Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Использование Спартианских игр для духовного и физического оздоровления детей в современном ДОУ
15 минут 9007 2089

Использование Спартианских игр для духовного и физического оздоровления детей в современном ДОУ

rodionovaДорогие друзья, рады представить Вам Родионову Ирину Александровну, воспитателя МБДОУ ЦРРДС "Гнёздышко" город Черногорск, Республика Хакасия. Ирина Александровна c удовольствием поделится с нами опытом проведения Спартианских игр для духовного и физического оздоровления детей в современном ДОУ 

Краткий комментарий к статье от Ирины Александровны:

"Проведение Спартианских игр в ДОУ позволяет понизить заболеваемость детей, повышает уровень познавательного интереса к окружающему миру, способствует формированию самооценки и положительных черт характера, нравственных и волевых качеств, а так же содействует духовному и физическому оздоровлению детей, их активному участию в разнообразных формах творческой деятельности, развитию ориентации на духовно-нравственные ценности в отношениях друг с другом и взрослыми."

Здорового чтения...


Использование Спартианских игр для духовного и физического оздоровления детей в современном ДОУ

Скачать "Зимние забавы"

Актуальность проекта:

На современном этапе физическое воспитание дошкольника предполагает формирование не только различных умений и навыков, но и приобретение опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей и своего места, в окружающем мире. Физическое воспитание в современном ДОУ, как указывают многие исследователи, должно опираться на создание предпосылок для интегрированного развития интеллектуальных, творческих способностей средствами физической культуры. Отличительная черта физического воспитания детей дошкольного возраста – это органическая связь с умственным воспитанием. Ребенок по своей природе готов постоянно двигаться, в движении он познает мир.

Поэтому, мы пришли к выводу о необходимости организации физкультурно-оздоровительной работы через интеграцию различных образовательных областей. Поиск путей реализации данного направления работы привел к «Спартианской технологии физического и духовного оздоровления детей и молодежи» В.И. Столярова. В её основе лежит инновационный гуманистический проект "СпАрт"/"SpArt"/ . Название проекта производно от трех английских слов: "Spirituality" - духовность, "Sport" - спорт и "Art" - искусство. И как сокращение составленное из первых букв русских слов «Соревнование Поклонников Активного Разностороннего Творчества».

Подробно изучив данную технологию, было решено разработать и внедрить в практику новые средства (а в перспективе – долгосрочный проект) воспитания, образования и организации досуга детей. Данный проект назван «Использование Спартианских игр для духовного и физического оздоровления детей в современном ДОУ»

Сфера использования:

  • Дошкольные учреждения любого вида;
  • Учреждения дополнительного образования;
  • Образовательные учреждения общего и специального образования.
  • Летние и зимние пришкольные площадки.

Круг пользователей:

  • Дети старшего дошкольного, младшего школьного возраста
  • Педагогический коллектив дошкольного учреждения;
  • Учителя по физической культуре;
  • Педагоги дополнительного образования;
  • Слушатели курсов повышения квалификации.

Цель проекта:

Содействие духовному и физическому оздоровлению детей, их активному участию в разнообразных формах творческой деятельности, включая спорт и художественно-эстетическое развитие, развитию ориентации на духовно-нравственные ценности в отношениях детей друг с другом и взрослыми.

Задачи:

  • Формировать и развивать ориентацию на самосовершенствование, гармоничное и разностороннее развитие, активное участие и проявление способностей в разнообразных формах творческой деятельности, включая спорт и художественно-эстетическое развитие.
  • Организовать увлекательный, творческий, активный досуг и общение детей и взрослых.
  • Выявлять творчески одаренных детей обладающих уникальными физическими, двигательными или художественными и творческими способностями.
  • Повышать оздоровительную направленность занятий, формировать и развивать у детей ориентацию на здоровый образ жизни.
  • Развивать у детей спортивно-гуманистическую образованность (в первую очередь знания об олимпийском движении)

Новизна разработки проекта:

Основой проекта является Спартианская игра - инновационная игровая деятельность, организованная на интеграции спорта с искусством и другими творческими видами деятельности, которая содействует возрождению и развитию лучших черт, присущих россиянину – доброты, великодушия, милосердия, интеллектуальных и творческих способностей в сочетании с физической силой и здоровьем.

Проект соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, так как построен с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников

Ожидаемые результаты:

  • Повышение интереса детей к физической культуре, подвижным играм, соревнованиям.
  • Оздоровление дошкольников
  • Расширение знаний и представлений детей о здоровом образе жизни, о спорте, спортивной жизни в стране, олимпийском движении, играх.
  • Проявление большей активности детей в разных видах двигательной деятельности (организованной и самостоятельной).
  • Воспитание положительных черт характера, нравственных и волевых качеств.

Риски проекта:

  • - социальные - текучесть кадров
  • - рыночные – дефицит финансовых средств.

Сроки реализации:

2 учебных года.

Условия реализации проекта:

Внедрение Спартианских игр в ДОУ требует предварительной подготовки детей и педагогов:

- выбор темы, сюжета;

- написание сценария Игр;

- подбор комплекса физических упражнений, подвижных игр и «новых игр» на социализацию детей (социо-игры);

- подготовка творческих конкурсов;

- выбор системы поощрения и определения победителей.

Подготовительная работа с детьми включает в себя комплекс следующих мероприятий:

- проведение мониторинга сформированности социальной, коммуникативной, интеллектуальной компетентности и компетентности в плане физического развития детей.

- организация деятельности (на основе результатов мониторинга) по формированию знаний и умений, связанных с физической культурой, художественно-эстетическим развитием, которые необходимы для успешного выступления в различных соревнованиях и конкурсах, включенных в программу Игр.

Содержание работы:

Разрабатывается комплекс мероприятий по подготовке к каждой Спартианской игре.

№ п\п

Спартианская игра « По дорогам сказок» (по мотивам сказок А.С. Пушкина)

Непосредственно образовательная деятельность

Совместная деятельность взрослого и детей

Взаимодействие с семьями воспитанников

Ответственные

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

«Солнце русской поэзии». Знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина

 

 

 

 

 

 

Интегрированное занятие «Путешествие в мир оперы «Сказка о царе Салтане»

 

 

Игра-викторина «Узнай сказку»

 

 

 

 

 

 

Игровое занятие с использованием фольклора

Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке» беседа.

Рисование «Рыбка рассердилась» (море спокойное, неспокойное, бурное).

Танец «Золотых рыбок», «Аквариум» К.Сен-Санса из цикла «Карнавал животных»

 

Прослушивание аудиозаписи «Сказка о царе Салтане…»

Игра «Узнай к какой сказке нарисована эта картинка?»,

вальс «Лебедушка»

 

Коллективная работа настенное панно «Русский терем»

«Богатырский перепляс», хороводы: «Земелюшка – чернозем», «Со вьюном я хожу»

 

"Богатырские весёлые старты"

Выставка рисунков и поделок «Золотая рыбка»

 

 

 

 

 

 

 

 

Изготовление коллажа «Мы богатыри»

 

 

 

 

 

 

Оформление книжной выставки по произведениям А.С.Пушкина «Мои любимые сказки»

 

 

 

Изготовление атрибутов к народным играм

Воспитатели

 

 

 

 

 

Хореограф

 

 

 

 

Муз.руководитель,

воспитатели

 

 

 

 

Хореограф

 

Муз.руководитель,

воспитатели,

хореограф

 

 

 

 

 

Физиструктор,

воспитатели

Специфика Спартианских игр состоит в том, что включаемые в их программу соревнования и конкурсы должны позволять сравнить и оценить разносторонность развития участников, а в идеале – такие их качества и способности, которые характеризуют целостное (гармоничное и всестороннее, универсальное развитие) личности.

Комплекс используемых для этой цели соревнований и конкурсов называется «Спартианский агон» (агон по-гречески – борьба, состязание, турнир).

Авторы предлагают несколько моделей спартианского агона, когда его программа строится на основе некоторых видов творческой деятельности:

- «Спарт – двоеборье»: Спорт + Искусство (спортивные соревнования + художественные конкурсы);

- «Спарт – троеборье»: Спорт + Искусство + Туризм (спортивные соревнования + художественные конкурсы + соревнования и конкурсы по туризму);

Для включения в программу Спартианских игр рекомендуются указанные ниже соревнования «СПАРТ».

Программа Игр может включать личные и командные или только личные (командные) соревнования. Для полной реализации основных целей и задач Спартианских игр в их программу включают и такие игры, в которых отсутствует разделение участников на победителей и побежденных, основной акцент смещается с результата на сам процесс игры, юмор, творчество и т.д. Для этих целей, в частности, могут быть использованы «новые игры» (социо-игры). Они направлены на творческое начало, шутку, радость. Эти игры содействуют выработке навыков положительного социального взаимодействия, общения, участию и вниманию к другим, заботе о них сотрудничеству.

Создаваемая в ходе игр атмосфера сплоченности, доверия, отсутствия разделения на победителей и побежденных, а также страха поражения и отверженности, устраняют причины отрицательных эмоций, сопутствующих традиционным спортивным соревнованиям.

Завершением Игр должен быть спартианский финал – церемония награждения победителей и закрытия Игр.

Одна из наиболее важных и, вместе с тем, сложных методических проблем – оценка выступлений участников, определения тех из них, кто заслуживает поощрения, и выбор формы поощрения.

Выявление победителей осуществляется в несколько этапов.

Первый этап.

Сначала должны быть оценены выступления участников в отдельных соревнованиях и конкурсах. Для этого используется небольшое число качественных оценок («наивысшая», «очень высокая», «высокая», «низкая»).

Прежде всего должна быть дана оценка поведению участников. Учет духовно-нравственных и эстетических аспектов поведения участников при оценке их выступления в соревновании и определении победителей – одна из наиболее важных особенностей Спартианских игр

Второй этап.

С учетом оценок, полученных участниками за выступление в различных состязаниях, должны быть оценены спортивная и художественная сторона их выступления.

При этом определяются:

- спартионики – участники, которые за все свои выступления имеют высокие оценки и которые в честном и благородном соперничестве с друзьями продемонстрировали спартианское поведение, способности в области спорта и искусства, гармонию физического и духовного развития;

- призеры спартианского соревнования: золотые – получившие за свое выступление в этом соревновании оценку «наивысшая», серебряные – получившие оценку «очень высокая», и бронзовые – получившие оценку «высокая».

Третий этап.

Целесообразно выявлять и поощрять достижения участников по таким показателям, как творчество, юмор, активность, физическая культура, спортивное мастерство, эстетическая культура, знания, внешний вид, симпатии зрителей и др.

Указанная выше система определения и поощрения победителей на Спартианских играх не только стимулирует высоконравственное поведение их участников, но вместе с тем создает условии для того, чтобы практически каждый из них получил определенную награду, причем не просто за участие в играх, а за какие-то свои достижения.

Таким образом, Спартианские игры уникальны по своей программе, системе определения победителей, составу участников и т.д. На этих играх спорт гармонично сочетается с искусством и всемерно поощряется поведение участников в соответствии с критериями духовности, нравственности и красоты.

Результативность работы по проекту:

  • Снижение заболеваемости дошкольников на 4%
  • Увеличение самостоятельной двигательной активности детей на 15%
  • Повышение уровня познавательного развития детей на 15%
  • Повышение интереса детей к спортивному ориентированию
  • Улучшение психологического микроклимата в группе (отсутствие «изолированных» детей)

Перспектива развития проекта:

Поиск единомышленников среди педагогов города позволит проводить Спартианские игры воспитанников между ДОУ, что позволит организовать Спартианское движение в городе Черногорске.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2132 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6541 677