Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Опыт работы по развитию креативности детей 6-7 лет в музыкально-театрализованной деятельности
6 минут 7915 1853

Опыт работы по развитию креативности детей 6-7 лет в музыкально-театрализованной деятельности

MedvedevaДорогие друзья, рады представить вам Медведеву Ларису Геннадьевну, музыкального руководителя высшей категории МБДОУ детского сада комбинированного вида №385 г. Нижний Новгород. В своей статье Лариса Геннадьевна делится своим опытом работы по развитию креативности детей 6-7 лет в музыкально-театрализованной деятельности. Материал будет интересен педадогам дополнительного образования.

Комментарий к статье от Ларисы Геннадьевны:

"В настоящее время актуальными становятся исследования направленные на изучение условий способствующих раскрытию и реализации творческого потенциала ребенка, начиная с самого раннего возраста. Одним из средств развития креативности является музыкально- театрализованная деятельность. Однако надо отметить технологическую не разработанность процесса развития креативности детей в музыкально- театрализованной деятельности в детском саду. Данная потребность в практике ДОУ определила выбор темы опытно-экспериментального исследования."

Приятного чтения...


Опыт работы по развитию креативности детей 6-7 лет в музыкально-театрализованной деятельности

В настоящее время актуальными становятся исследования направленные на изучение условий способствующих раскрытию и реализации творческого потенциала ребенка, начиная с самого раннего возраста. Одним из средств развития креативности является музыкально- театрализованная деятельность. Однако надо отметить технологическую не разработанность процесса развития креативности детей в музыкально- театрализованной деятельности в детском саду. Данная потребность в практике ДОУ определила выбор темы опытно-экспериментального исследования.

В начале учебного года проводилась диагностика уровней развития креативности детей (методика д.п.н.Э.П. Костиной) по таким критериям, как: оригинальность, быстрота мышления, вариативность. Результаты показали недостаточный уровень развития исследуемых показателей у детей 6-7 лет.

Результаты обусловили постановку задач дальнейшей развивающей работы с дошкольниками. К ним можно отнести: развитие творческого воображения; развитие умения подражать образцу при воплощении новых образов и использовать свои оригинальные приемы решения; развитие способности предложить свой вариант выполнения музыкально-театрализованного задания, способности легкого «вхождения» в изображаемые обстоятельства; развитие находчивости в действиях и т.д.

Для решения поставленных задач была разработана методика развития креативности детей 6-7 лет в музыкально-театрализованной деятельности на основе рекомендаций и методических разработок д.п.н.Э.П.Костиной. Работа включала ряд этапов:

Первый этап - мотивационно-ориентационный, направлен на формирование эмоционально-ценностного отношения детей к предстоящей деятельности, желания заниматься ею. Важно, чтобы дети участвовали в выборе произведения, распределении ролей. Уже на этом этапе необходимо развивать воображение дошкольников, например, можно предложить сочинить историю жизни героев до начала драматизации посредством разнообразных вопросов.

Второй этап – когнитивный - предусматривает накопление, обобщение и обогащение представлений о персонажах произведения, выбранного для драматизации, а также подбор музыки, песен, движений, отражающих их характер, поведение. Здесь также предоставляется возможность детям креативного выбора средств передачи образа.

Третий этап – операциональный- направлен на формирование представлений и обучение возможным вариантам отражения чувств, образов в деятельности (песне, танце, пластике, музыке). Следует отметить, что обучение детей технике исполнения, выполнения движений, игры на детских музыкальных инструментах необходимо доводить до уровня навыка, иначе ребенок не сможет выразительно передать образ, акцентируя внимание на технические процессы. На этом этапе также важно, чтобы у детей не сформировалось шаблонность изображения, необходимо поощрять индивидуальную манеру исполнения, использование дополнительных выразительных речевых и пантономических действий при создании «своего» образа.

Четвертый этап - импровизационный, предусматривает исполнение произведения целиком во взаимодействии образов. Здесь важно развивать у детей способность к перевоплощению, способность фантазировать в процессе деятельности, стремление находить способы, средства воплощения замысла, подсказанного взрослым или найденного самостоятельно; способность придавать своей деятельности изящество, выразительность.

Пятый этап- премьера спектакля.

Необходимым условием развития креативности детей в музыкально-театрализованной деятельности является создание предметно-развивающей среды в ДОУ. При ее организации опирались на критерии качества музыкальной среды, указанные д.п.н. Э.П.Костиной: мобильность, соразмерность, стильность и доброкачественность. Среди многообразия пособий и атрибутов для развития творчества в театрализованной деятельности можно выделить использование в группах полифункционального игрового оборудования (открытых ширм, объемных модулей и т.д.) и полифункциональных предметов («запасник ценных вещей»).

Важным направлением работы является включение родителей в процесс музыкально-театральной деятельности детей в группе. Для этого используем

конкурсы костюмов, выставки фотоколлажей «Я-актёр», совместные театрализованные досуги, конкурсы этюдов и импровизированных текстов, совместное посещение спектаклей, просмотр домашних постановок, работу в театральной гостиной и творческой мастерской. Тем самым родители находятся в курсе музыкально-театрализованной жизни в группе, видят многообразие работы педагогов с детьми, и, как результат, возрастает их интерес к событиям в детском саду, активизируется работы в домашних условиях, повышается авторитет воспитателя и учреждения в целом.

Данные итогового обследования детей в конце учебного года показали положительную динамику в развитии креативности, тем самым подтвердили эффективность разработанной методики, и позволили ее рекомендовать для использования в практике музыкального образования дошкольников.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 3076 46

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6921 677