Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Пластилинография как способ развития мелкой моторики у детей раннего возраста
10 минут 9731 2425

Пластилинография как способ развития мелкой моторики у детей раннего возраста

SamoxvalovaРебенок узнает мир с помощью действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом познавая и свои творческие способности... Сегодня приоткроет нам мир пластилинографии Самохвалова Людмила Александровна, воспитатель МАДОУ № 85 «Колокольчик» города Великий Новгород.

Краткий комментарий к статье от Людмилы Александровны:

"В течение второго и третьего года жизни ребёнка происходит интенсивное сенсорное развитие, развитие движений, речи (пассивной и активной), претерпевает значительные изменения ориентировочно- познавательная деятельность. Ребёнок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную познавательно-творческую деятельность. Поэтому одной из основных задач является развитие интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью"

Данная статья будет интересна родителям и воспитателям ДОУ.

Полезного чтения...


Пластилинография как способ развития мелкой моторики у детей раннего возраста

В течение второго и третьего года жизни ребёнка происходит интенсивное сенсорное развитие, развитие движений, речи (пассивной и активной), претерпевает значительные изменения ориентировочно- познавательная деятельность. Ребёнок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную познавательно-творческую деятельность. Поэтому одной из основных задач является развитие интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью. В процессе изобразительной деятельности дети приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления; видеть в них общее и отличное. У них развивается внимание, усидчивость, тренируются рука и глаз. Развитие мелкой моторики, по мнению учёных, определяет развитие мышления ребёнка.

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка. (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерёв, М.В Антонова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). Формирование двигательных функций (в том числе тонких движений рук) происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренированности движений пальцев. Одним из помощников развития мелкой моторики ребёнка является пластилин.

Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объем, сделать картину выразительной и живой, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Рисование пластилиновых «картин» с детьми раннего возраста начинаем с создания коллективных композиций в сотворчестве с воспитателем. Так как у детей раннего возраста преобладает предметное мышление, в силу небогатого жизненного опыта, то и рисование идёт предметное. Постепенно мы можем расширить эти границы до несложного сюжета. Первоначальными приёмами обучения в рисовании пластилином являются: скатывание пластилиновых шариков очень небольших размеров (не более 3), их надавливание, размазывание по поверхности основы (плотный картон) для создания плоского изображения. Рисование пластилином не занимает много времени у ребёнка, требует от воспитателя подготовки основы. Например: воспитатель рисует пластилином зебру, намечает примерное расположение полосок на её туловище, дети рисуют эти полоски. Вносятся дополнения: трава, солнце и т.д. В результате получается красивая композиция. Формируя навыки надавливания и размазывания, важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Основные направления размазывания: сверху вниз, слева направо. Так же при создании пластилиновых «картин» мы используем подручные материалы для придания объёма и декоративности:

  • - колпачки фломастеров (шляпка у гусеницы);
  • - расчёски («расчесываем» хвост и гриву у лошадки);
  • - зубочистки (дорисовываем глазки, ротик)
  • - стеки (трава, листок).

Для начала воспитатель подбирает сюжет для будущей совместной работы с детьми. Нужно учесть, что в работе должны принять участие все дети и поэтому картинка должна содержать множество мелких деталей, которые будут нарисованы всеми детьми, например: еж – иголочки, дерево – листики, гусеница – бусинки и т.д. Далее изображение переносят с помощью копировальной бумаги на картон и вырезают трафарет. Его прикладывают к цветному фону (картону) и покрывают пластилином нужного цвета, трафарет аккуратно снимают с основы, где остаётся красивое ровное изображение, которое потом можно использовать. Далее на пластилиновом «рисунке» рисуют дети в сотворчестве с воспитателем. Успех каждого занятия будет зависеть от эмоциональной речи и доброжелательного тона воспитателя, а также от умения заинтересовать детей предстоящей работой.

Конспект занятия пластилинографией с детьми раннего возраста (2-3 года).

Тема: Кто к нам в гости пришёл?

Задачи:

  1. Познакомить детей с представителем мира насекомых; уточнить представление о внешнем виде гусеницы.
  2. Вызывать интерес к пластилину и желание действовать с ним; развивать чувство формы и цвета.
  3. Закреплять умение раскатывать пластилин между ладошками прямыми и круговыми движениями; надавливать и размазывать комочки пластилина.
  4. Способствовать развитию активности, инициативности и творчества.
  5. Побуждать к разговору о проделанной работе, вызывать чувство радости от достигнутых успехов и желание продолжить заниматься лепкой

Предварительная работа:

  • - наблюдение за гусеницей на прогулке;
  • - рассматривание книжных иллюстраций;
  • - чтение стихов, потешек;
  • - обыгрывание с музыкальной игрушкой «гусеницей»;
  • - изготовление пластилинового солнышка.

Материал и оборудование:

игрушка «гусеница»; картон зелёного или жёлтого цвета; пластилин чёрного, красного, жёлтого и синего цвета; мольберт с иллюстрацией гусеницы на листочке; карточка с потешкой «Гусеница – сороконожка»; основа будущей композиции «гусеницы» на картоне (размер 30х30); доски; тканевые салфетки; подручные материалы (зубочистки (глазки и ротик), стеки (трава, листок), колпачок фломастера (шляпа для гусеницы).

Ход занятия:

Вводная часть – организационный момент.

Дети свободно передвигаются по группе, подходят к мольберту, рассматривают изображение гусеницы в книжных иллюстрациях, слушают рассказ воспитателя о внешнем виде гусеницы.

Воспитатель убирает с мольберта картинки и прикрепляет трафарет - основу «гусеницы».

Педагог: Дети мы поиграем?

Педагог поёт песню «Где же наши ручки?»

(Дети выполняют движения за воспитателем).

- Раз, два, три, четыре, пять    ,                   - держать перед собой кулачки

Вышли пальчики гулять.

- Этот пальчик в лес пошёл.                       - разгибают мизинец

- Этот пальчик гриб нашёл.                   - разгибают безымянный пальчик

- Этот резал.                                                - разгибают средний пальчик

- Этот ел.                                                     - разгибают указательный пальчик

- Ну а этот – лишь глядел!                         - разгибают большой пальчик и                                                                                щекочут ладошку

Дети садятся на ковёр полукругом, педагог показывает игрушку гусеницу.

Педагог: Дети, посмотрите, кто приполз на наш листок.

Гусеница: Здравствуйте, я гусеница-сороконожка. Не прогоняйте меня, мне очень скучно.

Педагог: Ребятки, что же не так? Что случилось с гусеницей?

Дети: Нет лапок.

Педагог: А вы согласны помочь гусенице? Нарисуем лапки пластилином.

Давайте вспомним: пластилин не берём в рот, пальчики не облизываем.

Чтение потешки:

Пригласила мошка к себе сороконожку.

Та принарядилась, в гости заявилась.

Вытерла ножки о коврик у порожка

Пока вытирала, утро настало.

Гусеницу называют ещё сороконожкой, потому что у неё действительно много ножек. Ножки - это лапки. Коротенькие, тоненькие.

Физкультминутка.

Мы сидели тихо – тихо.

А теперь все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали.

Теперь пальчики сожмём,

А потом лепить пойдём.

Основная часть.

Педагог: Ребята! Давайте поможем гусенице

Дети усаживаются за рабочие столы. Воспитатель напоминает и показывает приёмы рисования пластилином:

  1. Взять небольшой комочек пластилина. Скатать шарик между ладонями. Приложить его к изображению гусеницы, слегка прижать и провести прямую линию сверху вниз.
  2. Скатать ещё один цветной шарик, расплющить его и прижать к туловищу гусеницы (украшение).
  3. Внести дополнительные детали: шляпку, глазки, ротик, травку.

Заключительная часть.

Педагог: Смотрите, какая весёлая у нас получилась «красавица - гусеница»! Теперь она может подружиться с нашей «гусеницей – игрушкой».

Им вдвоём будет веселее.

Как хорошо, что мы вместе смогли нарисовать такую замечательную картину. (Дети вместе с воспитателем рассматривают рисунок, любуются им).

Воспитатель предлагает детям послушать песенку «Вот как мы умеем» (музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Френкель).

Дети подпевают и повторяют движения за воспитателем.

Затем они помогают воспитателю собрать, вымыть и убрать на место дощечки для лепки, моют руки с мылом.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2176 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 1973 607