Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Система работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования
26 минут 10660 2051

Система работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования

geniiДорогие друзья, рады представить вам Томковскую Ольгу Викторовну, педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ДДТ города Новый Уренгой. В своей статье Ольга Викторовна делится своим взглядом на ситстему работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования. Статья будет интересна педагогам, преподающим в школах и в учреждениях дополнительного образования.

Комментарий к статье от Ольги Викторовны:

"Я работаю в Доме детского творчества 8 лет и у нас часто встречаются обучающиеся, которые отличаются от своих сверстников. Меня заинтересовала проблема одаренности детей, поэтому я занялась ее изучением.Ведь очень часто в работе с одарёнными детьми педагоги, в силу недостатка информации, знаний по данной проблеме, редуцируют одарённость, всё сводя к одному из её проявлений – либо к интеллекту (в школе), либо к способностям (в учреждении дополнительного образования), а в детях со скрытой одарённостью видят неудобных, трудных учеников. Думаю, что статья будет интересна педагогам, работающим в школах и дополнительном образовании и поможет им увидеть и понять одаренных детей."

Интересного чтения....


Система работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования.

Изучение феномена одаренности длится уже более сотни лет. Но до сих пор в нашем обыденном понимании термин «одарённость» часто отождествляется с терминами «гений» и «талант», т.е. мы понимаем данный термин как некие специальные, особенные способности, какими наградила человека природа. Очень часто в работе с одарёнными детьми педагоги, в силу недостатка информации, знаний по данной проблеме, редуцируют одарённость, всё сводя к одному из её проявлений – либо к интеллекту (в школе), либо к способностям (в учреждении дополнительного образования), а в детях со скрытой одарённостью видят неудобных, трудных учеников. Много проблем с такими детьми и у родителей.

Причины неадекватного отношения к одарённому ребенку очень разные. Когда на помощь педагогам пришли психологи, отношение к одарённому ребёнку стало постепенно меняться. Современные специалисты в области психологии и педагогики (например, Бабаева Ю.Д., Панов В.И., Холодная М.А. и др.) утверждают, что детская одарённость делится на:

  • Явную (именно её мы сразу и замечаем).
  • Возрастную (исчезающую с возрастом).
  • Скрытую, не проявленную (эти дети больше всего доставляют неудобства).

Сегодня можно сказать, что термин «одарённый ребёнок» стал звучать всё чаще и чаще, а проблема детской одарённости стала ещё и социально значимой.

С тех пор, как современная педагогика взяла курс на личностно-ориентированные концепции и технологии развития личности ребёнка, проблема детской одарённости проявилась наиболее ярким образом.

Исходя из самого понятия «одарённость», происходящего от слова «дар» и означающего особо благоприятные внутренние предпосылки развития личности, психологи и педагоги подошли к самой проблеме как явлению развивающемуся, динамическому, изменяющемуся. Они обратили особое внимание на то, что одарённость может иметь не только индивидуальный, но и возрастной, преходящий характер. Поэтому для выявления и развития одарённости использовать только тестирование стало уже недостаточно, возникла необходимость разработки и применения других методов и подходов: тренинги, игры, моделирование творческой и учебной ситуации и т.п., которые рекомендуют применять с самого раннего возраста.

Необходимы так же образовательные программы для одарённых детей нового поколения (дифференцированные, индивидуальные), в которых проектировался бы маршрут деятельности педагога, ориентированный на реальное развитие творческих способностей, творческого мышления, творческого потенциала личности ребёнка, а, следовательно, на развитие одарённости с реальными результатами. В условиях современной школы пока ещё сложно реализовать программы с комплексом психолого-педагогических подходов и методов, а в условиях учреждения дополнительного образования этого добиться более реально. Дополнительное образование расширяет сферу творчества одарённого ребёнка. Именно поэтому проблема «Развитие детской одарённости в условиях учреждения дополнительного образования», на мой взгляд, в настоящее время наиболее актуальна.

Эффективной возможностью проявления одарённости является свобода выбора ребёнком желаемого вида деятельности. Если рассматривать феномен одарённости как единую, целостную систему психофизических, эмоционально-волевых, личностных и духовных сфер развития личности, то фактор свободы выбора становится ценным. И наиболее благоприятные условия для проявления детей возможно создать именно в учреждении дополнительного образования, деятельность которого строится на основе свободного выбора ребёнком одного или нескольких видов занятий.

В современной классификации видов одарённости, предложенной отечественными учёными, не выделяется творческая одарённость. Творчество определяется как развитие деятельности по инициативе самого ребёнка, как «выход за пределы заданных требований» – присутствие его в различных видах деятельности. Отличительной чертой Дома детского творчества является многообразие направлений их деятельности, что даёт возможность для проявления различных видов творческой одарённости. Даже в самом названии учреждения дополнительного образования заложено творчество – Дом детского творчества.

Динамику развития одарённости можно проследить до достижения ребёнком возраста взрослого человека. И здесь так же широкое поле деятельности можно предоставить учреждениям дополнительного образования, которые принимают детей с 5-летнего возраста (а некоторые и раньше) и работают с ними до 17-18 лет. Формы и методика проведения занятий в учреждениях дополнительного образования позволяют использовать и тренинги, и игры, а моделирование творческой ситуации часто составляет основу занятий. Приоритетной формой работы в дополнительном образовании является общение педагога с детьми, поэтому занятия строятся не в традиционной форме урока, а в виде работы творческих групп, микро коллективов и т.п., что даёт хорошую возможность уделит каждому ребёнку максимум внимания.

Анализ практики показывает, что при реализации таких психолого-педагогических задач, как развитие творческих способностей, творческого мышления, творческого потенциала личности, а, следовательно, и одарённости, возникает ряд трудностей: дефицит информации и знаний у педагогов дополнительного образования о специфике работы с одарёнными детьми, о способах их выявления, а, значит, и трудности в выборе и создании образовательных программ для одарённых детей. Я надеюсь, что мой доклад поможет в этом многим педагогам.

Одарённые дети в глазах общества.

Одарённым считается ребёнок, значительно опережающий своих сверстников в умственном развитии, либо выделяющийся среди других специальными способностями (музыкальными, художественными, спортивными). В научной литературе и в обыденной речи одарённых детей нередко называют вундеркиндами (от нем. Wunder – чудо и Kinder – ребёнок)

Одарённость детей является одной из важных проблем общества. Дело ведь не только в передаче знаний, столько в создании условий для того, чтобы дети могли и углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества. Проблема одарённости усугубляется тем, что родители и учителя не всегда готовы к работе с такими детьми.

Проблема эта не нова. Её хорошо иллюстрирует, например, биография У. Черчилля. Будучи одарённым ребёнком, Уинстон не нашёл применения своим способностям в системе образования и был определён педагогами как безнадёжный. Казалось бы, в жизни отпрыска аристократов высшей пробы подобный казус не должен был иметь место. В итоге Черчилль не закончил даже университет. Но дала знать одарённость, впоследствии он быстро догнал по образованности своих сверстников.

В системе современного образования есть понимание проблемы одарённости детей, но этого мало. Во-первых, понятие одарённости перечёркивает общепринятое понимание, что все дети рождаются с одинаковыми задатками и способностями. Во-вторых, одарённых детей больше, чем принято считать. В- третьих, они не сосредоточены в лицеях и гимназиях, большинство учится в обычных школах. В-четвёртых, лицеи и гимназии вовсе не являются образовательными учреждениями для одарённых детей. В-пятых, в современных условиях работа с одарёнными детьми видится чаще всего в этимологическом аспекте, а не воспитательной плоскости. Большинству одарённых детей присущие особые черты, отличающие их от сверстников, отмечается высокая любознательность и исследовательская активность. Но они могут и не выражаться в явной форме. Ограничение активности для таких детей чревато негативными реакциями невротического характера. Они уже в раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи, обычно обладают отличной памятью, их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Чаще всего внимание привлекает их большой словарный запас, способность концентрировать внимание на чём-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.

Многие родители, обнаружив у своего ребёнка раннее проявление одарённости, все свои усилия направляют на развитие его способностей в соответствие со своими представлениями о целях и задачах воспитания. Причём акцентуируют исключительность ребёнка, забывая, что он остаётся всё же ребёнком. Это негативно сзывается на всем многообразии личностных проявлений и интеллектуальных способностях. Стремясь избежать «дурного влияния» менее одарённых сверстников, некоторые ограничивают общение ребёнка с товарищами. Без детской игры ребёнок теряет важный источник полноценного личностного развития, не осваивает в достаточной мере межличностных отношений. Оказывается при этом не сформированной так называемая личностная готовность к школьному обучению. Поступив в школу, такой ребёнок может уступать сверстникам в умении налаживать отношения, идти на компромисс, В этом кроется опасность отторжения одарённого ребёнка коллективом. В условиях систематического обучения он может столкнуться с необходимостью умственной, а часто и рутинной работы, навыка которой он ещё не имеет. Неудачи могут деморализовать ребёнка и постепенно сформировать у него негативное отношение к умственной деятельности.

Отношения между педагогами и одарёнными детьми также не всегда складываются благополучно. Учителей часто раздражает проявление их чрезмерной умственной активности. В условиях массового обучения осуществление индивидуального подхода весьма затруднительно. Одарённые дети нередко оказываются наряду с отстающими учениками на положении изгоев.

Проблема одарённости имеет свои мифы и стереотипы, которые не всегда соответствует действительности. Приведём несколько примеров. Так, некоторые считают, что:

  • одарённым детям помогать не надо – если талант есть, то он сам пробьётся. Оказывается, нет, кто-то пробьётся, а кто-то и не пробьётся, погаснет;
  • если учащийся показал свою одарённость, то это останется для него свойственным на всю оставшуюся жизнь. Но есть так называемая возрастная одарённость, когда учащийся в младшем классе показывает явное и сильное опережение своих сверстников по интеллектуальному развитию, но к окончанию школы оно куда-то исчезает;
  • если ученик не успевающий, то о какой его одарённости может идти речь? Оказывается, не всегда, но может.
  • если ученик явно одарённый, то ему нужно давать больше учебного материала, и проблема его развития и обучения решена. При этом забывают, что есть категория одарённых детей, которые с энтузиазмом «засасывают» весь предлагаемый им учебный материал, но умением самостоятельно учиться не обладают;
  • для выявления одарённости ученика достаточно замерить уровень развития его способностей с помощью тестов. Но не один из существующих тестов (Векселера, Торренса и др.) не даст гарантии, что вы не проглядели одарённого ребёнка. В лучшем случае они могут помочь оценить только признаки одарённости, соответствующие данному тесту;
  • с обучением одарённого ребёнка может справиться любой педагог, если он обладает необходимыми знаниями и уровнем предметной подготовки. И это не верно, что у одарённых детей есть свои психологические особенности и трудности развития, которые переживаются ими несколько сильнее, чем обычными детьми, что позволяет говорить о них, как о детях группы риска. Поэтому психологически с ними работать может далеко не каждый учитель, бывает, что и не каждый психолог;
  • психолог нужен только для того, чтобы психометрически (с помощью тестов) выявить одарённого ребёнка остальное – работа педагога. Оказывается, что это утверждение тоже безосновательное.

Как видим, в обыденной жизни до сих пор бытует представление, что одарённый ребёнок непременно должен быть своего рода вторым Ломоносовым. Но обладает ли каждый одарённый ребёнок букетом достоинств М. Ломоносова? Кроме здорового честолюбия и развития интеллекта Михаил Васильевич обладал огромной физической силой, присущ ему был и авантюризм. То есть он всегда был на голову выше других, в нём гармонично сочеталась физическая и интеллектуальная мощь. К сожалению, подавляющее большинство одарённых детей подобным сочетанием и целеустремлённостью не может похвастаться.

Педагогов, впервые встретившихся в своей практике с одарёнными детьми, обычно подкупает их ранняя увлеченность (чтением, музыкой), повышенная любознательность, способность быстро обучаться (схватывать на лету), большой запас знаний, способность сосредоточиваться на длительное время на выполнении учебного задания, активность в учебном процессе и т.п.

Но насколько может быть приятен одарённый ребёнок в своих положительных проявлениях, настолько же он, может быть, не выносим в своих отрицательных. Какого, например, работать с учеником, который всех перебивает (и учителя тоже), обвиняет в тупости и невежестве, замается на уроке непонятно чем, не отрываясь, читает энциклопедический словарь. Всё делает слишком быстро или наоборот, слишком медленно, и вообще может встать и выйти из класса, заявив, что ему не интересно, поскольку он и так всё знает. К этому букету негативных проявлений можно добавить эмоциональную неуравновешенность, резкие перепады отношения к самому себе и другим, невротизм и прочее психологические и индивидуальные физиологические особенности. Разумеется, много и таких одарённых детей, у которых, как говорится всё в порядке: и голова, и здоровье, и общение, и личностное развитие.

Однако одарённые дети, как и обычные, имеют свои проблемы. Лета Холлингуорт выделила следующее:

  • Неприязнь к школе. Учебная программа ему скучна и не интересна. Нарушение в поведении могут появляться и потому, что учебный план не соответствует их способностям.
  • Игровые интересы. Им нравятся сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Одарённый ребенок вследствие этого может оказаться в изоляции, уйти в себя.
  • Конформность. Отвергая стандартные требования, они не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.
  • Погружение в философские проблемы. Для них характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребёнка.
  • Не соответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одарённые дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.

Особенности выявления и диагностики одаренных детей и подростков.

Выявление одаренности представляет собой особую проблему, так как, несмотря на эффективность психометрических тестовых методик, ни одна из них не дает полной картины психического развития ребенка и достаточной уверенности в надежности оценки одаренности. Главная причина этого заключается в том, что существующие методики больше ориентированы на результативную сторону проявления психических процессов способностей, деятельности и одаренности индивида, в то время как процессуальная сторона этих психических явлений, которая, собственно, и предопределяет возможность быть одаренным, остается «вне поля зрения» подобных методик.

Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени – значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания.

Многие жизненные конфликты «одаренных» и «неодаренных» коренятся в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.

С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:

  • Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволяет охватить как можно более широкий спектр его способностей;
  • Длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
  • Анализ поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
  • Использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.;
  • Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);
  • Преимущественная опора на валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки преподавателей и родителей, естественный эксперимент. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения. Психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из множества других источников дополнительной информации в рамках программы идентификации одаренного ребенка, но ни в коем случае в качестве единственного критерия для принятия решения о том, что данный ребенок является «одаренным» или «неодаренным».

При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействовать широкий спектр разнообразных методов:

  • Различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности и т.п.);
  • Специальные психодиагностические тренинги;
  • Проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
  • Экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
  • Организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п.;
  • Проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности. В данном контексте должны работать педагоги-психологи, или педагогические работники, прошедшие подготовку в области психодиагностики.

Выявление потенциальной и скрытой одаренности продиктовано, прежде всего, гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей. При понимании всей теоретической сложности доминирующим является стремление не “упустить” ни одного ребенка, требующего внимания педагога.

Мотивация обучения и адаптации ребенка в группе.

Вопросы анкеты.

1. Тебе нравится в Доме детского творчества (группе) или не очень?

2. Когда заканчиваются уроки ты всегда с радостью идешь в Дом творчества (группу) или тебе хочется остаться в школе (пойти домой)?

3. Если бы педагог в группе сказал, что завтра необязательно приходить всем обучающимся, ты бы пошел в дом творчества (группу) или остался бы в школе (дома)?

4. Тебе нравится, когда у вас в группе отменяются занятия?

5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий в группе?

6. Ты хотел бы, чтобы в группе были…

7. Ты часто рассказываешь о группе (Доме детского творчества) родителям?

8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий педагог в группе?

9. У тебя в группе много друзей?

10. Тебе нравятся ребята в твоей группе?

КЛЮЧ

1. Да-3 б.   6. Нет-3 б.

2. Да-3 б.   7. Да-3 б.

3. Да-3 б.   8. Нет-3 б.

4. Нет-3 б. 9. Да-3 б.

5. Нет-3 б. 10. Да-3 б.

25-30 баллов – высокий уровень адаптации;

20-24 балла – средняя норма;

15-19 – указывают на внешнюю мотивацию;

10-14 – низкая мотивация;

Ниже 10 баллов – негативное отношение к группе и дезадаптация.

Первичная диагностика одаренности детей педагогом

Инструкция. Ниже приведены шкалы, которые предназначены для того, чтобы педагог мог обучить характеристики обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто Вы наблюдали проявление какой-либо из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам НЕ суммируются.

Пожалуйста, внимательно прочтите утверждения и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:

1- если Вы почти никогда не наблюдаете этой характеристики;

2 - если Вы наблюдаете эту характеристику время от времени;

3 - если Вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;

4 - Если Вы наблюдаете эту характеристику почти все время.

Шкала 1. Познавательные характеристики обучающегося.

1. Обладает довольно большим для этого возраста запасом слов; использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью и сложностью.

1 2 3 4

2. Обладает обширным запасом информации по разнообразным темам (выходящих за пределы интересов детей этого возраста).

1 2 3 4

3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.

1 2 3 4

4. Легко “схватывает” причинно – следственные связи; пытается понять “как” и “почему”; задает много вопросов (в отличии от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать что лежит в основе явлений и действий людей.

1 2 3 4

5. Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно “видит больше” или “извлекает больше”, чем другие, из рассказа, фильма, из того, что происходит.

1 2 3 4

Завершая свой доклад по актуальной в образовании теме, хочется заметить, что жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны природы рождаются еще в дошкольном возрасте. Уже в этом возрасте встречаются такие ребята, которых не совсем удовлетворяет работа с учебником, им по силам большая работа, чем рамки занятия. Включая в программу одаренных учащихся и учащихся с повышенной мотивацией в учебе, мы создаем благоприятные условия для овладения ими важных умений и навыков (желание читать специальную литературу, искать ответы на свои вопросы из различных областей знаний). Таких учащихся отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Поэтому так важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для оптимального развития одаренных учащихся разрабатываются развивающие программы по отдельным направлениям в рамках индивидуальной программы одаренного учащегося.

Список литературы

  1. Бискер Л.М. Программа “Одаренные дети” // “Завуч”.- 2001.- №4.- с.39-45
  2. Завельский Ю.К. Концепция работы гимназии с одаренными детьми // “Завуч”.- 2000.- №1.- с.107-116
  3. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.- 304с.
  4. Крижанская P.M., Грановская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб., 1994;
  5. Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // “Дополнительное образование детей”.- 2001.- № 24.- с. 37-39.
  6. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-с.576.
  7. Савельева Е.А. О художественных способностях детей. // “Завуч”.- 2000.- № 6.- с. 132-137.
  8. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.
  9. Кого считать одаренным? // Директор школы, 2000. – №2.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2374 38

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6613 677