Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Опыт построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата
6 минут 7748 2462

Опыт построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата

Yudina

Дорогие друзья, рады представить вам Юдину Галину Дмитриевну, воспитателя высшей категории МБДОУ детского сада комбинированного вида № 385 г. Нижний Новгород. В своей статье Галина Дмитриевна делится профессиональным опытом  построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушениями опорно-двигательного аппарата.  Данная статья будет интересна педагогам учрежений коррекционного вида.

Комментарий к статье от Галины Дмитриевны:

"Важнейшим периодом интенсивного физического развития детей, развития отдельных органов и систем, бесспорно, является дошкольный возраст. Ведущей системой в организме ребенка современными исследованиями признается скелетно-мышечная, все остальные развиваются в прямой зависимости от нее. По данным научного Центра здоровья около 50-60 % детей имеют нарушения осанки. А, как известно, плохая осанка – это снижение работоспособности, повышенная утомляемость, снижение способности ребенка концентрировать свое внимание."

Полезного чтения...


Опыт построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

Важнейшим периодом интенсивного физического развития детей, развития отдельных органов и систем, бесспорно, является дошкольный возраст. Ведущей системой в организме ребенка современными исследованиями признается скелетно-мышечная, все остальные развиваются в прямой зависимости от нее. По данным научного Центра здоровья около 50-60 % детей имеют нарушения осанки. А, как известно, плохая осанка – это снижение работоспособности, повышенная утомляемость, снижение способности ребенка концентрировать свое внимание. МБДОУ № 385 является детским садом комбинированного вида с осуществлением коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста. Более трех лет в коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими НОДА, включаются развивающие двигательные программы, разработанные Нижегородским Центром здоровьесберегающих педагогических технологий, направленные на укрепление мышечного корсета, воспитание рефлекса правильной осанки у детей с НОДА.

Ведущей формой коррекционно-развивающей работы является – корригирирующая гимнастика в утреннее время. Комплексы корригирующей гимнастики утверждены врачом ЛФК и направлены на развитие гибкости и подвижности позвоночника, на укрепление мышечного тонуса, коррекции осанки, формирования легочной вентиляции, укрепление основных дыхательных мышц, на расслабление и снятие мышечного, психоэмоционального напряжения.

После завтрака, на утреннем круге, фронтально в течение 5 минут проводится двигательную гимнастику, где выполняются: упражнения на развитие мелкой моторики («Гнездо», «Фонарики», «Буквы» и т.д.); упражнения на ритмическую организацию движения, переключаемость («Кулак-ладонь», «Кулак-ребро-ладонь», «Барабанщик» и т.д.); игры развивающие коммуникативные способности («Шарик» и т.д.); упражнения на развитие динамической координации движений («Пальчики здороваются», «Пальцеход», «Соревнования по бегу» и т.д.); упражнения для расслабления рук.

Одной из эффективных форм физического развития детей является непосредственно организованная деятельность по физической культуре, куда включаются корригирующие упражнения на укрепление мышечного корсета, на растяжку мышц и суставно-связочным аппаратом рук, ног и позвоночника. В вводной и заключительной частях НОД включаются упражнения на нестандартном оборудовании: диски, платформы, ортопедические мячи, работа на которых направлена на развитие чувства равновесия. Используются также беговые дорожки, велотренажеры, с обязательной подстраховкой детей взрослыми.

В течение дня используется самомассаж пальцев рук. В самомассаже используется и предметы: эспандеры, мячики – ежики, щетки с щетиной, губки, маленькие теннисные мячики, шарики, грецкие орехи, футляр от киндер – сюрприза, бигуди, мягкие мячики и др. Используются также имитационные движения для кистей рук, например, мытье рук перед едой, стряхивание воды с кисти, полоскание белья, надевание перчаток, поглаживание кошки.

После дневного сна при выполнении упражнений по профилактике плоскостопья для повышения интереса к ним используется нестандартное оборудование. В процессе физической тренировки происходит активизация деятельности всех внутренних органов, совершенствуются кровообращение, дыхание, обмен веществ, повышается энергетический потенциал организма.

В течение дня для формирования зрительно-моторной координации, используются глазодвигательные упражнения («Краски-глазки», «Фигуры», «Глазки отдыхают», «Индеец Зоркий») и упражнения для лицевой группы мышц. Реципрокные (перекрестные) упражнения («Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Змейки», др.) применяются для развития межполушарного взаимодействия. Для формирования ориентационно – пространственной схемы тела в статике и движении используются упражнения и игры: «Птицы», «Ручейки», «Таяние льда», «Страна тишины».

В коррекционно-развивающей работе используются элементы дыхательной гимнастики при выполнении заданий со звуковым сопровождением, например звуки, издаваемые львом, собакой и т.д.

В группе и МБДОУ создана здоровьесберегающая предметно – развивающая среда. Выполнены плакаты – схемы, приобретены полусферы, степы, ортопедические мячи, коврики для профилактики плоскостопья, ребристые доски, массажеры, спортивные снаряды.

Важна работа с родителями по координации деятельности работы в ДОУ и семье. Для родителей ежемесячно проводится День открытых дверей, где можно посмотреть и отметить изменения, которые происходят с детьми.     Проводятся родительские собрания по вопросам коррекции нарушений НОДА (Например, «Соблюдение домашнего ортопедического режима»). Совместно с родителями проводятся праздники («Спорт и семья – важные друзья»), организуются выставки («Здоровые дети – счастье в семье»); оформляются альбомы по опыту семейного воспитания («Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»).

Данные итоговых обследований детей в конце учебного года не раз показывали положительную динамику в физическом развитии детей, в улучшении осанки детей, тем самым подтверждая все снова и снова высокую эффективность применения развивающих двигательных программ в работе с детьми, имеющими НОДА.


Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2132 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6541 677