Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

"Проектная деятельность воспитанников подготовительной к школе группы на тему «Моя родословная. Создание генеалогического древа»
18 минут 18023 5331

"Проектная деятельность воспитанников подготовительной к школе группы на тему «Моя родословная. Создание генеалогического древа»

derevo_genДорогие друзья, рады познакомить вас с Козловой Натальей Геннадьевной воспитателем МДОУ «Детский сад № 77» города Саратов. Наталья Геннадьевна предлагает нам познакомиться с авторской творческой разработкой: "Проектная деятельность воспитанников подготовительной к школе группе на тему «Моя родословная. Создание генеалогического древа». Целью данного проекта является закрепление интереса к истории своей фамилии, своей семьи, любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, ведь знание своей родословной, своего прошлого - это тот фундамент, на котором создаётся будущее человека. Данный проект будет интересен воспитателям ДОУ и родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Комментарий  от Натальи Геннадьевны:

"Я родилась в семье потомственных педагогов, и с детских лет, знала, что буду работать педагогом и несколько об этом не жалею. Трудолюбие, стремление к познанию всего нового, а главное – любовь к детям заложено у меня с детства. Я очень благодарна моей маме, за то, что она дала мне путевку в жизнь, учила, поддерживала все эти годы. Работать с детьми, видеть их открытые глаза, быть уверенной, что ты нужна им – разве это не счастье?"   

Интересного чтения...


"Проектная деятельность воспитанников подготовительной к школе группы на тему «Моя родословная. Создание генеалогического древа».

Посмотреть герб семьи Никитенко

Посмотреть "Гениалогическое дерево семьи Никитенко"

Посмотреть герб семьи Иваненко

Посмотреть "Гениалогическое дерево семьи Иваненко"

Скачать "Гениалогическое дерево Мамаева Леонида"

Познакомиться в рамках темы "Экологическое дерево" со статьями "Рябинка" и "Яблоня"

I.Введение

Метод проекта не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться изменившимся мире постиндустриального общества. Основные условия применения метода проекта сводятся к следующему:

  • Существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;
  • Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
  • Применение исследовательских (творческих) методов проектирования
  • Структурирование этапов выполнения проекта;
  • Самостоятельная деятельность воспитанников и родителей в ситуации выбора.

Педагогическая ценность проекта определяется:

  • - возможностью осуществления силами данного ребёнка и родителя;
  • - содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;
  • -заинтересованностью детей и родителей в работе.

Этапы исследования:

  1. Рождение идеи (постановка проблемы)
  2. Выбор методов исследования
  3. Сбор материала
  4. Подготовка проекта
  5. Защита проекта детей и родителей

II. Проект: «Моя родословная. Создание генеалогического дерева».

Тип проекта:

-информационно- исследовательский, по содержанию: «Я и моя семья», ребенок- субъект проектирования;

-внутри детского сада – дома;

-при участии детей и взрослых;

-коллективный, долгосрочный.

Цель проекта: «Моя родословная»: Способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии, своей семьи, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, ведь знание своей родословной, своего прошлого - это тот фундамент, на котором создаётся будущее человека, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьей.

Актуальность темы:

Для любого человека очень важно знать историю своей семьи, чувствовать себя частью большого рода, гордиться своими предками. Фотографии, художественно оформлено в красивую рамочку весело на видном месте в домах знатных людей и являлось предметом гордости за свой   род.

Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.

Изучая на занятиях ознакомление окружающего мира, дети сталкиваются с социальной проблемой: они не знают своего генеалогического дерева. Эта тема становится актуальной. Проблема изучения истории своей семьи является одной из значимых. Поэтому возникает потребность в ее изучении. Темой для исследования выбрана : «Моя родословная».

Объектом исследования: дети подготовительной группы и их семьи.

Предметом исследования – является родословная каждого ребёнка . Целью исследования – создание генеалогического дерева каждого ребёнка, в форме семейной книги и выборе своего дерева.

Задачи:
  •  - определить понятийный аппарат используемых терминов;
  • -познакомиться с историей создания и развития каждой семьи;
  • -изучить, какое влияние оказало создание родословной на развитие воспитанников.

Гипотеза исследования: Предположить о том, что в результате изучения родословного дерева семьи у детей с родителями установится более тесная связь во взаимоотношениях.

Использовать следующие методы исследования:

  • - теоретические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
  • -эмпирические: опросно-диагностические методы( анкетирование, беседы), анализ творческих работ, наблюдения,
  • - статистические: оценка статистической значимости гипотезы.

В исследование включить три этапа:

  1. 1) В начале учебного года необходимо:

1. Предложить детям и родителям написать рассказ «Моя семья», выставка рисунков: «Наш дом», фотоконкурс: «Мы всегда вместе».

2.Провести собрание на тему: «Традиции семьи» с родителями и их детьми. Записать на магнитофон ответы детей на вопросы: Дети вы любите праздники? Какие праздники для тебя устраивают родители? На собрании предложить родителям разыграть несколько семейных сцен. Родители выступают в роли детей, а дети в роли родителей. В результате этой игры выйти на понятие «семья» и «традиции семьи».

3.Запланировать   «Семейная гостиная».

4.Для дискуссии родителям предложить анкету : «Ваша семья и ее традиции». (См. приложение)

Дети и родители выбирают генеалогическое дерево своей семьи .

1.Консультации для родителей: «Источники информации для построения генеалогического древа семей».

2.Занятие: « Какой я?», « Рассказы о своей семье», «Моя семья», «Взрослые и дети», рисование: «Моё любимоё дерево», « Твои корни малыш»,                 «Составление генеалогического древа» (См. приложение)

Сроки этой работы шесть месяцев.

3)Презентации проекта. Праздник на тему «Моя родословная» (См. приложение)

III. Заключение

В результате такой работы     воспитатель   пополнил свои знания по истории геральдике, этнографии. Работа в этом направлении способствовала активному сплочению детского коллектива, коллектива родителей, сплочению семей.

Родители и дети научились вести поиск своих предков (их родственные связи, занятия, годы жизни, имена фамилии), работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями. Оформлять специальные альбомы «Моя родословная» составлять сводную таблицу с информацией обо всех родственниках, освоили способы изображения генеалогического древа.

Узнали,   и будут продолжать семейные традиции.

Родители получили советы об оказании помощи своим детям в составлении родословных. Они осознали значимость этой работы и ответственность перед детьми.

В результате изучения родословного дерева семьи у детей с родителями установилась более тесная связь во взаимоотношениях.

IV. Приложение

Анкета для родителей.

Уважаемые родители, поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Отвечая их, Вы сможете осмыслить традиции вашей семьи и подготовиться к участию в дискуссиях на занятиях «семейной гостиной». Описание желательно сделать в отдельной большой тетради или альбоме.

Вопросы:

1. Генеалогия.

1. Много ли Вы знаете о своих предках (по рассказам родных и близких)? Если мало, то почему?

2. Сколько поколений знаете? Можете ли нарисовать генеалогическое древо?

3. Знаете ли Вы о происхождении Вышей фамилии?

4. Связаны ли Вы с дальними родственниками? Много ли их у Вас?

5. Есть ли (была ли) традиция переписки между родственниками в роду, семье?

2. Семейные рассказы.

1. Известны ли Вам яркие факты из истории рода, семьи (интересные, смешные, любопытные)? Расскажите некоторые из них.

2. Были ли (есть ли) в Вашем роду особо добрые, отзывчивые, милосердные люди?

3. О чем больше любят вспоминать и рассказывать бабушка, дедушка, родители и другие родственники?

4. Есть ли семейные рассказы о детях, о Вашем детстве (со слов старших)?

5. При каких обстоятельствах в семье чаще вспоминается прошлое или рассказываются истории?

3. Наследственность и связи родственников. 

1. Есть ли в истории Вашего рода (семьи) закономерности, повторяющиеся события?

2. Передаются ли в Вашем роду по наследству личные качества, способности, интересы, профессиональные склонности?

3. На кого из родственников Вы похожи или хотели бы быть похожи?

4. Хотели бы Вы воспитать своего ребенка похожим на кого-то из родственников? На кого?

4. События жизни семьи.

1. Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?

2. Сохранились ли интересные воспоминания, связанные с рождением детей?

3. Существовала (существует) ли в семье особая традиция выбора имени ребенку?

4. Почему вы назвали определенным именем (именами) Вашего ребенка (детей)?

5. Семейные реликвии

1. Есть ли в Вашей семье семейные реликвии? С чем они

связаны?

2. Хранят ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом? Какие из фотографий Вам особенно дороги?

3. К какому периоду относится самая старая фотография, хранящаяся в Вашей семье?

4. Есть ли домашний архив? Что в него входит?

5. Какие документы семейного архива представляют наибольшую, на Ваш взгляд, ценность?

6. Была ли (есть ли) в семье «книга рода»?

Составление генеалогического древа (консультации для родителей)

Источники информации, для построения генеалогического древа.

1.Источники устной информации: рассказы близких родственников отца илиматери, деда или бабушки.

2.Источники документальной информации3.Выбор генеалогического древа детьми и родителями.

Работа выполняется дома вместе с детьми.

Заседание семейной гостиной, посвященное презентации проекта 

«Моя родословная»

Оформление зала:

1.Выставка: «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине» -генеалогические древа семей воспитанников.

2. Выставка: «Дело мастера боится» поделки детей и родителей.

4. Старинные семейные вещи.

5. Сундук.

6. Фотовыставка: «Загляните в семейный альбом» старинные фотографии.

7. Семейные газеты: «Наша - дружная семья».

8. Книжка-раскладушка «Семью семь».

9. Реквизит для проведения игр: «Семеро одного не ждут», «Мой дом - моя крепость».

Ход мероприятия: ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА ПЕСНИ: «РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ».  

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, добрый день, уважаемые родители и гости! Приветствую вас в нашей семейной гостиной. Наша встреча сегодня посвящена подведению итогов работы над проектом «Моя родословная». Мы с вами очень долго и много готовились и хорошо поработали. Кем вам только не довелось быть в течение этого времени! Вы составляли свои родословные - выступали в роли историков. Были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семенные вещи. Журналистами и репортерами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках. Мы узнали с вами много нового и интересного. Думаю, что вам сегодня есть чем поделиться друг с другом, о чем рассказать нашим гостям. Думаю, что и им тоже будет интересно.

Семья- это громкое слово! Семья-это звонкое слово! Семья- это слово важное, Об этом вам скажет каждый. Семья-это солнце светит, Семья- это солнце на небе, Семья- это всё любовь. Любовь сыновей и отцов, Любовь дочерей и мам. Любовь свою дарим вам!... (А.В.Сидорова)  

О каждой семье можно написать интересную книгу. Представьте, что такая книга есть и у нас. Называется она «Семью семь», потому что в ней семь страниц, и каждая страница имеет в своем названии цифру 7. Ведь семья - это семь «я». Давайте полистаем страницы нашей книги.

Первая страница - «Седьмое колено».

Человек рождается на свет, растет, задумывается: кто я? Откуда мои корни? Замечательная русская пословица гласит: «Вся семья вместе, так и душа на месте». Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, древо жизни. Эта традиция возвращается в семьи. И вот мы с вами попытались составить свои родословные. (Дети вместе с родителями защищают свои родословные.)

Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое древо, узнавайте о своих родственниках, передавайте из поколения в поколение. И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

Вторая страница нашей книги - «Семь цветов радуги». Дети - цветы жизни. Рождается человек, получает имя. Оно дается или по святцам - церковным книгам - в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребенок, или же родители дают ребенку имя, которое им нравится, или модное в данный период, а в некоторых семьях есть традиция называть ребенка в честь кого-то из членов семьи.

Что имя: звук, оброненный случайно, В котором нет ни смысла, ни значенья? Конечно, нет. И в именах есть тайна, И таинство есть имя нареченье. И вот мы сами, силами своими, Осознаем в начале века: Не человек себе находит имя, А имя выбирает человека.

- Что вы знаете о происхождении вашего имени? Что оно означает?

Дети рассказывают о своих именах.

Третья страница— « Семь нот». (Музыкальный номер представляют родители и дети.)

Наши семьи не только музыкальны, но могут похвастаться своим рукоделием, умением создавать красивые и полезные вещи, необходимые в хозяйстве или просто приносящие в наш дом тепло.

«Семь раз отмерь» - четвертая страничка нашей книги. (Родители вместе с детьми представляют выставку поделок: «Весело поётся, весело и прядётся».)

В каждом доме: в гараже, чуланчике, на чердаке у бабушки, на даче - хранится много старинных вещей. А как смогли бы до нас дойти эти вещи, если бы их не держали за семью печатями?

Пятая страница нашей книги - «За семью печатями». Старинные вещи хранят в бабушкином сундуке. Вот он у нас, такой большой, расписной. Какие же тайны хранит бабушкин сундук? (Ведущий достает из сундука предметы.) Кто узнал свою вещь, должен кратко о ней рассказать, кому она принадлежала, для чего служила.

Шестая страница: «Заглянете в семейный альбом». Это у нас фотовыставка. Как вы думаете, почему она здесь? С какой традицией связана?

Д е т и: Собирать , хранить семейные фотографии.

Рассказы о семейных фотографиях. Семьи Иваненко Лизы, Викке Юли, Лёни Мамаева.

Ведущий. Почему мы храним вещи, фотографии? Они интересны нам с исторической точки зрения, как предметы старинны, культуры, быта, но они дороги и как память о наших предках. История вещи - история человека, история семьи. Эта замечательная традиция есть во многих семьях. Думаю, что со мною все согласятся, что ее нужно продолжать. А сейчас давайте вернемся к нашей странице «Семь нот».

Семьи представляют музыкальный номер.

Ведущий. Тепло и уют в наших домах, в наших семьях создают не только вещи, окружающие нас. Ведь главное в семье - это взаимопонимание, уважение, любовь, терпение, увлеченность общим делом.

Седьмая страничка нашей книги - «Семь верст до небес». Ребята вместе с родителями приготовили герб и девиз своей семьи. Давайте посмотрим, что объединяет наши семьи, к чему они стремятся.

Дети вместе с родителями представляют герб и девиз своей семьи.

Рефлексия.

Ведущий. Вот и прочитана последняя страница нашей книги. Ребята, и вы уважаемые родители, счастливы, что выполнили такую большую работу? Покажите движением рук, что нам всем хорошо, мы счастливы. Что вам даст в жизни знание о своих родственниках?

Мне хочется поблагодарить тех, кто помог нам прочитать страницы книги «Моя родословная». Это вас, дорогие ребята, и вас, уважаемые взрослые! До новых встреч! 

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1200 24

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6242 676