Дорогие друзья, приглашаем Вас в мир музыкальной сказки с Лидией Петровной Подран, воспитателем МАДОУ № 85 «Колокольчик», города Великий Новгород. Лидия Петровна - творческий, постоянно ищущий новых путей развития и воспитания детей, педагог. У нее много методических разработок в различных областях деятельности, а сегодня мы предлагаем посмотреть ее взглядом на театральную деятельность в детском саду. Будет интересно как воспитателям, так и родителям.
Театрализованная деятельность в формировании социальных взаимоотношений
Одним из основных направлений, планируемых в общеобразовательной программе дошкольного образования, которое сформулировано в Приказе МОН РФ №655 от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», является социализация ребенка в окружающей действительности.
Одним из способов усвоения дошкольниками сути социальных отношений является совместная театрализованная деятельность детей и их родителей. Какой ребенок не хочет быть участником театрализованного действа? Дети с большой охотой откликаются на предложение поиграть в «Театр», где с удовольствием перевоплощаются в того или иного героя, где раскрываются самые лучшие качества: доброта, заботливость, возможность поддержать друг друга, радость от совместной деятельности.
Именно в процессе творческой деятельности ребенок полностью раскрывается, выражает естественным образом свое отношение к собеседнику, согласовывает свои действия с действиями других участников, старается добиться положительного результата, своей игрой доставить радость себе и окружающим.
Но чтобы ребенок чувствовал себя успешным, уверенным в собственных силах и мог правильно оценивать себя, необходимо создать условия. Опыт показывает, что при использовании таких приемов как мотивация, проблемные ситуации, посещение культурных досугов, чтение литературных произведений у детей возникает большое желание в получении результата в собственной театральной деятельности.Опираясь на заинтересованность детей, на их индивидуальные возможности, на желание творить, работу проводим поэтапно:
- - сначала детей знакомим со сценарием, обсуждаем, какие персонажи участвуют, какой у них характер, поведение;
- - затем разучиваем пантомимические движения, жесты. Выполняем упражнения для развития пластики;
- - слушаем музыку и выбираем определенные музыкальные фрагменты для героев или для той или иной сцены;
- - изучаем правила поведения артистов, строим модель взаимодействия между участниками спектакля;
- - вместе с детьми и родителями готовим декорации, элементы театральных костюмов, атрибуты, афишу, пригласительные билеты;
- - далее разучиваем текст, пробуем себя на разные роли, репетируем и играем вместе с родителями и музыкальным руководителем;
- - наконец, самое главное – приглашаем гостей и показываем спектакль.
В процессе такой работы у всех участников складываются особые отношения: умение сотрудничать, поддержать друг друга и поощрять, сопереживать друг другу, чувствовать ответственность.
Предлагаем вашему вниманию сказку, которую мы сочинили и поставили с детьми.
Музыкальная сказка
«Новые приключения Колобка»
Оформление: домик, перед домиком скамейка, деревья-елочки, столик, полено, деревянный топор.
В празднике участвуют все дети. По желанию можно вставлять игры («У медведя во бору»), танцы («Танец зайчиков») и т.п.
Дети в костюмах героев сказки встают справа от домика в два-три ряда (хор). Все герои будут выходить из хора.
Ход праздника
Хор (поет)
Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу
Во серебряную.
Труба точеная,
Позолоченная.
Песня ладная, сказка складная.
Ну-ка ушки на макушки,
Все готовы сказку слушать?
1-ый ребенок (из хора)
У лесочка на опушке,
В деревянненькой избушке
Жили-были Дед и Баба.
Мирно жили, не тужили.
(Дед и Баба садятся на скамейку возле домика и поют песенку на мотив «А я по лугу» ( Музыка в детском саду. Старшая группа. М., Музыка. 1989 г.)
Дед и Баба
А мы с дедушкой – 2 р.
С дедушкой вдвоем живем. – 2 р.
Нет у нас детей – 2 р.
Колобка мы испечем – 2 р.
Будет наш сынок – 2 р.
Радость в дом нам приносить – 2 р.
Деда с Бабою – 2 р.
Будет крепко он любить – 2 р.
2-ой ребенок
Взялся рьяно дед за дело
И работа закипела.
Дед
Я колю, колю дрова!
Чтоб испечь Колобка.
Я колю на чурочки
На огонь в печурочке.
Я колю на плашки
Для бабушки Дуняшки.
Гори, гори жарче, печь!
Будем колобка мы печь.
3-ий ребенок
Взялась бабушка за дело:
Живо тесто поспело.
Бабушка
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место.
Пеку, пеку Колобка,
Порадую я старика.
4-ый ребенок
Вот готов Колобок.
Мы оставим на часок
Колобка остужать,
Чтоб потом с ним поиграть.
5-ый ребенок
Скучно стало Колобку
Без друзей, одному.
Он на ножки встал,
По тропинке побежал.
(Колобок «катится» и поет песенку на мотив «Песенки Львенка» из мультфильма «Львенок и черепаха»)
Колобок
Я веселый Колобок,
У меня румяный бок.
Я качусь, я качусь
И домой не ворочусь.
Я качусь, я качусь
И домой не ворочусь.
6-ой ребенок
Покатился Колобок
По лесной дороге.
И дорожка привела
К Мишкиной берлоге.
7-ой ребенок
Мишка на боку лежал
Громко песню напевал.
(Медведь поет на мотив «Почему медведь зимой спит». Серия «Слушаем музыку». Кассета № 3 «Ходит месяц над лугами». Изд. «ВЕСТЬ-ТДА»)
Медведь
Раз я летнею порой
Отдыхал в глуши лесной,
Отдыхал в глуши лесной,
Где прохлада и покой.
Вдруг пришел к моей берлоге
По проселочной дороге
Непоседа Колобок,
Озорной румяный бок.
8-ой ребенок
Мишка грозно зарычал,
Во весь голос закричал.
Медведь
«Ру-ру-ру-ру!
Надоел ты мне, порву!»
Колобок
Вы не ешьте меня,
Не кусайте меня.
Я ищу себе друзей,
Чтоб мне было веселей.
Медведь
Не хочу с тобой дружить.
Дай спокойно мне пожить.
9-ый ребенок
Не обиделся дружок
Наш веселый Колобок.
Побежал искать скорей
Добрых, вежливых друзей.
Колобок (катится и поет)
Я веселый Колобок,
У меня румяный бок.
Я качусь, я качусь
И домой не ворочусь.
Я качусь, я качусь
И домой не ворочусь.
10-ый ребенок
Вдруг заметил он вблизи
Стаю рыже-серую.
В лапках вилки и ножи.
Что ж такое делают?
(Лисы и Волки поют на мотив «Не кочегары мы не плотники», песня из
кинофильма «Высота)
Лисы и Волки (выполняют зарядку)
Мы непоседы, мы разбойники.
Не страшен холод нам и зной, ой, ой!
Ведь мы бесстрашные охотники,
Трофей нам нравится любой.
Мы звери очень, очень сильные,
Зарядку делаем с утра, да, да!
И зубы чистим ежедневно мы,
Сейчас съедим мы Колобка, да, да!
Колобок
Вы не ешьте, меня,
Не кусайте меня.
Я ищу себе друзей,
Чтоб мне было веселей.
Лисы и Волки
Не хотим играть с тобой,
Ну, беги к себе домой!
11-ый ребенок
Покатился Колобок
По тропинке во лесок,
Где зайчата играли,
Пели песни, танцевали.
Колобок
Я веселый Колобок,
У меня румяный бок.
Я качусь, я качусь
И домой не ворочусь.
Я качусь, я качусь
И домой не ворочусь.
12-ый ребенок
Видит заек на лужайке.
Он бежит к веселым зайкам.
Зайцы (поют «А нам все равно». Песня из кинофильма «Брильянтовая
рука»)
А нам все равно, а нам все равно,
Не боимся мы волка и сову.
Дело есть у нас, в самый жуткий час
Мы волшебную косим трын-траву.
Зайцы
Смотрите-ка, Колобок!
Зайчик (поет на мотив «Я зайчик, зайчик»)
Я зайчик, зайчик, зайчик
Скачу, скачу, скачу.
Я маленький и значит
Я есть всегда хочу.
Я маленький и значит
Я есть всегда хочу.
Зайцы
Мы тебя съедим!
Колобок
Вы не ешьте меня,
Не кусайте меня.
Я ищу себе друзей,
Чтоб мне было веселей.
Зайцы
Будем вместе мы играть:
Прыгать, бегать и скакать.
Звери
Ну и нас к себе возьмите,
Нас не бойтесь, не гоните.
Будем с вами мы дружить,
Дружбой крепко дорожить.
(Все поют песню на мотив «Чудо, чудо, чудеса»)
Чудо-чудо, чудеса
На пеньке стоит лиса.
Палочкою машет,
Все зверята пляшут.
Вот какие чудеса -
Все зверята пляшут.
Зайцы взялись за бока,
Заплясали трепака.
Мишка с Волком в шутку
Заиграли в дудки.
Вот какие чудеса –
Заиграли в дудки.
Баба с Дедом в пляс пошли,
Хороводы завели.
Солнце заплясало,
Всем светлее стало.
Вот какие чудеса –
Всем светлее стало.
13-ый ребенок
Вот и сказке конец!
Кто сказку слушал,
Тот меду покушал,
А кто не слушал да зевал,
Тот пустое блюдо полизал.