Дорогие друзья, рады представить Вам Коробову Галину Николаевну, музыкального руководителя МБДОУ ЦРРДС "Гнёздышко" города Черногорск, Республики Хакасия. Галина Николаевна поделится с нами опытом своей работы в области музыкального воспитания на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия. Эта модель общения помогает формировать у детей умения и навыки, которые они могут применять в самостоятельной деятельности.
Краткий комментарий к статье от Галины Николаевны:
"Наш детский сад «Гнёздышко» работает по программе «Истоки». В основе этой программы лежит развитие системы музыкальности детей, становление видов музыкальной деятельности. С использованием музыкально-дидактических игр мои занятия стали намного интереснее. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку."
Интересного чтения...
Наш детский сад «Гнёздышко» работает по программе «Истоки». В основе этой программы лежит развитие системы музыкальности детей, становление видов музыкальной деятельности.
Особенность работы нашего детского сада заключается в том, что музыкальное воспитание осуществляется на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия. Эта модель общения помогает формировать у детей умения и навыки, которые они могут применять в самостоятельной деятельности. Как известно, ведущей деятельностью дошкольников является игра, так как именно этот вид деятельности способствует привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе малоактивных. В своей работе я решила широко использовать музыкально - дидактические игры, которые выполняют ведущую роль в развитии музыкально-творческих способностей детей. Основное назначение применяемых мною игр- в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты.
Музыкально - дидактические игры объединяют все разделы музыкального воспитания: пения, слушание, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах. Ценность этих игр в том ,что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желания участвовать в них.
С использованием музыкально-дидактических игр мои занятия стали намного интереснее.
В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
С помощью игр у детей развивается звуковысотное восприятие, чувство ритма ,гармонический слух, чувство лада. В повседневной и самостоятельной деятельности детей музыкально- дидактические игры закрепляют знания , полученных на музыкальных занятиях: ребята поют, слушают музыку, играют на музыкальных инструментах, выполняют ритмические движения.
Кроме того у них формируется такие черты характера, как творческая активность, внимание, инициативность, самостоятельность, развивается память и музыкальный вкус.
Музыкально-дидактические игры помогают мне решить задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания, поставленные программой « Истоки». Они делятся на сюжетно- ролевые, настольные и подвижные. Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука: высоты, динамики, ритма. Мною были изготовлены и красочно оформлены музыкально - дидактические игры с учётом развития музыкальных способностей для младшего и старшего дошкольного возраста.
Младший дошкольный возраст
- -игры для развития звуковысотного слуха: « Где мои детки?», «Чудесный мешочек», « Музыкальные птенчики», «Курица и цыплята», «Кто в домике живёт?» и др;
- -игры для развития чувства ритма: « Прогулка», «Что делают дети», « Зайцы» и др;
- -игры для развития тембрового слуха: « Нам игрушки принесли», «Колпачки», «Наш оркестр» и другие.
Старший дошкольный возраст
- -игры для развития диатонического слуха: «Громко - тихо запоём» , «Колобок», «Найди щенка» и др.;
- -для развития памяти и слуха: « Сколько нас поёт», « Цветик – семицветик», « Слушаем музыку», « Наши песни», « Что делают в домике», и др.
- -игры для развития чувства ритма: « Учитесь танцевать», «Определи по ритму» , «Наше путешествие», «Сделай , как я», и др.;
- - игры на развитие звуковысотного слуха: « Музыкальное окошко», «Угадай колокольчик», «Три поросёнка», «Подумай и отгадай», и др.;
- -игры для развития детского творчества: «Музыкальный телефон», « Весёлый маятник», «Музыкальный магазин», «Наши любимые пластинки», и др.
Для того чтобы игра проходила весело, интересно и в хорошем темпе, существует 4 этапа освоения музыкально-дидактических игр.
На первом этапе происходит первоначальное знакомство с произведением, составляющим основу игры.
На втором этапе дети в совместной деятельности знакомятся с внешним видом игры, её содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями, параллельно идёт усвоение музыкально - сенсорных навыков и умений , необходимых для игры.
На третьем этапе осуществляется перенос игровых действий, умений и навыков в самостоятельную деятельность, для дальнейшего совершенствования.
На четвёртом этапе дети самостоятельно используют настольные музыкально-дидактические игры.
С первых занятий в младшей группе большое внимание я уделяю различию звуков по высоте, длительности, динамике. С этой целью, каждая попевка обыгрывается игрушками с использованием дидактической игры « Музыкальная лесенка. Дети постепенно привыкают к заданиям и охотно их выполняют. Очень интересно проходит игра с куклой. В начале игры дети слушают плясовую мелодию «Ах вы сени», под которую кукла танцует в руках у воспитателя, а в конце игры звучит колыбельная, под которую воспитатель укладывает куклу спать. Главная цель этой игры - научить детей различать два разных произведения по ритму и темпу, а так же найти соотношение музыки и действия куклы. Так в игровой форме я направляю детей к творческой музыкальной деятельности, ставлю перед ними различные задачи, постепенно их усложняя.
Подготавливая детей к песенному творчеству, я использую макет телевизора, где показываю картинку петушка и пою первую часть песни « Петушок, петушок-золотой гребешок», затем прошу детей индивидуально допеть песню до конца, наблюдая за чистотой интонирования.
В старшем возрасте задания усложняются, прошу детей придумать свою мелодию на слова: «Зайка, зайка, где ты был? С серым волком в лес ходил» Дети стараются сохранить ритмический рисунок первой фразы. Дети старшей группы очень любят дидактические игры «Узнай по голосу», «Угадай, на чём играю». Эти игры развивают не только тембровый слух детей, но и представляют широкие возможности творческой инициативы, поскольку в игре на детских музыкальных инструментах дети на следующем занятии придумывают более сложный ритмический рисунок, с каждым занятием повышается активность детей. Варианты музыкально- дидактических игр для старшего возраста различны. Дети с удовольствием играют на музыкальных инструментах, угадывают композитора, подбирают иллюстрации к песням.
Наблюдая за детьми, я заметила, что если игра хорошо организована и интересна детям, то в группе она повторяется в том же составе. Музыкально - дидактические игры проводятся с разным по численности составом детей. Практика показала, чем больше я доверяю детям, тем отзывчивее, добросовестнее они относятся к порученному делу. Они лучше проявляют себя в часы досуга, становятся более активными на музыкальных занятиях. И так проведение музыкально - дидактических игр даёт возможность перейти от простейших творческих заданий к более сложным, в зависимости от степени подготовленности ребёнка и его творческих возможностей.