associo – соединяю).
Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.
«Развитие мышления – это процесс накопления ассоциаций» [О.К.Тихонов]
Цели ассоциативного мышления (творческого синтеза).
- создание новых оригинальных идей;
- создание смысловых связей;
- стимуляция воображения;
- улучшение запоминания и вспоминания.
Различают четыре вида ассоциаций:
1) по близости во времени или в пространстве, (Например: улей–пчелы, медведь–зима–берлога, зима–мороз–снег)
2) по сходству (Например: мяч–арбуз, лимон–листопад, снег–вода),
3) по контрасту (Например: добро–зло, гора–равнина, искры–снежинки),
4) по отношению (причинность, присущность).
Занятия декоративно-прикладным творчеством способствуют осуществлению активного познания окружающей действительности. Особенно наглядно проявляется мыслительная деятельность у ребенка в процессе составления эскизов, анализируя предметы, явления по памяти и воображению. Только сочетание теоретических знаний и уверенное владение техническими приемами в совокупности с собственными эстетическими представлениями позволит выработать индивидуальный авторский стиль, подняться на высокий художественный уровень.
С помощью мышления человек познает то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию, которые составляют сущность, закономерность объективной действительности.
Многие методики, диагностики направленные на развитие способностей комбинировать, сравнивать, анализировать и обобщать формы, строятся на принципе ассоциаций. Используя методические приемы, можно значительно улучшить успехи ребенка в интересующей его деятельности.
Ассоциативные образы в мышлении учащихся в процессе занятий творческой деятельностью отражают многочисленные ассоциации, которые встречаются в самой жизни. Например, растрескавшаяся от жажды почва по контрасту ассоциируется с обилием воды, которой так много на планете, и наоборот. Старое, морщинистое от времени и тягот жизни лицо старушки по сходству ассоциируется со старым, сухим, иссеченным лучами солнца и дождем деревом, напоминая о том, что и человек, и природа имеют много общего, природа, как и человек, рождается и стареет.
Разнообразие видов художественной деятельности помогают ребенку понять роль искусства в жизни людей. На основе освоения опыта художественной культуры у ребенка формируются способности самостоятельного видения мира, размышления о нем. Использование многообразия материалов, нетрадиционных техник рисования, все это будет способствовать формированию ассоциативного мышления.
Декоративно-прикладная деятельность открывает перед ребенком огромные возможности для творчества, так как дети могут раскрыться, показать свое видение мира и чувства, свое отношение к окружающей реальности, свое представление о прекрасном и безобразном. Создавая свои маленькие произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.
Развитие ассоциативного мышления помогает развитию фантазии, творческому воображению, помогает детям уйти от сложившихся стереотипов. Оно обогащает детское воображение, насыщает новыми образами и понятиями. Развитие ассоциативного мышления помогает свободно придумать что - то новое, свое, необычное.
Для проведения диагностики развития ассоциативного мышления у воспитанников объединения «Рукоделие» мною был разработан комплекс упражнений, творческих заданий. Все эти задания были направлены на решение следующих задач:
-
развитие ассоциативного мышления;
-
развитие творческой самостоятельности, воображения.
С данной группой детей была проведена индивидуальная работа, по выявлению уровня развития ассоциативного мышления.
Критерии оценки уровня развития ассоциативного мышления
Уровни |
Критерии |
|||
Способность описать предмет по памяти. |
Способность к перевоплощению. |
Способность к ассоциациям. |
Умение соотнести предмет по форме, цвету. |
|
Низкий уровень (Н.У.) |
Не смог описать предмет по памяти, отсутствие фантазии. |
Не смог войти в образ, даже с помощью наводящих вопросов. |
Не находит ассоциации. |
Не соотносит предметы по форме, цвету даже с помощью подсказок. |
Средний уровень (С.У.). |
Может описать предмет по памяти, называет некоторые характерные особенности. |
Входит в образ, изображает объект с помощью подсказок. |
Может связать с возникшей ассоциацией. |
Соотносит, но с помощью подсказок. |
Высокий уровень (В.У.). |
Быстро описывает по памяти, без наводящих вопросов, называет все характерные особенности. |
Легко входит в образ, правильно изображая его. |
Свободно ассоциирует предмет, явления, высоко развита фантазия. |
Соотносит сам без помощи и подсказок, легко и быстро. |
Упражнение 1. «Опиши предмет»
Цель: выявление уровня развития ассоциативного мышления.
Задание: по предложенным вариантам слов, характеризующих предмет, существо (например, слон, жираф; луна, машина), необходимо описать его по памяти.
Оценка задания: Чем больше слов, характеризующих предмет или существо, тем выше уровень ассоциативного мышления. За каждое слово – 1 балл. Общее количество баллов за выполненное задание не должно превышать 30.
- 15-20 баллов – низкий уровень.
- 20-25 баллов – средний уровень.
- 25-30 баллов – высокий уровень.
Упражнение 2. «Пантомима»
Цель: выявление уровня развития ассоциативного мышления.
Задание: предлагается перевоплотиться в какой - ни будь объект и изобразить его: Например, Я - кошка, Я - лошадь, Я - паровозик.
Оценка задания: Чем интереснее и более характерно выражена пантомима, тем выше уровень развития ассоциативного мышления. Степень сложности выполненной пантомимы определяется с помощью баллов.
- 5 баллов – низкий уровень.
- 10 баллов – средний уровень.
- 15 баллов – высокий уровень.
Упражнение 3. «Монотипия»
Цель: Развитие ассоциативного мышления. Учить приему рисования в технике монотипия. Воспитывать творческую самостоятельность.
Задание: выполнить цветовое пятно в технике монотипия. Найти образ.
Оценка задания: уровень развития ассоциативного мышления определяется степенью сложности выполненного задания, оценивается умение соотносить предметы по форме, цвету.
- 5 баллов – низкий уровень.
- 10 баллов – средний уровень.
- 15 баллов – высокий уровень.
Упражнение 4. «Найди аналогию»
Цель: Развитие ассоциативного мышления.
Задание: По предложенным словам найти:
- прямую аналогию (пр. сосулька-карандаш, ручка);
- функциональную аналогию (пр. машина–лошадь ослик);
- структурную (пр. снег-одеяло, вата, сахар).
- фантастическую (пр. волшебные двери: подошел - сами открылись, вошел - сами закрылись).
- символическую (пр. одним словом обозначить несколько образов, выделив в них общие признаки) (См.Приложение 3).
Оценка задания: Подсчитать общее количество слов. За каждое слово – 1балл. Общее количество баллов соответствуют уровням развития ассоциативного мышления.
- 15 баллов – низкий уровень.
- 20 баллов – средний уровень.
- 25 баллов – высокий уровень.
Упражнение 5. «Свобода ассоциаций»
Цель: Развитие ассоциативного мышления.
Задание: К предложенным рисункам подобрать свои интерпретации, т.е. объяснить что они видят.
Оценка задания: Подсчитать правильно заполненные строчки. За каждую строчку присваивается по 1 баллу. За каждое полностью выполненное задание добавить еще по 1,5 балла. Таким образом, за одно выполненное задание можно получить 9,5 баллов. Общее количество баллов не должно превышать 38.
- 0 – 10 баллов – низкий уровень.
- 10 - 20 баллов – средний уровень.
- 20 - 38 баллов – высокий уровень.
Упражнение 6. «Нарисуй картинку»
Цель: Развитие ассоциативного мышления.
Задание: Из цветной бумаги вырезать фигуру овальной формы, наклеить ее на чистый лист и придумать к этой форме любую картинку, образ и т.д.
Методические рекомендации по развитию ассоциативного мышления…
Каждому педагогу, работающему над данной проблемой необходимо создавать педагогические условия, определяющие влияние искусства на развитие творчества детей, а именно:
-
Соблюдать правильный выбор приемов изображения с точки зрения поставленной задачи. Требования к отбору материала.
-
Умело руководить восприятием искусства, учить замечать и видеть прекрасное.
-
В формировании замысла помогать наглядным материалом, углубляя зрительный образ прочитанного.
-
Показ различных техник изображения содействует обогащению способов изображения при использовании различных материалов, нетрадиционных техник при выполнении творческих работ.
-
Показ иллюстрационного материала содействует нахождению ребёнком различных способов в передаче своего замысла.
-
В целях формирования творчества, создание выразительного образа, применять наблюдения, указания последовательности выполнения изделия.
-
Полноценное развитие творческих возможностей детей в области декоративно-прикладного творчества, осуществляется в условиях соответствующего обучения.