Дорогие друзья, рады познакомить вас с Коноплевой Галиной Семеновной, учителем МБОУ «Иваново-Эсинская СОШ». Галина Семеновна в своей статье делится опытом работы с одаренными детьми на уроках литературы, с использованием разноуровневых заданий учащимся на примере изучения романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Данная статья будет интересна педагогам старших классов.
Комментарий к статье от Галины Семеновны:
"Что такое одаренность? Как выявить, одаренный или нет ребенок? Какие педагогические условия способствуют раскрытию детской одаренности? В настоящее время проблема одаренности становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Говоря об одаренностях, мы оперируем такими философскими категориями, как «возможность» и «действительность». Подобно тому, как брошенное в почву зерно лишь возможность по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна при условии, что структура, состав, влажность почвы и другие факторы окажутся благоприятными."
Полезного чтения...
Методика организации учебной деятельности на уроках литературы в старших классах
«Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться»
А.С. Экзюпери
Введение
Что такое одаренность? Как выявить, одаренный или нет ребенок? Какие педагогические условия способствуют раскрытию детской одаренности? В настоящее время проблема одаренности становится все более актуальной.
Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Говоря об одаренностях, мы оперируем такими философскими категориями, как «возможность» и «действительность». Подобно тому, как брошенное в почву зерно лишь возможность по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна при условии, что структура, состав, влажность почвы и другие факторы окажутся благоприятными.
Одаренность сейчас определяется как возможность для приобретения знаний и умений. А будут или нет приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от многого: нужны ли эти знания ребенку, будут ли заинтересованы в этом окружающие его люди (семья, друзья), от методов и способов обучения и т. п.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Используемые понятия
ОДАРЕННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, спортивных и др.).
Одаренный ребенок – это ребенок с достаточно высоким уровнем развития
Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.
Творческие способности – оригинальность в решении обучающе - познавательных вопросов и задач.
Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Творческое мышление – создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.
Эрудиция – глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.
Интеллект – умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности.
Одаренные дети – дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность.
Одаренность – уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельности, в которых человек может достичь больших успехов.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ – учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового обще
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих десятилетий. Интерес к ней в настоящее время высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.
Существует множество определений одаренности, но наиболее удачным применительно к умственной одаренности считается определение Джозефа Рензулли. Он представляет интеллектуальную одаренность как сочетание интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости. Выявление и развитие детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную задачу.
До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей от общей популяции, поэтому выявление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота.
Следует подчеркнуть, что в отечественной психологии проблема выявления и работы с одаренными детьми была поставлена ещё в работах С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. Богатый материал, тесно связанный с проблемой одаренности, накоплен в исследованиях и тестах различный педагогов – психологов.
Иной аспект проблемы высвечивается при использовании слов «одаренность» и «дети» в ином сочетании – «детская одаренность». Произнося его, мы уже тем самым подчеркиваем, что способность к мышлению, творчеству, обучению предстает перед нами уже не как исключительность, а как потенциал. Дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в разной степени.
Таким образом, рядом с термином «одаренные дети», подчеркивающим их исключительность, появляется другой близкий, но вместе с тем принципиально иной по содержанию термин – «детская одаренность». И в соответствии с этим, в педагогической теории и практике возникают две глобальные задачи:
- Ø разработка теории и создание системы воспитания и обучения одаренных и талантливых детей;
- Ø разработка теоретических основ и практических мер, направленных на развитие потенциала каждого ребенка.
Поэтому разработка концепции одаренности важна не только как фундамент для решения проблемы обучения одаренных детей, но и как основание для построения дидактической системы, ориентированной на развитие человеческого потенциала в целом. И в этом смысле она интересна как базовая проблема, как фундамент для дальнейшей разработки не только методик диагностики и прогнозирования развития, но так же и целей, принципов, содержания, форм и методов образовательной деятельности.
Существуют разные точки зрения по вопросу: кого считать одаренными детьми?
Ответ на этот вопрос должна давать теория одаренности. Но в жизни и в педагогической практике сказывается всё сложнее: во-первых, представления о концепции одаренности у разных педагогов различны, и, во вторых, существуют культурно - образовательные традиции, которые меняются не так быстро, как разрабатывается теория.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Это определение точно характеризует суть явления, однако остается неясным, о каких именно «ярких, очевидных» или ''выдающихся достижениях'' идет речь.
Виды одаренности
Специалисты выделяют несколько категорий детей, которых обычно называют одаренными:
1) дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
- дети с высоким уровнем творческих способностей;
- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики др.);
- дети, хорошо, обучающиеся в школе;
- дети с ярко выраженными лидерскими способностями
Таким образом, одаренность бывает:
- интеллектуальной;
- творческой;
- академической;
- социальной.
Интеллектуальная и академическая одаренность.
Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.
Творческая одаренность
Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем.
Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности.
Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида.
Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.
Социальная одаренность
Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем.
Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности.
Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида.
Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.
Актуальность проблемы
В каждом классе есть учащиеся, которые мыслят нестандартно, чьи способности на порядок выше. Как правило, эти учащиеся не могут не вызвать со стороны учителя повышенного внимания. Соответственно мы должны поддерживать и поощрять учащихся с незаурядными способностями.
Учитывая практическую невозможность вовлечения всех детей с одаренностью в обучении по специальным программам / к сожалению, на сегодняшний день отсутствуют технологии выявления одаренных детей/ и невозможность создания особых условий для их развития, мы, педагоги, несомненно, должны быть готовы к работе с одаренными детьми в условиях общеобразовательных классов. Предполагаю следующие варианты обучения «обычных» и одаренных детей в обычном классе.
Учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы он способствовал развитию творческого начала ребенка, процессу его самореализации. Учитель должен способствовать тому, чтобы ученик раскрывался постепенно, как цветок.
Однако нередко в современной школе одаренные дети испытывают дискомфорт из-за:
ü отсутствия такого образовательного пространства, которое способно было бы обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика;
ü отсутствия дифференцированного обучения;
ü ориентации школы на среднего ученика.
Свою задачу я вижу, прежде всего, в том, чтобы развивать познавательные способности сильных учащихся. Убеждена, что высокий интеллектуальный фон класса, несомненно, скажется на общем развитии «слабых» учеников, а при усилении индивидуальной работы с одаренными детьми и дифференцированного обучения высокий уровень познавательной активности всего класса будет обеспечен.
Педагогическое сопровождение одаренных учащихся начинается на уроке. Методы и формы работы с одаренными учащимися должны сочетаться с методами и формами со всеми учащимися в классе и в то же время отличаться определенным своеобразием. Развитие исследовательских умений и творческой активности проходит в форме реферативной работы, творческого зачета, проектной деятельности. Главное в системе работы с одаренными детьми – личностное развитие ученика и его самореализация. Способности могут только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого создаются особые условия. Поэтому характер и стиль взаимодействия учителя и ученика должен предполагать демократичность, открытость, диалогичность. Учитель выполняет функции не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, направляющего поисковую работу учащегося. Организация дифференцированной работы с учащимися непосредственно на уроке – это путь, который, в конечном счете, приведет как учителя, так и ученика к успеху.
В своей практической работе ориентируюсь на группы учащихся, которые имеют разный уровень коммуникативной компетентности.
Состав коммуникативной компетентности:
ü Грамматическая – степень владения лингвистическим ходом языка;
ü Социолингвистическая – способность пользоваться языковыми средствами с учетом заданной ситуацией общения;
ü Дискуссионная – способность создавать текст, используя и интерпретируя формы слов и их значения;
ü Стратегическая – способность оценивать результаты своей учебной деятельности.
Система рейтинговой оценки обучающегося по литературе, позволяющая выявить уровень коммуникативной компетентности
20-26 качественных индикаторов – высокий уровень коммуникативной компетентности
13 – 19 качественных индикаторов – средний уровень компетентности
0 – 12 качественных индикаторов – низкий уровень коммуникативной компетентности
Группа обучающихся с высоким уровнем коммуникативной компетентности – это школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие достаточный объем знаний, высокий уровень познавательной активности, способные обобщать, анализировать. Работая с ними, необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой трудности, соответствующих их высоким познавательным возможностям.
Группа обучающихся со средним уровнем коммуникативной компетентности – это школьники со средними учебными возможностями. При работе с этой группой главное внимание необходимо уделять развитию их познавательной активности. Необходимо постоянно создавать условия для продвижения в развитии этой группы учащихся и постепенного перехода части из них по возможности на работу в 1-ую группу.
Безусловно, постоянное внимание должно уделяться совместной работе обеих групп, необходимо подчеркивать роль работы каждой группы в решении общей познавательной задачи.
Обучающиеся с низким уровнем коммуникативной компетентности – это те учащиеся, которые не владеют полным составом коммуникативной компетентности.
Методика дифференцированной работы на уроке литературы в 10-11 классах
1-й этап. Дифференцированная домашняя работа.
Обучающимся с низким уровнем коммуникативной компетентности предлагаются типовые задания (аналогичные были выполнены на уроке).
Обучающимся со средним уровнем коммуникативной компетентности к типовым заданиям даются и такие, которые направлены для ликвидации пробелов в знаниях, для восстановления утраченных умений и навыков. Однако первую и вторую группы обучающихся не нужно перегружать, так как это может вызвать отрицательную реакцию. Поэтому учителю необходимо отбирать необходимый минимум дополнительных заданий в соответствии с основными пробелами в знаниях.
Группе с высоким уровнем коммуникативной компетентности предлагаются усложненные задания не только с применением практических знаний, но и использованием теоретического материала, творчества, задания, требующие рассуждений и анализа. Приветствуется чтение дополнительной литературы, что способствует расширению кругозора обучающихся; предлагается выделить связь с другими темами и предметами.
Таким образом, домашнее задание не должно быть формальным, оно должно еще раз закрепить изученное, отработанное на уроке и, конечно, тоже должно быть дифференцированным.
2-й этап. Объяснение нового материала.
Дифференциация проявляется по отношению ко всем учащимся уже со второго урока по новой теме.
Обучающимся с низким уровнем коммуникативной компетентности, по возможности, следует «разбить» материал на мелкие части и постоянно контролировать их.
А обучающимся со средним и высоким уровнем предлагается, где это разумно, самостоятельно работать по углублению и изучению материала, четко выделять каждое понятие, затем вырабатывать и самостоятельно осуществлять важнейшие мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение - и переходить к творческим заданиям.
3-й э т а п. Закрепление знаний, умений и навыков.
Это этап дифференциации заданий, объема и количества и меры помощи учителя.
Обучающимся с низким уровнем коммуникативной компетентности даются облегченные задания (найди ответ в параграфе, выдели главную мысль абзаца...). Они способны составить аннотацию, тезисный план или обычный план, по тезисам раскрыть содержание темы, дополняя своими примерами. Могут составить рассказ по конспекту, таблице, схеме, алгоритму
Обучающимся со средним уровнем коммуникативной компетентности даются задания и вопросы на применение нового материала. Для таких старшеклассников вполне посильны более сложные творческие задания: мини-интервью, взаимовопросы, составление сложных планов, схем, таблиц (например, сопоставительных: «Понтий Пилат и Га-Ноцри»); постановка проблемных вопросов, составление монологов, диалогов; создание «автопортрета писателя» по воспоминаниям и запискам о нем и т. д.
Обучающимся с высоким уровнем коммуникативной компетентности, как правило, поставлена на уроке цель - выполнить как можно больший объем заданий, чтобы отработать навыки до «автоматизма» и подойти к общим выводам самостоятельно. Старшеклассникам предлагается создать проблемную ситуацию, поставить проблемный вопрос и найти ответ на поставленный вопрос. Этим обучающимся можно предложить сравнить проблематику произведений (например пьесы М. Горького «На дне» и сказки «О чиже, который лгал, и дятле, любителе истины»); сравнить героев (например, кто ближе к истине: Понтий Пилат или Га-Ноцри); сделать общий вывод по теме («Человек и природа: границы дозволенного» (по произведениям М. Булгакова и Е. Замятина); составить схемы, алгоритмы, сделать сопоставительный анализ поэтических произведений. Можно предложить и такие творческие задания: составить библиографический список по определенной теме, создать психологический портрет по произведениям изобразительного искусства, например, по портретам Л. Н. Толстого, принадлежавшим разным художникам.
4-й этап. Итоговый контроль.
Обучающиеся с низким уровнем коммуникативной компетентности получают небольшие по объему и глубине задания (только базис), могут использовать различные образцы и схемы, учебник. В самом крайнем случае, если обучающийся совсем не знает, что делать, учитель может дать наводящие вопросы.
Обучающимся с высоким и средним уровнем коммуникативной компетентности предлагаются задания сложные, требующие хорошего знания теории, межпредметных связей. Использовать вспомогательный материал нежелательно (за это снижается оценка), приветствуется самостоятельность при выполнении той или иной работы.
Учителю целесообразно использовать различные приемы контроля (индивидуальный, фронтальный, полный, выборочный, взаимоконтроль, самоконтроль, групповой контроль), чтобы добиться высокого конечного результата, но главным приемом в работе все же остается стимулирование (возможность перейти на более высокий уровень), тот прием, которому уже две тысячи лет: «Исследуй - и будешь Человек!»
Примеры дифференцированной работы на уроках литературы.
Пример 1.
Тема: «Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». «Лицо трагическое» (образ Евгения Базарова).
Для группы обучающихся с низким уровнем коммуникативной компетентности дается следующее задание: изучить статью по теме в учебнике, заполнить таблицу, слушая ответы одноклассников.
Для группы обучающихся со средним уровнем коммуникативной компетентности предлагается дополнительно к основному заданию проанализировать сцену дуэли Павла Петровича и Базарова, в ходе комментированного чтения важно обратить внимание на поведение персонажей.
Обучающимся с высоким уровнем коммуникативной компетентности нужно дать собственную оценку идейным установкам противоборствующих сторон, после заполнения таблицы ответить на вопрос: «Какую художественную функцию выполняет антитеза?»
Далее на уроке предлагаются вопросы для трех групп обучающихся:
- Является ли в ваших глазах Базаров революционером?
- Какую революционность он воплощает?
- Как вы определите и как аргументируете отношение автора к герою? - Любовь победила Базарова или Базаров победил любовь?
- Смерть Базарова - закономерность? Случайность?
В результате проведения подобной работы обучающиеся определили центральных персонажей романа; проанализировали сущность внешнего конфликта Базарова; обозначили художественные особенности создания образа, хотя урок не предполагает исчерпанности разговора о Базарове, он только начинает его.
Пример 2.
Тема: «Поэзия "серебряного" века. Художественные искания эпохи».
Для обобщающего урока по данной теме привлекаются обучающиеся с высоким уровнем коммуникативной компетентности, они помогают в создании блицопроса по заданной теме. Например, по вышеуказанной теме учащиеся составили следующие вопросы:
1. Каков смысл метафоры «серебряный век»?
2. Назовите временные рамки каждого направления.
3. Каковы философские искания и литературно-эстетические взгляды представителей символизма, акмеизма и футуризма?
4. Укажите основные идеи литературных направлений.
5. Назовите основных представителей литературных направлений.
6. Каков вклад в русскую литературу символистов, акмеистов, футуристов?
Обучающимся со средним и низким уровнем коммуникативной компетентности не составляет труда найти ответы на поставленные вопросы, так как на предыдущем уроке они, слушая ответы одноклассников, заполняли опорную таблицу.
Пример 3.
Тема: Сергей Есенин как национальный поэт. «Я люблю родину. Я очень люблю родину!»
В ходе предварительной подготовки обучающиеся делятся на группы, у каждой группы свое задание.
Обучающиеся с высоким уровнем коммуникативной компетентности доказывают на уроке, что поэзия С. Есенина имеет фольклорное начало. Исследовав стихотворения поэта, находят особенности творческого метода
С. Есенина: песенное начало, особое звучание. Зачитывают примеры, где в лирике Есенина чувствуются и движение, и звуки, и краски.
Обучающиеся со средним уровнем коммуникативной компетентности находят примеры цветового изображения и выявляют, какие цвета преобладают в стихах Есенина. Зачитывают любимые есенинские эпитеты (синий, голубой...).
Обучающиеся с низким уровнем коммуникативной компетентности читают наизусть стихотворения, оформляют плакат по заданной теме, отвечают за музыкальное оформление.
На данном уроке могут быть запланированы и индивидуальные задания (например, подготовить проект «Родина поэта Есенина»).
Вывод
Дифференцированные задания на уроках литературы в старших классах дают возможность для развития не только познавательного интереса, но и творческого потенциала обучающихся. Естественно, что уровень такого творческого развития будет разным у каждой группы, но цель одна — показать, что любое творчество ценно и заслуживает внимания и оценки.
Система дидактических материалов.В условиях классно-урочной формы обучения дифференциация осуществляется при помощи системы дидактических материалов, различных по цели применения и трудности, и путем использования специальных методических приемов обучения, учитывающих особенности учащихся каждой группы.
Для обучающихся с высоким уровнем коммуникативной компетентности подбираются задания, требующие самостоятельности, творческого поиска, обобщения изученного материала.
Для обучающихся со средним и низким уровнем коммуникативной компетентности это могут быть задания:
- повышающие активность в процессе восприятия, осмысления нового материала;
- имеющие образец выполнения;
- предполагающие выполнение только отдельных его частей;
- имеющие вспомогательные вопросы.
Целесообразно использование на уроках и карточек различного цвета, когда обучающиеся самостоятельно выбирают себе задания, опираясь на имеющиеся знания.
Примеры разноуровневых заданий учащимся во время изучения романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».Карточка 1 (высокий уровень)
Тема: Образ Маргариты
«— Слушай беззвучие, — говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, — слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, - тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не тревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я».
-Мастер говорил о том, что ему не нравится любой шум. Почему мастеру так необходима тишина? В каком значении употреблено это слово?
-Почему в монологе Маргариты использованы глаголы будущего времени?
- В чем заключается роль лексических повторов?
- Всегда ли Маргарита является идеалом?
-- Кто, на ваш взгляд, главный герой романа? Аргументируйте свой ответ.
Карточка 2 (средний уровень)
Тема: Образ Понтия Пилата
«Все та же непонятная тоска, что уже приходила на балкон, пронизала все его существо. Он тотчас постарался ее объяснить, и объяснение было странное, показалось прокуратору. Что он чего-то не договорил с осужденным. А может быть, чего-то не дослушал...»
- Чем объясняется «непонятная тоска» прокуратора?
- Выделите ключевые слова в этом отрывке.
- Объясните значение лексического повтора в данном тексте.
- Выпишите словосочетания, произведите разбор.
- Каково значение приставки до-?
-Возникли ли какие-либо ассоциативные (музыкальные, изобразительные, текстовые) связи с данным отрывком? В чем источник возникших ассоциаций?
Карточка 3 (низкий уровень)
Тема: Образ Понтия Пилата
«Он смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал, мучительно, мучительно вспоминая, зачем на утреннем безжалостном солнцепеке стоит перед ним арестант с обезображенным лицом, и какие еще никому не нужные вопросы ему придется задавать...»
- Как состояние Понтия Пилата сказалось на решении судьбы арестованного?
- Попробуйте устно нарисовать образ Понтия Пилата. На какие черты лица вы обратите внимание?
Вывод
Таким образом, вовлечение учащихся как одаренных, так и детей со средними способностями в активную познавательную деятельность – основная задача учителя литературы и русского языка. На мой взгляд, ценность такого подхода заключается не только в выявлении личностей, мыслящих не шаблонно, но и в создании комфортного общения, ситуации сотрудничества для всех учащихся в образовательном пространстве.
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!