Дорогие друзья, рады познакомить Вас с Кириенко Натальей Александровной, воспитателем МБДОУ № 68 «Ромашка» города Нижневартовск ХМАО – Югра. Наталья Александровна в своей авторской статье предлагает не сложный комплекс психогимнастики для детей. Время, с предложенными упражнениями, пройдет весело и с пользой как для родителей, так и для малышей.
Комментарий к статье от Натальи Александровны:
«Между телом и психикой человека, его сознанием существуют весьма сложные взаимосвязи. Учитывая это, физические упражнения можно использовать не только для физического совершенствования, но и для развития памяти, внимания, воли, воображения, развития творческих способностей. Психогимнастика - это специальные занятия (этюды, упражнения, игры),направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы психики ребенка. В предлагаемые комплексы включены не только игры и упражнения, развивающие память, внимание, но и такие нетрадиционные методы, как вводная медитация, спонтанный танец, релаксация. Данная статья будет интересна воспитателям ДОУ, родителям детей дошкольного возраста».
Чтение с удовольствием...
Психогимнастика для развития эмоционально-волевой сферы детей
Регулярное проведение таких упражнений позволит:
- - выработать правильное речевое дыхание, оптимизировать газообмен и кровообращение, что способствует улучшению общего самочувствия, концентрации внимания;
- - стабилизировать общий тонус организма;
- - развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- - улучшить фонематический слух;
- - формировать умение изменять модуляцию голоса;
- - повысить речевую активность;
- - оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.
УПРАЖНЕНИЯ:
«Тёплый дождь»
И.п. – руки за спину, ноги вместе
1-2 – вынести вперёд руки, хлопок
3-4 - спрятать рук
Упражнение «Красочная радуга»
И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны, ладони вверх
1- наклон туловища вправо, левую руку через голову опустить на правую руку
2 – И.п.
3-тоже в левую сторону.
Упражнение «Растения оживают»
И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища, голова опущена.
1 – поднять прямые руки перед собой вверх, посмотреть вверх, посмотреть вверх.
2 – И.п.
То же на 3-4.
Упражнение «Полет птиц».
И.п. – основная стойка, руки внизу.
1 – руки в стороны.
2 – присесть
3 – подняться
4 – и.п.
Упражнение «Звери просыпаются».
И.п. – Сидя на пятках, руки согнуты в локтях, опущены на пол, голова положена на кисти рук.
1 – приподнять голову
2 - руки выпрямить
3 – стоя на четвереньках, подтянуться вперёд, прогнуть поясницу.
Упражнения «Лёжа на траве»
И.п. – лёжа на животе, опереться на локти, подбородок держать ладонями.
1 – согнуть правую ногу, повернуть вперёд голову, посмотреть на ногу.
2 – И.п. То же в левую сторону.
Заключительная часть: возвращаемся домой, садимся в ракеты ( дети садятся по – турецки, закрыв глаза, идёт обратный счёт до 0).
«Гусята»
-
Гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили. Крыльями машут, клювы раскрывают.
И.п. - основная стойка: повороты туловища со взмахом руками (6р)
«Собачки»
-
Пёс бегает с шестом, машет в воздухе хвостом.
И.п. – упор стоя на коленях: энергичные повороты туловища со взмахом.
«Рачки»
-
Рак залез на самокат, все вперёд, а он - назад.
И.п. – стойка на руках: движение на руках и ногах назад. (2р)
«Обезьянки»
4. Лучшие качели – гибкие лианы, это с колыбели знают обезьяны.
И.п. – лёжа на животе: приподнять верхнюю часть туловища и ног, движение «лодочка». Повтор 5р, чередование 2р. с упражнением на расслабление.
«Медвежата»
5. Мишка на велосипеде мчится к финишу – к победе.
И.п. – лёжа на спине: имитация езды на велосипеде. Повтор 8-10р
«Цапля»
6. Очень трудно так стоять
Ногу на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
И.п. - стойка на одной ноге, руки стороны: держать равновесие. Повтор 3р х 30сек
«Тигрята»
-
Тигр прыгнул дальше всех.
Вот невиданный успех.
И.п. – основная стойка, руки на поясе: прыжки с продвижением вперёд. Повтор. 2р. в чередовании с ходьбой.
«Солнце и тучка»
Цель: развивать умение чередовать напряжение и расслабление мышц плечевого пояса.
За тучку солнышко зашло,
Стало зябко и свежо.
(Дети съеживаются, обнимая себя за плечи)
Солнце вышло из-за тучки,
Мы теперь расслабим ручки.
(Расправляют плечи, расслабляются).
«Игра с песком»
Цель: чередовать напряжение и расслабление мышц рук, развивать мел.
Моторику пальцев рук, правильное дыхание, снимать эмоциональное напряжение.
Песочек в руки набираем,
(Дети выполняют захватывающие движения руками (вдох)
Пальцы крепко мы сжимаем,
Чтоб песок не высыпался,
Чтоб в руках у нас остался.
(Крепко сжимают кулаки)
Пальцы разжимаем,
Песочек высыпаем.
(Медленно разжимают пальцы (вдох)
Стряхнули с рук песок.
Потряхивают руками)
Устали ручки. Ох !
(Кладут расслабленные руки на колени)
« У моря»
Цель: тренировать правильное дыхание, расширять сенсомоторный репертуар, развивать мимическую мускулатуру, умение расслаблять и напрягать мышцы лица, шеи, плеч, активизировать артикуляционную моторику, вырабатывать положительное эмоциональное состояние. (Можно сочетать с прослушиванием музыки)
В море теплая вода,
(Дети выполняют волнообразные движения руками)
Дети все пришли сюда.
(Шагают на месте)
Брызги в стороны летят,
(Выполняют движения руками вверх-вниз)
Поплескаться каждый рад,
Рад и понырять
(Кистями рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед)
И под ярким солнышком,
Присаживаются
Спокойно загорать.
(Ложатся на ковер)
Подбородок вверх подняли,
Поднимают голову, делают глубокий вдох)
Подбородок загорает.
(Делают выдох 3-5 раз).
Ротик шире открываем,
Язычок наш загорает.
(Открывают рот).
Летит жучок:-
«Укушу язычок».
(Педагог имитирует жужжание жука. Дети закрывают рот 3-4 раза)
Жучка прогнали,
Спокойно подышали.
Пчелка летела на носик села.
(Напрягают и морщат губы и нос)
Бабочки летели и на брови сели
Брови наши, как качели,
Бабочек качать хотели.
(Поднимают и опускают брови)
Все долго лежали и загорали,
Потом потянулись, и встали.
Упражнение «Хрустальная вода».
Присесть, набрать пригоршни «воды», поднять руки с «водой» вверх и вылить на себя «воду», часто подпрыгивая на месте и произнося громко и радостно продолжительный звук «и-и-и».
Игра с песком (мышцы рук)
набрать в руку воображаемый песок, сжать, «чтобы не высыпалось ни песчинки», потихоньку высыпать песок на колени. Стряхнуть последние песчинки с кистей, опустить расслабленные руки.
Повторить игру 2-3 раза.
Игра с муравьём (мышцы ног)
На пальцы залез муравей. Потянуть носки ног на себя, ноги напряжены, прямые. С силой стряхнуть муравья с пальцев ног.
Повторить игру 2-3 раза.
В уши попала вода (мышцы шеи)
Мы купались, в уши попала вода. Ритмично покачивая головой, вытряхивать воду из одного, потом из другого уха.
Повторить игру 2-3 раза
Лицо загорает (мышцы лица).
Лицо загорает – расслабить мышцы лица. Прилетела птичка – сильно сжать зубы, улетела – расслабить лицо, прилетела – прогонять губами, не открывая глаз. Принять удобную позу – спать хочется.
Повторить игру 2-3 раза.
Подвижная игра «Море волнуется».
Участники игры занимают обручи малого диаметра (каждый ребенок свой обруч, разложенные на расстоянии 1 м друг от друга. Водящий проходит между играющими, останавливается около кого-нибудь и говорит: «Море волнуется». Тот встает и идет за ним. Так все играющие по очереди уходят со своих мест. Водящий уводит детей, взявшихся за руки, как можно дальше от обручей. После слов водящего (или воспитателя) «Море спокойно! » все опускают руки и бегут занимать какой-либо обруч. Тот, кто остается без него, становится водящим. Игра повторяется 3—4 раза.
Желаем успехов в воспитании детей!!!