Дорогие друзья, рады представить вам Рыжову Надежду Викторовну, воспитателя высшей категории МБДОУ детского сада комбинированного вида № 385 г. Нижний Новгород. В своей статье Надежда Викторовна делится с нами своим профессиональным опытом работы по патриотическому воспитанию детей 6-7 лет. Данная статья будет интересна педагогам и родителям детей младшего школьного возраста.
Комментарий к статье от Надежды Викторовны:
"Одной из острейших проблем современной России является утрата у значительной части населения такой величайшей духовной ценности русского народа как патриотизм. Патриотическое воспитание предлагается начинать с дошкольного возраста, где происходит формирование самосознание ребенка, формируется представления о себе, осознание своей принадлежности к определенному полу, семье, народу."
Полезного чтения...
Опыт работы по патриотическому воспитанию детей 6-7 лет
Одной из острейших проблем современной России является утрата у значительной части населения такой величайшей духовной ценности русского народа как патриотизм.
В последние годы Правительством РФ утвержден ряд нормативных документов, обозначающих главные ориентиры и параметры системы патриотического образования (Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025г., Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» и др.).
Патриотическое воспитание предлагается начинать с дошкольного возраста, где происходит формирование самосознание ребенка, формируется представления о себе, осознание своей принадлежности к определенному полу, семье, народу.
В течение трех лет наш детский сад осуществляет инновационную деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию детей. В основе системы работы по данному направлению лежит технология ознакомления детей с родным краем к.п.н. Н.Г.Комратовой. Кроме того, педколлектив детского сада внедряет ряд авторских проектов.
Система работы по патриотическому воспитанию детей 6-7 лет состоит из таких проектов, как: «Родная семья», « Мы –нижегородцы», «Народная культура», «Богатыри земли Русской», «Наши защитники» и т.д.
Проект «Родная семья», направлен на прикосновении к истории своей семьи, сохранение семейных ценностей, семейных связей. Семейные проекты «Моя родословная» активизировали многих родителей на создание родословной своей семьи: поиск фотографий прабабушек и прадедушек, родившихся в 19-20 веке, составление рассказов о них: как звали, где жили, чем занимались. Во время презентаций своих проектов дети с большим удовольствием рассказывали своим друзьям о своих прародителях, гордились их подвигами и их прошлым.
В рамках проекта «Народная культура» в группе был создан мини- музей «Эхо старины глубокой», в котором собралось множество предметов быта и искусства. Детям было интересно узнать, как бабушки пряли, чесали шерсть и накручивали на скально нити, рассмотреть старинные фото 19 века и фотоаппарат «Лейка», послушать старинные пластинки на патефоне. Экскурсии по мини-музею проводили дети подготовительной группы для других ребят детского сада и сотрудников. В рамках этого же проекта проводился праздник «Колядки».
С народными песнями и плясками, в русских народных костюмах подготовишки колядовали по всему детскому саду, поздравляли с новогодними праздниками сотрудников и детей. В режимных моментах дети анализировали пословицы и поговорки о трудолюбие, гостеприимстве русского народа, инсценировали их содержание в этюдах, отображали в рисунках. Были организованы русские посиделки и чаепитие из русского самовара с самодельными жаворонками.
В творческой мастерской моделировали из бумаги крестьянский двор. Смоделированная русская горница с реальными предметами быта, утвари, фото, музыкальными инструментами и народными игрушками мотивировала детей на развертывание различных сюжетов в самостоятельных играх.
В рамках проекта «Богатыри земли Русской» был создан мини-музей, экспонаты для которого предоставил родитель-коллекционер: настоящие копья, металлические солдатики-богатыри, книги, видео-фильмы и т.д. Мама одного воспитанника сшила костюмы трех богатырей. Примеряя их, беря в руки, мечи и щиты, дети создавали живые картины «Три богатыря». В творческой мастерской мастерили Змея Горыныча, а затем создавали другую живую картину - «Битва со Змеем».
В рамках проекта «Наши защитники» организовали мини-музей «Боевой Славы», куда многие дедушки и папы предоставили семейные реликвии (ордена, медали за трудовые и боевые подвиги, фото со времен службы в армии, боевых действий в горячих точках, военные трофеи: фляжки, ремни, погоны). Итогом проекта была презентация детских проектов «Защитники в моей семье», где дети демонстрировали фото своих пап, дедушек, прадедушек, рассказывали об их службе. Интересной формой работы стало создание в группе фотоколлажей «Мой папа - самый лучший». Работала выставка семейных поделок военной техники «Вместе с папой».
Особенностью организации работы с родителями можно считать ведение родительского уголка в обновленной форме, разработанной в МБДОУ, где отображалось ежедневное проживание детьми темы в детском саду.
Новой формой работы было создание мини-музеев по всем изучаемым в группе темам, экспонаты для которых предоставляли семьи воспитанников.
Интересными формами были совместные выходы в музей культуры и быта Московского района, в Планетарий, в ДК Орджоникидзе, спортивные развлечения с папами.
По итогам проведенной работы можно отметить следующие качественные изменения в поведении и деятельности детей:
- повысился познавательный интерес и ценностное отношение к объектам русской культуры, стремление к их познанию;
- сформировалось умение позитивного общения и взаимодействия с окружающими взрослыми и детьми;
- сформировались личностные качества: чувство собственного достоинства, уважение к людям разных национальностей, их образ жизни; бережное отношению к окружающему природному и социальному миру; гордости за свою Родину.
Литература:
- Комратова, Н.Г., Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: методическое пособие / Н.Г.Комратова Н.Г., Л.Ф. Грибова.-М.:ТЦ Сфера,2007.-208с.