Дорогие друзья, сегодня с удовольствием познакомим Вас с опытом работы Микадзе Наны Вахтанговной, воспитателя МАДОУ № 85 «Колокольчик» города Великий Новгород. Нана Вахтанговна в своей статье предлагает различные формы работы с родителями, которые позволяют добиться того, что родители становятся активными участниками образовательного процесса, ощущают заинтересованность педагогов и руководства ДОУ в создании благоприятных условий, заботу о воспитании детей. Данная статья будет интересна воспитателям ДОУ и родителям малышей.
Увлекательного чтения...
Взаимодействие детского сада и родителей при реализации ФГТ в ДОУ
Введение в действие Федеральных государственных требований вызывает у работников дошкольного образования множество вопросов по поводу организации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями. Важнейшим инструментом становится образовательная программа. По своей сути образовательная программа – это модель организации образовательного процесса: обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста с учетом конкретных условий. В нашем детском саду основой образовательной программы является программа Н.М.Крыловой «Детский сад – Дом радости». Родителям детей – воспитанников дошкольного учреждения – образовательная программа дает возможность принять участие в организации воспитательно-образовательного процесса, в выборе и корректировке его содержания. Это позволяет учесть мнения и предложения основных заказчиков. Привлечение родителей к разработке и реализации образовательной программы – необходимое условие для стабильного функционирования и развития детского сада.
Основные положения ФГТ подводят к необходимости включения в структуру образовательной программы различных форм взаимодействия с семьей. Это в достаточной степени учтено в технологии Н.М.Крыловой. Среди наиболее эффективных и соответствующих современным требованиям выделяются формы совместной деятельности детей, родителей и педагогов. Совместная деятельность взрослых и детей – это особая система их взаимоотношений и взаимодействий. Ее сущностные признаки – наличие парт- нерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослых и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения). Степень вовлеченности родителей может быть весьма разнообразной – это во многом зависит от их желания и возможностей. Среди самых распространенных форм совместного творчества в нашем ДОУ выделяются следующие:
- студийные занятия родителей и детей. На таких занятиях родители совместно с детьми выполняют задания педагога. Это могут быть занятия по лепке, оригами, изготовлению народной игрушки, раннему развитию детей; занятия с логопедом, занятия лечебной физкультурой, танцами, плаванием и т.п. таким образом происходит знакомство взрослых не только с содержанием обучения, но и со своим ребенком: родители открывают для себя такие качества, умения, возможности собственных детей, о которых и не подозревали;
- семейные встречи. На таких вечерах-встречах – осенние посиделки, день рождения и т.п. – вместе с родителями дети отдыхают, поют, танцуют, соревнуются. Главное – увеличить время совместного пребывания детей и родителей, научить родителей прислушиваться к детям, их чувствам и запросам, создать атмосферу единства, сплоченности. Семейные встречи – пример для родителей в организации семейного досуга, его содержательном насыщении;
- вечера встреч с родителями. На этих вечерах родители, а также другие близкие ребенку люди, рассказывают, показывают, обучают умению играть в шашки, в настольные игры, спортивные и подвижные игры, пользоваться компасом, фотоаппаратом, показывают опыты и многое другое. Такие встречи сближают взрослых и детей, позволяют родителям осознать, что дети нуждаются в них, учат общаться, сотрудничать, взаимодействовать. Кроме того, ребенок видит, как его папой (мамой, бабушкой, братом) восхищаются сверстники, у него появляется чувство гордости, уверенности в том, что папа (мама, бабушка, брат) может все;
- совместные занятия детей и родителей. Это одна из наиболее эффективных форм работы с родителями. Так, например, совместные физкультурные занятия формируют у родителей основы физкультурной грамотности. Именно на таких занятиях они приобретают элементарные навыки организации двигательной деятельности ребенка, знания о физиологических особенностях детского организма, реакции на физическую нагрузку. Как показывает практика, совместные занятия способствуют гармонизации отношений детей и родителей. Позволяют ощутить радость от совместной деятельности и установить эмоционально-тактильный контакт;
- гостиные проводятся с использованием средств музыки, живописи, литературного и фольклорного материала. Их цель – психологическое раскрепощение детей и родителей, развитие их индивидуальности, личностной культуры; социальная адаптация. Система семейных гостиных позволяет ввести ребенка в удивительный мир музыка, живописи, театра. В театральных постановках и музыкальных композициях принимают участие родители, члены семьи, старшие дети. Тематика самая разнообразная: «Волшебный мир музыки», «Осень в картинах художников», «Пушкин в музыке», «Сказки А.С.Пушкина» и т.д.;
- совместная проектная деятельность. Она заключается в совместной деятельности детей, педагогов, родителей над какой-либо темой. Например: «Мы и космос», «Мой прадедушка», «День Победы» и т.п. Проектная деятельность приносит большое удовольствие и детям и родителям, становится стимулом включения в совместную деятельность с детьми и педагогами тех родителей, которые по какой-либо причине не смогли поучаствовать ранее и позволяет подключиться к работе на любом этапе. Совместная проектная деятельность способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать друг друга поближе, узнать интересы других семей, и даже подружиться семьями;
- совместные праздники и развлечения. Сюда входят досуги, праздники, развлечения, спортивные праздники, проводимые как в помещении, так и на улице. Вместе с детьми родители изготавливают атрибуты, костюмы, декорации, нестандартное оборудование и инвентарь. Предлагают свои идеи относительно организации и проведения праздника (досуга). Включенность родителей в праздники и развлечения в качестве непосредственных участников помогает педагогам ненавязчиво, без чтения лекций и нотаций учить взрослых игровому взаимодействию и общению с детьми, развивать у них направленность на понимание и принятие возрастных и индивидуальных способностей ребенка.
Опыт работы позволяет сделать вывод, что применение различных форм в работе с родителями позволяет добиться того, что родители становятся активными участниками образовательного процесса, ощущают заинтересованность педагогов и руководства ДОУ в создании благоприятных условий, заботу о воспитании детей. Так, проведенное анкетирование родителей по проблеме использования инноваций в деятельности ДОУ свидетельствует о том, что родители поддерживают инновации ДОУ, проявляют интерес к содержанию работы, выражают желание применять полученные знания, игры и разработки дома и участвовать в жизни ДОУ.
Таким образом, инновационный опыт работы нашего ДОУ ориентирует всех участников педагогического процесса на позитивное восприятие приоритетов развивающего образования в дошкольном возрасте в рамках Федеральных государственных требований современного дошкольного образования и положительно влияет на различные стороны развития ребенка.