Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
8 минут 9509 3055

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

PostoevaДорогие друзья, приглашаем вас на знакомство с Людмилой Дмитриевной Постоевой, педагогом-психологом высшей квалификационной категории МКДОУ детского сада компенсирующего вида «Родничок» города Бородино Красноярского края. Людмила Дмитриевна является автором методического пособия с демонстрационным материалом «Интегрированные развивающие занятия для дошкольников» издательства «НКЦ», психолого-логопедической программы для детей 3-6 лет «Играй, слушай, познавай!», рекомендованной к применению в дошкольных образовательных учреждениях Федерацией психологов образования России.

 Краткий комментарий к статье от Людмилы Дмитриевны:

"Психологическая образовательная деятельность с детьми выделена как особая форма работы, вне расписания, поэтому коррекционно-развивающая работа на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой, согласно ФГТ актуальна и целесообразна. В моей практике интеграция стала одной из ведущих видов деятельности в работе с детьми. На базе нашего детского сада мной и воспитателем было разработано методическое пособие «Интегрированные развивающие занятия для дошкольников», которое является частью основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса детского сада компенсирующего вида «Родничок» и эффективно влияет на развитие современного дошкольника."

Познавательного чтения...


 Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

детского сада компенсирующего вида с учетом федеральных государственных требований (ФГТ)

Интегрированная образовательная деятельность способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности и развивает коммуникативные навыки. А это очень важно для детей, так как «задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением».[1] Таким образом, психологическое сопровождение образовательного процесса является требованием федерального документа. А «в содержании коррекционной работы должно быть отражено взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения…»[1] Такое взаимодействие (воспитатель и педагог-психолог) представлено в пособии «Интегрированные развивающие занятия для дошкольников», которое   состоит из трех курсов интегрированной образовательной деятельности: «Путешествие в страну красок», «Поможем детям справиться с тревожностью» и «Времена года».   Целью психолого-педагогического пособия   является оказание психолого-педагогической помощи, направленной на снижение тревожности, эмоциональное благополучие и развитие познавательной деятельности детей.

Поступая в детский сад. Ребёнок попадает в новые, непривычные условия, окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми ему предстоит войти в контакт и наладить взаимоотношения. Курс для детей 3 лет «Путешествие в страну красок» имеет профилактическую направленность в отношении адаптации детей к изменяющимся жизненным обстоятельствам. Другой важной составляющей является развитие познавательной деятельности. В ходе путешествия дети играют в любимую игру с раннего возраста, в «Прятки». Эффект в том, что в результате превращения взгляд ребёнка на окружающий мир становится цветным. Используя отрезы прозрачного шифона, которым накрывают детей и предлагают отправиться в путешествие, в страну красок, где дети и знакомятся с цветом через визуальные ощущения. В этом возрасте они эмоциональны и впечатлительны, любят играть с игрушками и реальными предметами, что способствует развитию восприятия. А работа с красками, бумагой, водой позволяет детям испытать чувственное наслаждение при тактильных контактах, которое оказывает благоприятное воздействие на психическое самочувствие в целом.

Взрослые иногда не замечают эмоциональных переживаний ребёнка при взаимодействии с ними, или считают их беспредметными и немотивированными, что приводит к повышению тревожности у детей дошкольного возраста. Диагностика тревожности с помощью проективного теста Тэммла, Дорки, Амен позволяет определить источник напряженности у детей дошкольного возраста. При необходимости проводится качественный анализ ответов для определения тех сфер жизнедеятельности, которые выступают источником повышенной тревожности.

Интегрированная коррекционно-развивающая деятельность курса «Поможем детям справиться с тревожностью» для детей 4 – 5 лет построена на синтезе нескольких видов восприятия и воображения. Ребёнку предлагается «шагнуть» вглубь изображения, например, на зелёную травку, вдыхая аромат цветка, к звенящему ручью, побыть бабочкой или птичкой, и расслабиться. Во время работы постоянно создается ситуация успеха ребёнка, которая в дальнейшем помогает ему свободно выражать свои мысли, чувства на листе при рисовании. Ребёнок опускает в гуашь ладошку и делает отпечаток на бумаге. Рисует и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. Пальчиками наносит точки, пятнышки на бумагу.

Птичка:

➢ туловище и хвост — ладонь с соединёнными пальцами (коричневый цвет);

➢ голова — кулачок (коричневый цвет);

➢ крылья — ладони с раздвинутыми пальцами (жёлтый или коричневый цвет);

➢ клюв, зрачок — пальчик (чёрный цвет).

Совушка:

➢ туловище — ладонь с соединенными пальцами (коричневый цвет);

➢ глаза — кулачки (коричневый цвет);

➢ зрачки, клюв — пальчик (чёрный цвет);

➢ крылья — рёбра ладоней (коричневый цвет).

Одуванчик:

➢ стебель — ребро ладони (зелёный цвет);

➢ листья — ладони с соединёнными пальцами примакиваются из одной точки в разные стороны (зелёный цвет);

➢ бутон — ладонь с соединёнными пальцами (жёлтый цвет);

➢ лепестки бутона у цветка — согнутые рёбра ладоней (зелёный цвет);

➢ раскрытый цветок — большой палец, примакивание по кругу (жёлтый цвет);

➢ «пушистый» цветок — указательный палец, примакивание по кругу и в середине

(серый цвет).

Цвет рекомендован, но его можно изменять на своё усмотрение. Задания разработаны с постепенным усложнением. Дети испытывают радость творчества и преодолевают трудности. Использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию у ребёнка уверенности в своих силах, так как не требует особых умений и навыков в изображении. Наряду с изотерапией используются элементы игротерапии, музыкотерапии, цветотерапии, сказкотерапии. Положительные эмоции, радостные переживания, которые сопровождают психолого-педагогическую деятельность, превосходно мотивируют и стимулируют познавательный интерес у каждого ребёнка.

К 6 годам ребёнок многое знает, умеет, однако ему есть чему поучиться. Известно, что классическая музыка, поэзия, проза, живопись имеют сильное влияние на впечатлительную натуру ребёнка. Воздействуя на чувства и эмоции, они побуждают маленького человека к творчеству. Дети передают свое настроение, эмоции и ощущения с помощью кисти и красок. Мир, который окружает ребёнка, - «это мир природы, с безграничным богатством явлений. С неисчерпаемой красотой» - говорил В.А.Сухомлинский. Погружаясь в него, впитывая его звуки, запахи, краски, наслаждаясь гармонией, ребёнок совершенствуется как личность.

Уникальность курса интегрированной образовательной деятельности для детей 6 лет «Времена года» состоит именно в интеграции всевозможных воздействий на восприятие, чувства, мысли, память ребёнка перед актом творчества – рисованием. Точно подобранные игры и упражнения, классическая музыка, выразительное чтение литературных произведений педагогами, предварительные беседы дают максимальный эффект передачи красками полученных впечатлений.

Психолого-педагогическое пособие «Интегрированные развивающие занятия для дошкольников» имеет положительные отзывы родителей, коллег на муниципальном, региональном уровнях и кандидатов психологических наук.

Таким образом, представленное психолого-педагогическое пособие «Интегрированные развивающие занятия для дошкольников» является частью основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса детского сада компенсирующего вида «Родничок» и эффективно влияет на развитие современного дошкольника.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2680 43

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6694 677