Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ВАРИАТИВНОЙ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. ОТ ДЕТСКОГО САДА ДО ШКОЛЫ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
15 минут 9029 2120

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ВАРИАТИВНОЙ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. ОТ ДЕТСКОГО САДА ДО ШКОЛЫ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Дорогие друзья, рады представить вам Цынцарь Елену Владимировну, воспитателя семейного детского сада на базе МБДОУ № 11 города Нижнекамска. Данная статья – плод практических и теоретических изысканий к вопросу о семейном воспитании и обучении детей. Целевая аудитория публикации – руководители дошкольных учреждений, школ, многодетные родители, желающие организовать семейные детские сады у себя дома.

CyncarКомментарий к статье от Елены Владимировны:

"Первым и наиболее значимым педагогом для ребенка является мама. На сегодняшний день процесс семейного дошкольного воспитания и обучения представлен семейными детскими садами (малокомплектными, разновозрастными), организованными многодетными семьями. Данным образом государство предложило многодетным родителям лучший способ научить чему-то ребенка – начать делать это вместе с ним. Рассматривая тему семейного дошкольного воспитания и обучения, показалось небезынтересным затронуть и тему семейного общего образования. Основная предлагаемая идея – продолжая поддержку и повышение статуса многодетных семей, предоставляя многодетным родителям возможность трудиться, не прерывая процесса «семейный детский сад – семейное образование (начальное, к примеру)», заинтересованно вырастить полезного государству специалиста и полноценную, полностью социально адаптированную личность."

Полезного и увлекательного чтения....

 


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ВАРИАТИВНОЙ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. ОТ ДЕТСКОГО САДА ДО ШКОЛЫ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Семья – это маленькое государство, где жизнь протекает по своим правилам, которые передаются из поколения в поколение. Чем крепче семья – тем крепче государство в целом – это принцип сосуществования двух институтов: государства и семьи. Исходя из данной концепции явно, что ребенок становится непосредственным участником взаимодействия государства и семьи.

Педагоги и родители знают, что лучше всего дети учатся на показательном примере. Само собой разумеющийся вывод из этого – дети рождаются не только для того, чтобы мы их воспитывали, но и для того, чтобы воспитывать нас. Первым и наиболее значимым педагогом для ребенка является мать, которая любит его нежно и безгранично за удачи и поражения, победы и шалости. Мама передает ему свои умения и знания. И, что абсолютно немаловажно, занимаясь с ней, ребенок находится в состоянии наибольшего психологического комфорта и раскрепощения, что благотворно влияет на его развитие.

Существует необоснованное мнение о том, что родители хуже воспитывают своих детей, чем педагоги образовательных учреждений. Это – глубокое заблуждение. Помимо упомянутого состояния наибольшего психологического комфорта, благотворно влияющего на развитие ребенка и воспитательно-образовательный процесс в целом, при семейном обучении постоянно поддерживается контакт детей с родителями: с родителями дети посещают большое количество разнообразных мероприятий, их жизнь не однообразна (не каждый родитель воспитанников образовательного учреждения имеют силы и желание после тяжелой трудовой недели сходить куда-то с детьми)

Заранее предвидя определенные возражения со стороны коллег-педагогов образовательных учреждений, оговоримся, что на текущий момент развития процесса семейного образования в Российской Федерации, совершенно не хочется, чтобы данная статья была ошибочно принята за пропаганду «поголовного» перехода на домашнее обучение, что, наверное, было бы сродни педагогическому экстремизму (хотя, по различным социальным причинам это и невозможно), а изначально сконцентрируем внимание читателей на внедрении практики семейного образования именно в многодетных семьях Российской Федерации. На сегодняшний день данный процесс представлен семейными детскими садами (малокомплектными, разновозрастными).

Современная государственная образовательная политика в области дошкольного образования базируется на том, что все дети имеют право на стартовые условия перед началом школьного обучения, поэтому созданию и развитию вариативных форм дошкольного образования, ориентированных на ребенка уделяется повышенное внимание.

К сожалению, большинству из нас общество в свое время не сумело помочь понять, где же то Дело, которое помимо заработной платы будет приносить еще и радость. По социологическим опросам 80 % людей хотели бы сменить место работы. То есть восемьдесят процентов людей по восемь часов ежедневно чувствуют себя некомфортно… Отметим это про себя… Вариантов решения этой проблемы всего два: либо уходить с работы и искать Свое Дело, либо менять отношение к работе и учиться чувствовать себя счастливым.

Проведите эксперимент: попробуйте хотя бы в течение недели брать вашего малыша с собой везде, где только можно. Постарайтесь использовать его в качестве лакмусовой бумажки. Пусть он просто будет всегда с вами. Живет тем, чем живете вы. И если вы чувствуете, что в какое-то место ваше чадо брать нельзя – подумайте, может это неправильное место? И если вы понимаете, что нельзя, чтоб ваш ребенок видел что-то из ваших занятий – может не стоит этим заниматься? А главное, если даже ребенок вместе с вами подметает двор, он а) чувствует, что нужен вам (и только так он сможет научиться быть нужным кому-то еще), б) на деле понимает чего он хочет в этой жизни и, что не менее важно, чего не хочет, (и определяет это гораздо быстрее, чем сидя по шесть часов над бензольными кольцами и интегралами)…

Государство, наконец-то, предложило многодетным родителям лучший способ научить чему-то ребенка – это начать делать это вместе с ним. Ведь становиться счастливыми проще вместе! В Российской Федерации семейные детские сады получили легальный статус в 2007 г. Но даже сейчас, по истечении 5-ти прошедших лет, эта практика внедрена не повсеместно, а в отдельно взятых отдаленных уголках России, думается, о семейных детских садах слышали единицы.

Многие родители не хотят отдавать своих малышей в детский сад по многим причинам: ребенок часто болеет, у него существуют особенности в развитии и т.д. Для некоторых семей принципиально важно, чтобы ребенок воспитывался в семье, исходя из религиозных соображений. Семейный детский сад позволяет учитывать особенности развития детей и пожелания родителей.

Одновременно семейный детский сад – это и реальная поддержка многодетных семей. Часто матери, имеющие маленьких детей, при всем желании не могут устроиться на работу, а оформляясь в семейный детский сад воспитателями, они сохраняют рабочий стаж и заработную плату. При этом родители-воспитатели имеют возможность получить либо повысить квалификацию по дошкольной педагогике и психологии, получить методическое сопровождение специалистов базового учреждения.

Семейный детский сад имеет ряд существенных отличий от дошкольного образовательного учреждения, поэтому при его открытии тщательно планируется его деятельность и создается новая система контроля для возможности оперативно выявлять проблемы, с которыми может столкнуться родитель-воспитатель в процессе работы, и своевременного поиска путей их решения. При создании системы контроля в семейном детском саду на базе МБДОУ № 11 г. Нижнекамска в частности, учитывались следующие особенности данного структурного подразделения:

  • - семейный детский сад – самостоятельная и довольно закрытая модель дошкольного учреждения;
  • - воспитатель ежедневно выполняет несколько функций: педагог; родитель воспитанников; собственник помещения, ответственный за его санитарное состояние;
  • - недостаток материально-методической базы;
  • - группа семейного воспитания – разновозрастная

Таким образом, семейный детский сад создается с целью поддержки и повышения социального статуса многодетных семей; предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая воспитания детей; развития новых (вариативных) форм дошкольного образования; реализации на практике индивидуального подхода к воспитанию ребенка.

Создание семейных детских садов позволяет также привести домашнее дошкольное образование в соответствии с федеральными государственными требованиями, освободить места для детей-очередников из нельготных категорий семей, родители которых работают и не могут позволить себе оплачивать услуги гувернантки или частного детского сада. Безусловно, родитель-воспитатель семейного детского сада, исходя из практики, может сформулировать достоинства и недостатки данной (как, впрочем, и любой другой) своей общественной роли. Однако, рамки настоящей статьи не предполагают рассмотрение «плюсов» и «минусов» семейного детского сада.

Продолжая тему семейного дошкольного воспитания и обучения, показалось небезынтересным затронуть и тему семейного общего образования. В пунктах 1, 4, 5 ст. 52 Закона Российской Федерации «Об образовании» закреплено, что родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования; несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования; имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. При этом, граждане, получившие образование в форме семейного образования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа, а также ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении. Возможно ли продолжение законодательной инициативы по созданию семейного воспитания и обучения и трансформации её в семейное образование?

При семейном образовании все знания ребенок получает дома от родителей, приглашенных педагогов или самостоятельно, а в школу приходит лишь для прохождения итоговой аттестации. Сегодня обществом принято несколько основных причин, когда целесообразнее не заставлять ребенка ежедневно ходить в школу, а перевести его на семейное (важно не путать с надомным – рассчитанное на детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения) обучение:

  • - ребенок значительно опережает сверстников по умственному развитию;
  • - ребенок имеет серьезные увлечения (профессионально занимается спортом, музыкой и т.д.);
  • - работа родителей связанна с постоянными переездами из одного места в другое;
  • - родители не хотят отдавать ребенка в общеобразовательную школу по идеологическим или религиозным соображениям

А если исходить из следующих предпосылок: поддержка статуса многодетных семей; предоставление многодетным родителям возможности трудиться, не прерывая процесса «семейный детский сад – школа (начальная, к примеру)»; развития новых (вариативных) форм школьного образования; реализации на практике индивидуального подхода к обучению и воспитанию ребенка и т.п. Предвидя саркастические замечания особо строгих коллег-педагогов по этому поводу, хочется отметить следующее:

  • - естественно, рассматриваемый механизм требует детальнейшей подготовки;
  • - естественно, при предлагаемом механизме необходимо строго учитывать уровень образования и умственных качеств родителя;
  • - естественно, при рассмотрении данного механизма очень важен уровень социальной активности и заинтересованности родителя в частности и всей многодетной семьи в целом;
  • - естественно, настоящая статья не призывает к педагогическим крайностям, а представляет собой точку зрения многодетной матери, получающей удовольствие от непрерывного контакта со своими детьми и профессиональное удовлетворение от результатов процесса семейного обучения и воспитания собственных детей.

Опять-таки, приведем в поддержку идеи цитату из статьи В.Медведь: «...Скажите, вы в состоянии научить ребенка сложению, вычитанию, умножению и делению? Вы в состоянии научить ребенка чтению и основам письма? В состоянии. А знаете почему?! Потому, что это осталось у вас в памяти после многих лет школы. А знаете, почему это осталось в памяти? По той причине, что это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО пригодилось в жизни»

Не будем в очередной раз упоминать, что ни при каких условиях не разрушится, при предлагаемой форме обучения, контакт «государство+школа – родитель+ребенок» - на страже этого стоит Закон РФ «Об образовании». Отметим лишь, что основная несущая идея этой части статьи – позволить имеющим желание и возможности многодетным родителям (принося тем самым пользу тому же социуму и будучи официально трудоустроенными) вырастить не только специалиста, полезного обществу, но и «воспитать гармоничную, уверенную в себе личность, которая САМА решит как стать полезной. Подумайте, может быть правильнее научить ребенка основам – тому, что умеете сами. А потом целенаправленно учить его только одному: копаться в себе с тем, чтобы понять, что же ему интересно. И затем поощрять возникший интерес... Давать ему необходимые уроки, находить нужную литературу» при необходимости, педагогов.

Безусловно, у семейного обучения есть свои достоинства и недостатки, которые не будут широко рассматриваться в рамках настоящей статьи. Даже если поверхностно коснуться того факта, что в царские времена домашнее образование было повсеместным, что и в советские времена довольно известные личности учились дома, на сегодняшний день реализация предлагаемой перспективы развития процесса «семейный детский сад – домашнее общее образование (начальное, к примеру) совершенно невозможна без поддержки государства и, главное, самой школы.

Таким образом, семейный детский сад создается с целью поддержки и повышения социального статуса многодетных семей; предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая воспитания детей; развития новых (вариативных) форм дошкольного образования; реализации на практике индивидуального подхода к воспитанию ребенка.

Создание семейных детских садов позволяет также привести домашнее дошкольное образование в соответствии с федеральными государственными требованиями, освободить места для детей-очередников. Имеет ли право на жизнь перспектива по созданию семейного воспитания и обучения и трансформации её в семейное образование с участием многодетного родителя-воспитателя-учителя? Данный путь развития требует детальнейшей подготовки.

Основная предлагаемая идея – продолжая поддержку и повышение статуса многодетных семей; предоставляя многодетным родителям возможность трудиться, не прерывая процесса «семейный детский сад – семейное образование (начальное, к примеру)»; развивая новые формы школьного образования; реализуя на практике индивидуальный подход к обучению и воспитанию ребенка, заинтересованно вырастить полезного государству специалиста и полноценную, полностью социально адаптированную личность.

Представленная точка зрения является синтезом размышлений многодетной матери и практических предпосылок, возникших при соприкосновении с приятной необходимостью профессионально обучать и воспитывать собственных детей при поддержке государственной и муниципальной инициативы.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2891 45

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6814 677