Дорогие друзья, рады представить вам Никитину Елену Николаевну, заведующего и Каманину Юлию Павловну, заместителя заведующего ВМР МБДОУ детского сада комбинированного вида № 385 г. Нижний Новгород. В своей статье Елена Николаевна и Юлия Павловна деляться с нами профессиональным опытом создания и реализации вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания МБДОУ. Данная статья будет интересна педагогам учреждений дошкольного образования.
Комментарий к статье от Елены Николаевны и Юлии Павловны:
"Воспитание гражданина и патриота России становится жизненно важной потребностью государства в условиях, когда страна все чаще сталкивается с тяжелыми проблемами межнациональных разногласий, национализма, терроризма, с падением у значительной части населения интереса к настоящему и уважения к прошлому России, отчуждением подрастающего поколения от собственной культуры."
Полезного чтения...
В соответствии с Приказом № 655 Минобрнауки РФ в МБДОУ разработана, утверждена и реализуется основная общеобразовательная программа, которая состоит из основной и вариативной частей, включающих ряд разделов. Раздел «Содержание работы и организация инновационной деятельности» вариативной части программы раскрывает основное направление инновационной деятельности МБДОУ - разработка и внедрение авторского проекта по воспитанию основ гражданственности у детей дошкольного возраста.
Разработка и внедрение данного проекта обусловлена появлением новых приоритетных направлений в области российского образования, одним из которых является эффективное гражданское воспитание. Воспитание гражданина и патриота России становится жизненно важной потребностью государства в условиях, когда страна все чаще сталкивается с тяжелыми проблемами межнациональных разногласий, национализма, терроризма, с падением у значительной части населения интереса к настоящему и уважения к прошлому России, отчуждением подрастающего поколения от собственной культуры. В новых нормативных документах предлагается гражданское воспитание осуществлять с дошкольного возраста, так как именно здесь, согласно психологическим исследованиям, начинают формироваться духовно-нравственная основа личности.
ФГТ также обозначают задачу формирования гражданской принадлежности как одну из основных, решаемых в процессе реализации содержания образовательной области «Социализация», а также указывают на планируемые результаты освоения ООПДО к окончанию дошкольного возраста, в числе которых развитие такого интегративного качества ребенка, как ««имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе».
Наряду с обозначенной государством необходимостью воспитания гражданской идентичности россиянина с дошкольного возраста, отсутствует концептуальная, содержательная и технологическая оснащенность этого процесса в детском саду. Данная потребность и обусловила выбор темы опытно-экспериментального исследования. С сентября 2011г. детский сад является экспериментальной площадкой ГОУ ДПО НИРО.
Основная идея проекта - создание и апробация модели функционирования образовательного процесса, гармонично включающего идею воспитания основ российской гражданской идентичности.
Современные исследователи рассматривают российскую гражданскую идентичность, как осознание человеком своей принадлежности к сообществу граждан России, сложившемуся на основе общности исторической судьбы, языковых и культурных традиций, экономических и социальных связей и политически закрепленного факта существования государства. Данное определение указывает на наполняемость содержательного уровня разработанной модели. Которая представляет собой 3 блока: «Я - патриот», «Я и люди других национальностей», «Мои права и обязанности», а также ряд подпроектов.
Блок «Я –патриот. Первая ступень патриотического воспитания- воспитание любви и привязанности к семье, дому. Подпроект ««Родной дом. Моя родословная» был направлен на знакомство детей с историей своей семьи, сохранение семейных связей и ценностей. Итогами подпроекта явились: экспозиция фотоколлажей семей, демонстрация генеалогического дерева семьи, а также выставка семейных реликвий
Подпроект «Мы нижегородцы» знакомил дошкольников с историей возникновения Н.Новгорода, с достопримечательностями, промышленностью. Постепенно дети знакомились с детским садом, родной улицей, городом. Помогали в этом экскурсии, выставки детского рисунка, а также экспозиции в группах.
Подпроект: «Судьбы, подвиги, изобретения» знакомил дошкольников с судьбой и творческим вкладом наших земляков в историю всей страны. Приоритет отдавался выходам к мемориалам, посвященным ВОВ, в музей «Истории и культуры Московского района», тематическим встречам, викторинам, организуемые совместно с сотрудниками детской библиотеки им. П. Заломова.
В рамках подпроекта «Русская горница» дошкольники знакомились с различными компонентами русской народной культуры: русским фольклором, народными инструментами, декоративно- прикладным искусством, народными играми и праздниками. В мини-музее русской избы периодически организовывались беседы, рассматривание оригинальных предметов быта, а также досуги и театрализованные представления.
Блок «Я и люди других национальностей». В рамках подпроекта: «Мы – россияне» дошкольники приобретали знания о том, что нашу страну населяют люди разных национальностей. В этом помогали созданные в группах «Национальные мини-центры». Одновременно узнавали, что в повседневной жизни людей разных народов России есть общие черты. В этом помогают экспонаты таких мини-музеев, как «Народные сказки», «Народные игрушки», «Народные музыкальные инструменты».
Подпроект «Золотые руки» российских умельцев» знакомит дошкольников с ремеслами, декоративно-прикладным искусством, изобразительным творчеством народов России.
В рамках подпроекта «Наши соседи» для приобретения опыта реального взаимодействия организуются встречи с представителями соседних с Россией государств. В группах организованы уголки дружбы и выставки «С миру по нитке. Используя этюды и обыгрывание ролей, дети упражняются в проявлении этикета межнационального общения. Итогом работы по данному блоку является фестиваль национальных культур, с приглашением школьников, выпускников ДОУ, родственников разных национальностей.
Блок «Мои права и обязанности». В рамках подпроекта «Мои права в семье, в детском саду» детей в игровой форме посредством фольклора знакомили с правами и обязанностей человека. Для подготовки детей к возможным ситуациям нарушения их прав и адекватных способов поведения в них организовывались ролевые, театрализованные игры, направленные на развитие гибкого социального поведения.
Подпроект «Моя безопасность» направлен на разъяснение правил поведения в разных сферах жизни. Использовались дидактические игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи, а также игровые задания, направленные на формирование чувства собственной безопасности.
В рамках подпроекта «Литература о правах и обязанностях» педагогами организовывались вечера чтения детских книг правовой тематики
Планируемые результаты освоения данного раздела вариативной части программы направлены на достижение уровня развития интегративных качеств ребенка к окончанию дошкольного возраста, описанных в ФГТ, и конкретизируется в ООПДО МБДОУ следующим образом:
- ü имеет представления о себе, о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; о родном городе, об истории, культуре и традициях родного края; о государстве и принадлежности к нему; об обществе, его культурных ценностях; о мире;
- ü интересуется и ценностно относится к объектам русской культуры и иных национальных культур, стремится к их познанию;
- ü умеет позитивно общаться и взаимодействовать с окружающими взрослыми и детьми;
- ü стремится к соблюдению собственных прав, не нарушая права окружающих людей, к справедливости во взаимоотношениях в жизненных ситуациях;
- ü у ребенка сформированы личностные качества: чувство собственного достоинства, уважение к людям разных национальностей, их образу жизни; бережному отношению к окружающему природному и социальному миру; гордости за свою Родину;
- ü использует имеющиеся представления в разных видах продуктивной, коммуникативной и творческой деятельности.
Таким образом, Вашему вниманию представлен один из вариантов построения и реализации части программы, формируемой участниками образовательного процесса, органично включающий инновационную деятельность учреждения, обусловленную изменениями в системе современного российского образования и реализуемую детским садом в течение нескольких последних лет, в структуру и содержание ООПДО МБДОУ.
Литература:
- Казаева, Е.А.Гражданственность как интегративное качество личности / Е.А. Казаева // Дошкольное воспитание. - 2005. – № 5. – С. 85-89
- Комратова, Н.Г., Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: методическое пособие / Н.Г.Комратова Н.Г., Л.Ф. Грибова.-М.:ТЦ Сфера,2007.-208с.
- Порхунова, В.В. Правовой статус ребенка в образовательном учреждении. Учебно-методическое пособие- Н.Новгород, 2005.-128с.