Дорогие друзья, рады представить Вам Родионову Ирину Александровну, воспитателя МБДОУ ЦРРДС "Гнёздышко" город Черногорск, Республика Хакасия. Ирина Александровна c удовольствием поделится с нами опытом проведения Спартианских игр для духовного и физического оздоровления детей в современном ДОУ
Краткий комментарий к статье от Ирины Александровны:
"Проведение Спартианских игр в ДОУ позволяет понизить заболеваемость детей, повышает уровень познавательного интереса к окружающему миру, способствует формированию самооценки и положительных черт характера, нравственных и волевых качеств, а так же содействует духовному и физическому оздоровлению детей, их активному участию в разнообразных формах творческой деятельности, развитию ориентации на духовно-нравственные ценности в отношениях друг с другом и взрослыми."
Здорового чтения...
Использование Спартианских игр для духовного и физического оздоровления детей в современном ДОУ
Актуальность проекта:
На современном этапе физическое воспитание дошкольника предполагает формирование не только различных умений и навыков, но и приобретение опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей и своего места, в окружающем мире. Физическое воспитание в современном ДОУ, как указывают многие исследователи, должно опираться на создание предпосылок для интегрированного развития интеллектуальных, творческих способностей средствами физической культуры. Отличительная черта физического воспитания детей дошкольного возраста – это органическая связь с умственным воспитанием. Ребенок по своей природе готов постоянно двигаться, в движении он познает мир.
Поэтому, мы пришли к выводу о необходимости организации физкультурно-оздоровительной работы через интеграцию различных образовательных областей. Поиск путей реализации данного направления работы привел к «Спартианской технологии физического и духовного оздоровления детей и молодежи» В.И. Столярова. В её основе лежит инновационный гуманистический проект "СпАрт"/"SpArt"/ . Название проекта производно от трех английских слов: "Spirituality" - духовность, "Sport" - спорт и "Art" - искусство. И как сокращение составленное из первых букв русских слов «Соревнование Поклонников Активного Разностороннего Творчества».
Подробно изучив данную технологию, было решено разработать и внедрить в практику новые средства (а в перспективе – долгосрочный проект) воспитания, образования и организации досуга детей. Данный проект назван «Использование Спартианских игр для духовного и физического оздоровления детей в современном ДОУ»
Сфера использования:
- Дошкольные учреждения любого вида;
- Учреждения дополнительного образования;
- Образовательные учреждения общего и специального образования.
- Летние и зимние пришкольные площадки.
Круг пользователей:
- Дети старшего дошкольного, младшего школьного возраста
- Педагогический коллектив дошкольного учреждения;
- Учителя по физической культуре;
- Педагоги дополнительного образования;
- Слушатели курсов повышения квалификации.
Цель проекта:
Содействие духовному и физическому оздоровлению детей, их активному участию в разнообразных формах творческой деятельности, включая спорт и художественно-эстетическое развитие, развитию ориентации на духовно-нравственные ценности в отношениях детей друг с другом и взрослыми.
Задачи:
- Формировать и развивать ориентацию на самосовершенствование, гармоничное и разностороннее развитие, активное участие и проявление способностей в разнообразных формах творческой деятельности, включая спорт и художественно-эстетическое развитие.
- Организовать увлекательный, творческий, активный досуг и общение детей и взрослых.
- Выявлять творчески одаренных детей обладающих уникальными физическими, двигательными или художественными и творческими способностями.
- Повышать оздоровительную направленность занятий, формировать и развивать у детей ориентацию на здоровый образ жизни.
- Развивать у детей спортивно-гуманистическую образованность (в первую очередь знания об олимпийском движении)
Новизна разработки проекта:
Основой проекта является Спартианская игра - инновационная игровая деятельность, организованная на интеграции спорта с искусством и другими творческими видами деятельности, которая содействует возрождению и развитию лучших черт, присущих россиянину – доброты, великодушия, милосердия, интеллектуальных и творческих способностей в сочетании с физической силой и здоровьем.
Проект соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, так как построен с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников
Ожидаемые результаты:
- Повышение интереса детей к физической культуре, подвижным играм, соревнованиям.
- Оздоровление дошкольников
- Расширение знаний и представлений детей о здоровом образе жизни, о спорте, спортивной жизни в стране, олимпийском движении, играх.
- Проявление большей активности детей в разных видах двигательной деятельности (организованной и самостоятельной).
- Воспитание положительных черт характера, нравственных и волевых качеств.
Риски проекта:
- - социальные - текучесть кадров
- - рыночные – дефицит финансовых средств.
Сроки реализации:
2 учебных года.
Условия реализации проекта:
Внедрение Спартианских игр в ДОУ требует предварительной подготовки детей и педагогов:
- выбор темы, сюжета;
- написание сценария Игр;
- подбор комплекса физических упражнений, подвижных игр и «новых игр» на социализацию детей (социо-игры);
- подготовка творческих конкурсов;
- выбор системы поощрения и определения победителей.
Подготовительная работа с детьми включает в себя комплекс следующих мероприятий:
- проведение мониторинга сформированности социальной, коммуникативной, интеллектуальной компетентности и компетентности в плане физического развития детей.
- организация деятельности (на основе результатов мониторинга) по формированию знаний и умений, связанных с физической культурой, художественно-эстетическим развитием, которые необходимы для успешного выступления в различных соревнованиях и конкурсах, включенных в программу Игр.
Содержание работы:
Разрабатывается комплекс мероприятий по подготовке к каждой Спартианской игре.
№ п\п |
Спартианская игра « По дорогам сказок» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) |
|||
|
Непосредственно образовательная деятельность |
Совместная деятельность взрослого и детей |
Взаимодействие с семьями воспитанников |
Ответственные |
1
2
3
4
|
«Солнце русской поэзии». Знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина
Интегрированное занятие «Путешествие в мир оперы «Сказка о царе Салтане»
Игра-викторина «Узнай сказку»
Игровое занятие с использованием фольклора |
Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке» беседа. Рисование «Рыбка рассердилась» (море спокойное, неспокойное, бурное). Танец «Золотых рыбок», «Аквариум» К.Сен-Санса из цикла «Карнавал животных»
Прослушивание аудиозаписи «Сказка о царе Салтане…» Игра «Узнай к какой сказке нарисована эта картинка?», вальс «Лебедушка»
Коллективная работа настенное панно «Русский терем» «Богатырский перепляс», хороводы: «Земелюшка – чернозем», «Со вьюном я хожу»
"Богатырские весёлые старты" |
Выставка рисунков и поделок «Золотая рыбка»
Изготовление коллажа «Мы богатыри»
Оформление книжной выставки по произведениям А.С.Пушкина «Мои любимые сказки»
Изготовление атрибутов к народным играм |
Воспитатели
Хореограф
Муз.руководитель, воспитатели
Хореограф
Муз.руководитель, воспитатели, хореограф
Физиструктор, воспитатели |
Специфика Спартианских игр состоит в том, что включаемые в их программу соревнования и конкурсы должны позволять сравнить и оценить разносторонность развития участников, а в идеале – такие их качества и способности, которые характеризуют целостное (гармоничное и всестороннее, универсальное развитие) личности.
Комплекс используемых для этой цели соревнований и конкурсов называется «Спартианский агон» (агон по-гречески – борьба, состязание, турнир).
Авторы предлагают несколько моделей спартианского агона, когда его программа строится на основе некоторых видов творческой деятельности:
- «Спарт – двоеборье»: Спорт + Искусство (спортивные соревнования + художественные конкурсы);
- «Спарт – троеборье»: Спорт + Искусство + Туризм (спортивные соревнования + художественные конкурсы + соревнования и конкурсы по туризму);
Для включения в программу Спартианских игр рекомендуются указанные ниже соревнования «СПАРТ».
Программа Игр может включать личные и командные или только личные (командные) соревнования. Для полной реализации основных целей и задач Спартианских игр в их программу включают и такие игры, в которых отсутствует разделение участников на победителей и побежденных, основной акцент смещается с результата на сам процесс игры, юмор, творчество и т.д. Для этих целей, в частности, могут быть использованы «новые игры» (социо-игры). Они направлены на творческое начало, шутку, радость. Эти игры содействуют выработке навыков положительного социального взаимодействия, общения, участию и вниманию к другим, заботе о них сотрудничеству.Создаваемая в ходе игр атмосфера сплоченности, доверия, отсутствия разделения на победителей и побежденных, а также страха поражения и отверженности, устраняют причины отрицательных эмоций, сопутствующих традиционным спортивным соревнованиям.
Завершением Игр должен быть спартианский финал – церемония награждения победителей и закрытия Игр.
Одна из наиболее важных и, вместе с тем, сложных методических проблем – оценка выступлений участников, определения тех из них, кто заслуживает поощрения, и выбор формы поощрения.
Выявление победителей осуществляется в несколько этапов.
Первый этап.
Сначала должны быть оценены выступления участников в отдельных соревнованиях и конкурсах. Для этого используется небольшое число качественных оценок («наивысшая», «очень высокая», «высокая», «низкая»).
Прежде всего должна быть дана оценка поведению участников. Учет духовно-нравственных и эстетических аспектов поведения участников при оценке их выступления в соревновании и определении победителей – одна из наиболее важных особенностей Спартианских игр
Второй этап.
С учетом оценок, полученных участниками за выступление в различных состязаниях, должны быть оценены спортивная и художественная сторона их выступления.
При этом определяются:
- спартионики – участники, которые за все свои выступления имеют высокие оценки и которые в честном и благородном соперничестве с друзьями продемонстрировали спартианское поведение, способности в области спорта и искусства, гармонию физического и духовного развития;
- призеры спартианского соревнования: золотые – получившие за свое выступление в этом соревновании оценку «наивысшая», серебряные – получившие оценку «очень высокая», и бронзовые – получившие оценку «высокая».
Третий этап.
Целесообразно выявлять и поощрять достижения участников по таким показателям, как творчество, юмор, активность, физическая культура, спортивное мастерство, эстетическая культура, знания, внешний вид, симпатии зрителей и др.
Указанная выше система определения и поощрения победителей на Спартианских играх не только стимулирует высоконравственное поведение их участников, но вместе с тем создает условии для того, чтобы практически каждый из них получил определенную награду, причем не просто за участие в играх, а за какие-то свои достижения.
Таким образом, Спартианские игры уникальны по своей программе, системе определения победителей, составу участников и т.д. На этих играх спорт гармонично сочетается с искусством и всемерно поощряется поведение участников в соответствии с критериями духовности, нравственности и красоты.
Результативность работы по проекту:
- Снижение заболеваемости дошкольников на 4%
- Увеличение самостоятельной двигательной активности детей на 15%
- Повышение уровня познавательного развития детей на 15%
- Повышение интереса детей к спортивному ориентированию
- Улучшение психологического микроклимата в группе (отсутствие «изолированных» детей)
Перспектива развития проекта:
Поиск единомышленников среди педагогов города позволит проводить Спартианские игры воспитанников между ДОУ, что позволит организовать Спартианское движение в городе Черногорске.