Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Аджигайтарова Гульфия Янболгановна, воспитатель МБОУ НШ-ДС № 37 города Сургута в своей статье предлагает познакомиться с важной ролью творческой игры в мире детей. Ведь значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных творческих игр. Данная статья будет интересна воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Увлекательного чтения...
РОЛЬ ТВОРЧЕСКОЙ ИГРЫ В ЗНАКОМСТВЕ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Чтобы решить вопросы о роли творческой игры в знакомстве детей с окружающим миром, необходимо рассмотреть игру во взаимодействии со всей воспитательной работой, с содержанием занятий, показать, как возникает и развивается игра.
Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и деятельности взрослых, стремление подражать ей.
Игра наиболее доступный для него вид деятельности, в процессе который ребёнок входит в окружающий мир, знакомится с ним. Потребность выражать в игре свои впечатления и переживания составляет характерную особенность дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте наибольшего развития достигают творческие игры, в которых изображаются различные события жизни, разыгрываются роли. Игры детей этого возраста под влиянием взрослых, под воздействием воспитания становятся всё более сложными и многообразными. Путь развития игры в основном заключается в следующем: жизнь отражается в игре всё полнее и реальнее, содержание игр расширяется и углубляется, мысли и чувства, выраженные в игре, становятся более осознанными, глубокими, фантазия делается богаче, средства изображения - разнообразие, развивается согласованность действий, обдуманность.
Изучение развития игры в дошкольном возрасте ярко обнаруживает её основную особенность: игра затрагивает все стороны личности ребёнка, в ней живо работает мысль, она богата эмоциями, требует активной деятельности, волевых усилий. В увлекательной игре, захватывающей ребёнка, воспитатель имеет возможность развивать активную работу мысли и воображения. Когда же детей принуждают играть "для закрепления впечатлений", потому что этого требует план воспитателя, игра не получается, она сводится к бледному копированию жизни. Односторонний подход к игре лишь как к познавательной деятельности в узком смысле этого слова снижает, искажает значение игры.
В детских играх отражаются впечатления от жизни - как постоянно повторяющиеся, так и необычные, отличающиеся большой силой. Игра возникает только в том случае, когда у ребёнка есть яркие, конкретные представления. Но этого недостаточно. Чтобы возникла игра, необходима заинтересованность, тема игры должна затрагивать эмоции ребёнка. Во всех детских садах наблюдаются игры в "семью", "детский сад", и всегда в этих играх изображаются не только события жизни, но и отношение ребёнка к ним, его чувства, переживания. Чем старше и развитее дети, тем полнее и конкретнее представления и тем глубже, осознание их чувства. Дети обычно выбирают роли, привлекательные для них, они хотят изображать людей, к которым чувствуют любовь и уважение. По дневникам наблюдений за отдельными детьми видно, что у ребёнка в каждый период есть любимая игра, любимая роль. На время он может отойти от этой игры, потом снова к ней возвращается. Воспитатель, руководя игрой, заботится о том, чтобы каждый ребёнок находил себе активную, интересную роль, умел исполнять и главные, и второстепенные роли.
Под влиянием воспитания содержание игры в дошкольном возрасте делается более богатым и разнообразным, меняется также характер игрового подражания, оно становится всё более сознательным, творческим. В младшем дошкольном возрасте дети подражают отдельным действиям окружающих людей, передают некоторые наиболее понятные им проявления чувства (мама любит дочку и заботится о ней).
В старшем дошкольном возрасте дети стремятся передать характерные черты изображаемого человека, его переживания. Сюжет игры становится более связанным, стройным, развивается способность обдумывать свои действия, договориться о них.
Творчество - результат воспитания, а не врождённый дар, свойственный дошкольному возрасту, как утверждают идеалистические теории игры. Воспитания творчества в игре мы понимаем как развитие у детей инициативы, активности, творческой фантазии, умения придумать игру, осуществить задуманное. Творчество нельзя противопоставлять подражанию. Ведь сущность игры - отражение действительности, подражании взрослым. Если мы обогащаем ребёнка впечатлениями от окружающей жизни, то его воображение развивается, он лучше, полнее, правильнее подражать деятельности взрослых.
Игровое творчество, прежде всего, проявляется в развитии целенаправленности, при этом особенно видно влияние воспитательной работы.
Мы выдвигаем одной из задач в руководстве игрой в воспитание у детей умение ставить в игре цель и достигать её.
Маленький ребёнок в начале не имеет ясной цели инры. Его действия определяются игрушкой, подражанием другим детям. Он выбирает не тему игры, а роль, которая часто меняется. По мере развития ребёнка в его игре всё заметнее делается замысел, способность до начала игры решать, во что играть. Воспитатель влияет на развитие целенаправленности тем , что поощряет ребёнка в осуществлении задуманного, в преодолении трудностей, в проявлении умственного и рабочего усилия. Один из примеров, которым пользуется при этом воспитатель, - совет ребёнку подумать, во что интереснее играть, сговорится с товарищами.
Опыт показывает, что этим примером можно пользоваться, когда нужно дать детям понять, как разнообразны, могут быть игры. Однако было бы большой ошибкой, если бы воспитатель каждый раз требовал от ребёнка, чтобы он заранее определял, во что он будет играть, что будет делать. Ведь игры детей чрезвычайно многообразны, в них много выдумки, по ходу игры возникают новые ассоциации, которые могут изменить направление игры.
Отражение жизни в игре - повторение впечатлений в разных сочетаниях, установленные связи прежних знаний с новыми. Богатство этих сочетаний зависит от того, как воспитатель направляет игру, как руководит ею. Успех руководства игрой, осуществление в игре воспитательных задач в значительной степени зависят от того, как удаётся воспитателю включать в игру новое, полезное для развития ребёнка.
При правильном руководстве дети уже в младшей группе начинают объединять в игре различные впечатления.
Во многих играх детей старшего дошкольного возраста отражается содержание сказок и рассказов. Когда они играют в "театр", то точно передают сюжет сказки; они понимают, что в театре требуется точная передача. В обычной же игре чаще комбинируют содержание книги с жизненными впечатлениями, иногда комбинируют содержание нескольких книг. Дети полно и правильно переделали рассказ Винокурова "Сквозь буран", но добавили эпизод, взятый из другого рассказа: у летчика, который через буран вёз заболевшего рабочего, кончился бензин, он сообщил об этом по радио, и начальник послал ему помощь. Эти же дети любили играть в "медвежат" (по рассказу Черушина), но брали из этого рассказа лишь образы животных, некоторые эпизоды, а в основном содержание игры придумывали сами. Интересно, что в этой игре работали "монтёры": проводили радио и телефон.
Отражение жизни в игре влияет на всестороннее развитие; ребёнок много раз повторяет то, что видел и слышал, благодаря этому его знания становятся более прочными, стойкими. Но этим далеко не исчерпывается значение игры для ознакомления с миром. В игре знания принимаются на практике и используются в зависимости от содержания игры. Это помогает ребёнку уяснить связи и отношения между явлениями жизни; в игре он думает об изображаемом, его представления становятся более отчётливыми, чувства - более сильными и глубокими.
Игра - важный, но не единственный способ отражения впечатлений, усвоение знаний. Не во всё можно играть; например, наблюдение природы чаще отражается в рисунке, лепке. Кроме того, содержание игр складывается из взаимодействий разнообразных влияний: впечатлений, полученных в семье, детском саду, на улице, из рассказов и сказок.
Нецелесообразно добивается того, чтобы все дети играли в одни и те же игры. Один ребёнок изображает врача, другой инженера, третий капитана.
Взаимодействие между игрой и занятиями заключается и в том, что в игре под влиянием педагога воспитываются интересы детей к окружающему, стремление к приобретению знаний.
Такая же связь и взаимодействие существуют между игрой и воспитательной работой в целом в игре отражаются результаты воспитания моральных качеств, культурных привычек и навыков, в тоже время в игре они развиваются.
На развитие игры влияют не только содержание занятий, но и полученные на занятиях умения и навыки. Чтобы выполнить задуманное, ребёнок должен уметь строить, находить нужные вещи, самостоятельно их мастерить.
Существуют тесная связь между развитием содержания игры и развития конструирования. Чем богаче и сложнее сюжет игры, тем больше детям нужно различных предметов, построек. С другой стороны, сооружения построек, изготовление игрушек повышает умственную активность, содействует более глубокому знакомству с миром.
В большинстве случаев конструирование составляет часть игры. Ребёнок берёт на себя роль шофера, машиниста, директора магазина и сооружает постройку, нужную для исполнения этой роли.
В детской игре особенно ярка проявляется возрастающая роль слова и связи с развитием мышления и воображения. Слово сопровождает каждую игру. Вначале, на втором и третьем году жизни, ребёнок словами обозначает свои действия, предметы, с которыми играет благодаря этому уясняются представления детей, новые слова входят в лексикон. И на всём протяжении дошкольного возраста в игре дети упражняются в пользовании новыми словами. Например, в игре в "железную дорогу" дети много раз, в разных комбинациях употребляли недавно услышанные ими на экскурсии слова: "станция", "платформа", "рельсы", "шпалы", "проводник", "пассажиры". Эти слова вошли в активный словарь детей, их представления стали более ясными и точными.
По мере развития игры слово становится важным средством создания образа, разыгрывания роли. Дети подражают не только действия мамы, учителя, врача, но их словам, манере говорить. Следовательно, игра даёт много поводов для упражнения связной, выразительной речи.
С развитием содержания игры усложняются, становятся разнообразными и способы выражения задуманного. Игра объединяет разные виды деятельности - изобразительную (конструирование), составление рассказов.
Игра служит средством всестороннего развития, и в тоже время в ней видны результаты воспитательной работы. Содержательная жизнь детей в детском саду, целенаправленность воспитателя помогают находить правильные пути и средства руководства играми.
Воспитатель влияет на игру через всю воспитательную работу, через занятия. Наблюдение , чтение, рассказывание дают игре содержание. Навыки, умения, моральные привычки, правила поведения находят в игре применение и дальнейшее развитие.
Но, кроме того, требуется и непосредственное руководство игрой. В игре, как и в педагогической работе, нельзя отделить познавательный процесс от формирования личности ребёнка в целом. Именно на основе знакомства с окружающим происходит развитие всех сторон личности ребёнка.
В тоже время воспитатель должен развивать у детей творческую фантазию. Творческое воспроизведение жизни связано с сильными эмоциями , переживаниями ребёнка, и потому оно оказывает большее влияние на его умственное и нравственное развитие.