Дорогие друзья, рады представить Вам Федорищеву Наталью Васильевну, педагога-организатора МБОУ ДОД «Дом детского творчества Новооскольского района Белгородской области». Наталья Васильевна предлагает нам познакомиться с использованием в образовательном процессе современных информационно-коммуникативных технологий педагогами дополнительного образования. Данная статья будет полезна методиста, педагогам-организаторам и педагогам дополнительного образования учреждений дополнительного образования.
Комментарий к статье от Натальи Васильевны:
"Современный процесс получения образования невозможен без применения информационных, коммуникационных технологий. В настоящее время информационные технологии применяются не только при получении основного образования, но происходит внедрение ИКТ в дополнительное образование. Применение компьютеров в процессе обучения способствует развитию информационных образовательных технологий. Использование которых повышает качество обучения, предоставляет новые средства в воспитательном процессе. В статье описывается опыт использования ИКТ в деятельности педагогов дополнительного образования нашего Дома детского творчества."
Интересного чтения...
В настоящее время концепция внедрения информационно-коммуникативных технологий все активнее проникает в различные сферы жизнедеятельности человека, особенно в информационную деятельность, к которой относится образование. Не исключением стала и система дополнительного образования. Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
Образовательная деятельность Новооскольского районного Дома детского творчества ведется по 5 направлениям:
- - художественно-эстетическое;
- - туристско-краеведческое;
- - физкультурно-спортивное;
- - военно-патриотическое;
- - социально-педагогическое.
В 76-х творческих объединениях, созданных на базе нашего образовательного учреждения, занимаются 1030 воспитанников. Мы сотрудничаем с 17-ю образовательными учреждениями города и района, с учреждениями культуры.
Современное общество предъявляет к системе дополнительного образования вообще и к педагогам в частности новые требовании к качеству образования. Одним из условий эффективной подготовки обучающихся является применение информационных коммуникативных технологий, позволяющих открывать возможности совершенно новых методов преподавания и обучения, повышать эффективность занятий и мотивации обучения воспитанников, разнообразить работу с обучающими.
Используя в образовательном процессе информационно-коммуникативных технологий, педагоги ДДТ ставят перед собой следующие задачи:
- - поиск, апробация и применение электронных образовательных программ;
- - организация проектной деятельности с использованием ИКТ;
- - участие в семинарах и конференциях по проблеме применения ИКТ в образовательном процессе.
Мы считаем, что главным условием успешного использования ИКТ в образовании является готовность педагогов к переменам. Без профессионального развития педагогов в области использования ИКТ невозможно говорить о развитии процесса информатизации дополнительного образования. Решая эту проблему, совместно с методическим кабинетом управления образования был разработан график прохождения педагогами курсов повышения квалификации на базе Белгородского регионального института повышения квалификации профессиональной переподготовки специалистов. За последние 3 года 12 педагогов прошли курсовую переподготовку по темам:
«Ознакомление с персональным компьютером и пакетом прикладных программ «Microsoft Office».
«Интерактивные технологии обучения».
«Информационно-коммуникативные технологии в системе обучения музыке».
«Разработка мультимедийных учебно-методических комплексов».
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс предполагает изучение, обобщение и распространение педагогического опыта.
«Изучение и применение на практике новых технологий обучения в дополнительном образовании».
(Козьминская Т.Н. – руководитель детского творческого объединения «Резьба по дереву»)
«Использование проектной технологии как одно из условий обеспечения высокого качества знаний обучающихся».
(Новоселова Н.Г. - руководитель детского творческого объединения «Мастерица»).
В рамках представления опыта, наработанного педагогами традиционным становится проведение мастер-классов с использованием мультимедийных средств обучения, как на уровне образовательного учреждения, так и на муниципальном и региональном уровнях:
- «Куклы наших бабушек» Юркина И.Н. – августовская секция руководителей образовательных учреждений района;
- «Картины из сухих цветов» Юркина И.Н. – областной семинар руководителей муниципальных органов управления образования «Система выявления, развития и поддержки талантливых детей».
Использование электронных презентаций, создаваемых педагогами с помощью редактора Power Point, помогает преподносить материал разнообразно и интересно, повышает степень восприятия представляемой на занятиях информации.
Компьютерные образовательные ресурсы «Третьяковская галерея», «Виртуальный Эрмитаж», используемые педагогами на занятиях художественных объединений, позволяют воспитанникам в игровой форме совершать виртуальные экскурсии в музеи и картинные галереи, дают возможность воспитанникам проникнуть в тонкости творчества живописцев.
Педагогами нашего учреждении разработаны и реализуются дополнительные образовательные программы, в которых используются компьютерные технологии.
Применение данных технологий при освоении образовательной программе «Юный инспектор движения» позволяет существенно снизить затраты времени по преподнесению нового материала, дает возможность получить большую отдачу от практической работы, развивать интерес к занятиям, организовывать проектную деятельность.
Работа детского объединения «Шахматы» ведется по игровой компьютерной программе. На занятиях объединения «Юный журналист» дети учатся самостоятельно работать с текстовыми, презентационными и графическими редакторами. С большим интересом и с пользой для себя обучающиеся работают с Интернет-ресурсами.
Образовательная программа курса «Видеомонтаж» включает в себя практическое освоение техники создания цифрового видео. На занятиях каждый учащийся создают личностно-значимую для него образовательную продукцию – сначала простейшие слайд-фильмы, затем их отдельные элементы и целостные фильмы. Такой подход гарантирует повышенную мотивацию и результативность обучения.
В мае 2011г. воспитанница детского творческого объединения «Видеомонтажер» Еремина Мария (педагог Кравцов С.А.) была награждена Почетной грамотой департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области за участие в областном конкурсе детских медиапроектов «Наши дела родному Белогорью».
Очевидно, что информационно-коммуникативные технологии выступают в качестве своеобразного катализатора в процессе возникновения различных изменений в содержании, методах и процессах преподавания и усвоения учебного материала, их внедрение в образовательный процесс существенно ускоряет передачу знаний от педагога к воспитаннику, повышает качество обучения и воспитания.
Активное и эффективное внедрение информационно-коммуникативных технологий позволит традиционную систему дополнительного образования вывести на новый уровень, отвечающей современным требованиям.
Вместе с тем, как показывает практика, педагоги не очень активно используют информационно-коммуникативные технологии при проведении учебных занятий, и это обусловлено целым рядом объективных причин, выявленных при проведении опроса педагогов нашего учебного учреждения:
1. Недостаточная оснащенность компьютерной техникой.
2. Низкая психологическая готовность педагогов к использованию информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе.
3. Недостаточное количество электронных средств, способных адекватно решать педагогические задачи педагога при изучении конкретной темы.
4. Отсутствие четких методических рекомендаций по использованию имеющихся на рынке электронных ресурсов.
5. Низкий уровень владения программными средствами для создания собственных электронных средств обучения.
6. Разрозненность и методическая малообоснованность электронных средств.
7. Лимит времени для создания собственного электронного дидактического материала, а также для изучения, разработки и внедрения новых компьютерных методик обучения.
Конечно, мы, педагоги, сейчас делаем только первые шаги: учимся пользоваться информационными коммуникативными технологиями. Однако нельзя не признать, что эти первые шаги уже дают достаточно ощутимые результаты.