Дорогие друзья, рады представить вам Старикову Елену Юрьевну, учителя русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №24». Елена Юрьевна предлагает познакомиться нам со статьей "Организация работы учителя-словесника по оказанию помощи детям-билингвам".
Современное развитие общества показывает, что билингвизм представляет собой одну из важнейших социолингвистических проблем, так как в связи с научно-техническим и культурным развитием расширяются международные, а также и языковые контакты. Проблема владения вторым языком и его эффективное использование в качестве средства коммуникации между разноязычными сообществами приобретает в настоящее время бесспорную важность. Данная статья будет полезна учителям образовательных учреждений.
Полезного чтения...
Организация работы учителя-словесника по оказанию помощи детям-билингвам
Модернизация школьного образования, которая проводится в нашей стране в настоящее время, связывается, прежде всего, с качественным обновлением содержания и обеспечением его развивающего культуросообразного характера. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащегося и расширению возможностей современного углубленного образования, в том числе и языкового. В настоящее время активно происходит миграция людей, часто в русские школы приходят обучающиеся, для которых русский язык является неродным, и они вынуждены общаться со сверстниками и получать образование в неродной языковой среде. Таких детей называют билингвами.
Считается классическим определение У.Вайнраха, где он утверждает, что билингвизм - это владение двумя языками и попеременное их использование в зависимости от условий речевого общения. С позиций психолингвистики, билингвизм - способность употреблять для общения две языковые системы. «Современное развитие общества показывает, что билингвизм представляет собой одну из важнейших социолингвистических проблем, так как в связи с научно-техническим и культурным развитием расширяются международные, а также и языковые контакты. Проблема владения вторым языком и его эффективное использование в качестве средства коммуникации между разноязычными сообществами приобретает в настоящее время бесспорную важность».
В своей статье мы решили описать некоторый опыт работы учителя-словесника с группой детей-билингвов, испытывающих затруднения при восприятии информации в процессе общения с окружающими, в том числе в процессе обучения в школе.
Необходимо особо отметить, что ребенок-билингв, в отличие от монолингва, больше интересуется лингвистическими явлениями, поскольку его языковой опыт значительно шире. Довольно рано проявляется интерес к семантике слов, к тому, что одно и то же понятие можно выразить и на его родном языке, например, удмуртском, и по-русски. Это способствует развитию переводческих навыков, а также интереса к мотивации наименований. Выводя собственную этимологию слов, дети активно пользуются знаниями двух языков. Двуязычие положительно сказывается на развитии памяти, умении понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительности, быстроте реакции, математических навыках и логике.
Полноценно развивающиеся билингвы, как правило, хорошо учатся и лучше других усваивают абстрактные науки, литературу и другие иностранные языки. При изучении билингвизма психологи столкнулись с интересным фактом. Люди, с детства в равной степени владеющие двумя языками, в пожилом возрасте значительно медленнее теряют умственные способности. Возможно, это объясняется тем, что билингвы привыкают постоянно переходить с одной языковой системы на другую, давая, таким образом, попеременно отдыхать мозговым центрам, отвечающим за мышление и речь. Но часто в семьях, где родители ребенка чаще общаются между собой на родном языке, билингв испытывает трудности при овладении русским языком. Ему сложнее общаться в школе со сверстниками и выражать свои мысли на уроке, поэтому он вынужден отмалчиваться, замыкаться.
В своей работе мы попытались выделить характер и выраженность затруднений, которые испытывают дети-билингвы при обучении в школе и определили основные задачи, встающие перед логопедом или учителем русского языка:
-
ü обогащать словарный запас детей;
-
ü учить произносить слова различной слоговой сложности;
-
ü формировать навыки словообразования и словоизменения;
-
ü обучать правильному согласованию различных частей речи;
-
ü отрабатывать понимание значения предлогов;
-
ü обучать правильному грамматическому оформлению предложений;
-
ü учить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи;
-
ü воспитывать терпимость и взаимоуважение в условиях межнационального общения;
По данным исследований, билингвов в мире больше, чем монолингвов. Известно, что к настоящему моменту детский билингвизм охватывает почти половину детей на нашей планете. Предполагают, что эта тенденция будет расти и дальше.
По данным переписи населения 2002 года в Удмуртской Республике проживают более 100 национальностей и этнических групп (1 млн. 570316 человек), из них:
-
60,1% - русских
-
29,9% - удмуртов
-
7% - татар
-
0,6% - марийцев
-
0,2% - чувашей
-
2,8% - народов других национальностей
В России проживает 636906 удмуртов, а из них владеют языком и считают его родным 463837 человек, что составляет 72,8% от общего числа.
Как в столице Удмуртии, так и в других её населенных пунктах есть образовательные учреждения, где обучаются двуязычные дети. Особенностью работы со школьниками-билингвами является то, что решение задач коррекционной работы происходит с учетом принципов изучения русского языка как иностранного. Несмотря на то, что двуязычие положительно сказывается на развитие психических процессов у ребенка, но зачастую на первом этапе обучения и адаптации данной категории детей к школе, необходимо им помогать.
В образовательных учреждениях функцию коррекционной работы с детьми данной категории берет на себя логопед, но, если в школе отсутствует такой специалист, то заменить его может учитель-словесник, который, проводя уроки русского языка, постепенно выявляет группу двуязычных детей и проводит с ними индивидуальную работу. Чем раньше будет выявлена такая группа детей и будет построена работа с ними, тем эффективнее будет результат.
Определенной специфике подчинена логика построения занятий, их содержание, методы и приемы обучения. В работе мы придерживаемся лексико-грамматического подхода к планированию и проведению данных занятий. Этот подход является основным при изучении русского языка как иностранного и способствует расширению и совершенствованию словарного запаса обучающихся при одновременной работе над различными грамматическими категориями. На занятиях изучаются многие базовые параметры грамматики русского языка:
-
предлоги;
-
различные типы предложений;
-
падежные конструкции;
-
согласование различных частей речи;
-
словообразование и словоизменение;
-
категории рода и числа и т.п.
Подбор лексико-грамматических тем, их последовательность определяется физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи, учитываются ошибки, характерные для ребенка, речь которого формируется в условиях двуязычия. Например, для детей-удмуртов основные трудности в изучении русского языка встречаются:
при изучении категории рода, который в удмуртском языке отсутствует,
при изучении падежей, которых в удмуртском языке в два раза больше, чем в русском,
при изучении фонетики – наличие фонем, которые отсутствуют в русском языке (з/, ж/ ) и др.
На занятиях с детьми-билингвами применяются различные виды работ:
-
- фронтальная работа с наглядно-практическим материалом;
-
- работа в парах;
-
- выполнение действий по инструкции и их название;
-
- ролевое моделирование ситуаций;
-
- использование игровых упражнений и занимательных заданий.
Нами разработаны фрагменты занятий для обучающихся 3-5 классов по различной тематике: согласование числительных с существительными, согласование местоимений с существительными, изучение приставочных глаголов, изучение категории рода и падежа, конструирование различных по строению предложений и другие.
Фрагменты занятий
Тема: Согласование числительных один, одна с существительными.
Цель: учить детей соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными и подбирать существительные к ним.
1. Учитель читает стихотворение:
Мама на земле одна,
И одна у нас страна.
Дом один и нос один,
И один у мамы сын.
Учитель поясняет, что количество названных предметов в стихотворении одинаковое, а говорим мы о них по-разному: мама, страна – одна, дом, нос, сын – один. Предлагает детям записать в тетради слова лист, осень, лужа, холод, согласовав их с числительными один и одна.
2. Игра “Назови, не ошибись”.
Учитель дотрагивается до разных частей тела, дети должны правильно сказать один или одна: живот, нос, затылок, лоб, шея и т.д. Дети произносят сочетания слов по одному и хором.
3. Расскажи о своей комнате. Дети по очереди составляют предложения: “У меня одна комната. В ней один стол, один шкаф, одна кровать, два окна…”
Тема: Согласование местоимений мой, моя с существительными.
Цель: Учить согласовывать местоимения с существительными в роде; подбирать к местоимению существительные с соответствующей родовой принадлежностью.
1. Учитель читает стихотворение:
Глеб к игрушкам побежал,
Все их в кучу он собрал:
Мой медведь, моя машина,
Мячик мой, мой Буратино!
Никому я их не дам!
Ну сиди, играй в них сам!
Уточняется, про какие игрушки Глеб говорил «мой», про какие «моя»? Вспомните и назовите школьные принадлежности, про которые можно сказать «мой»? «моя»?
Аналогично дети называют свои вещи, предметы в доме.
2. Игра “Исправь Незнайку”.
Этот стол теперь моя, и хозяин тоже я! (дети произносят правильное сочетание).
Этот стол и твой и мой, и сидим мы тут с тобой! (произносит учитель).
Мой кроватка, мой подушка, спальня мой и мой игрушка! (дети исправляют ошибки).
3. Записать в тетради предложения, употребив правильно местоимения:
1. Передо (…) открылась широкая, пологая низина, давно не тронутая плугом степи. 2. В тот год (…) окончил гимназию, поступил в университет и уехал к (…) родственникам в степной городок. 3. В деревне у (…) бабушки живет красавец петух Петька. (слова для справок: я, моей, своим, мной).
Тема: Приставочные глаголы.
Цель: научить детей правильно употреблять глаголы с разными приставками.
1. Учитель демонстрирует два действия – насыпает и высыпает песок. Спрашивает у детей: одинаковые ли действия выполнены? Передаёт интонационно различное звучание приставок «на» – «вы» в словах насыпает – высыпает, которые обозначают противоположные действия. Далее учитель спрашивает: что можно насыпать, высыпать? Дети составляют предложения типа: Юля насыпает порошок для стирки. Мама высыпает остатки муки из тарелки.
Учитель вызывает одного помощника, предлагает ему выполнить ряд действий (завязать бант кукле, развязать узел, повязать косынку и т.д.) Дети составляют предложения по демонстрируемому действию и записывают их в тетради.
2. Игра “Скажи наоборот”. Учитель бросает ребёнку мяч, называет действие с одним оттенком. Ребенок, возвращая мяч, называет действие с противоположным значением: входит – выходит, влетает – вылетает, вносит – выносит, закрывает – открывает, приплывает – отплывает.
Результата работы с такой группой обучающихся.
Основными критериями оценки эффективности работы по формированию лексико-грамматических категорий является положительная динамика по окончании курса занятий. Косвенным показателем эффективности может быть успешность в обучении, отзывы учителей и родителей. Результативность работы учителя русского языка и литературы отмечается у детей-билингвов, если они успешно адаптированы в социуме (школьной среде и обществе). Эта адаптация включает закрепление знаний, умений и навыков, предусмотренных школьной программой; достижение успешности в обучении письму, чтению и других предметов. Сведения, полученные детьми на занятиях, систематизируют и углубляют знания, полученные на индивидуальных занятиях и уроках русского языка. Некоторые лексико-грамматические темы предваряют изучение аналогичного материала, создавая базу для сознательного изучения предмета. Такие занятия расширяют знания детей об окружающем мире, помогают освоить необходимые языковые средства (словарь, грамматический строй), способствуют более успешной адаптации в школьном коллективе. Целенаправленная работа повышает общую успеваемость ребенка, внимание к языковым явлениям, улучшает запоминание речевого материала, а значит, улучшает его внутренний психологический настрой, мотивацию на обучение.