Дорогие друзья, приглашаем познакомиться с Ореховой Натальей Владимировной, воспитателем МАДОУ № 85 «Колокольчик» города Великий Новгород. Наталья Владимировна работает с детьми ясельного возраста. Приходят к ней малыши, не умеющие говорить, а через год их просто не узнать: говорят, читают стихи, поют, пляшут. Наталья Владимировна участвует с ребятками во многих конкурсах и это очень нравится и детям и родителям. В данной работе Наталья Владимировна знакомит нас с речевыми играми, которые использует в работе с малышами. Материал будет интересен воспитателям младших групп.
Речевые игры в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду
Адаптация – это вхождение ребенка в новую для него среду и привыкание к ее условиям. Ребенок в период адаптации – живая модель стрессового состояния. Одна из главных задач данного периода – создание положительного образа воспитателя. Ребенок должен получать удовлетворение от общения со взрослыми и сверстниками. Но как этого добиться? Как вызвать доверие малыша, научить его, еще даже плохо говорящего, общению со сверстниками и взрослыми? Конечно же, универсальным методом воспитания маленьких детей является игра. Игра не только ободрит робкого и развеселит плачущего ребенка, но и успокоит слишком расшалившегося, переключит внимание и поможет расслабиться рассерженному, агрессивному малышу (Е.О.Смирнова, Л.Н.Павлова, З.М.Богуславская).
Особое место в период адаптации занимают речевые игры, в которых ребенок «инсценирует» то, о чем говорится. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией. Вначале инициатором игр выступает взрослый, постепенно, по мере привыкания, дети сами начинают озвучивать, в какую игру они хотят поиграть. В этом возрасте дети всё выполняют по показу воспитателя, подражают ему во всём. Поэтому, чем ярче и выразительнее будет взрослый, тем интереснее будет детям, тем быстрее они начнут вовлекаться в общую игру. В этом мы полностью согласны с Н.М.Крыловой, автором программы «Детский сад – дом радости»: воспитатель младших групп прежде всего АРТИСТ.
Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием. Основная задача в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, стимулирование активности каждого ребенка, активизация желания действовать, обучаться. В ходе речевых игр развивается фонематический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения, развивается мелкая моторика кистей рук и пальцев, что влияет на развитие физиологической основы овладения ребенком речью.
Ниже приводится описание некоторых игр:
Ладушки – ладошки.
Ладушки-ладошки
Звонкие хлопошки. Хлопают в ладоши
Хлопали ладошки
Кулачки сложили
Кулачками били
Тук-тук, тук-тук. Стучат кулачком о кулачек
Тук-тук. Тук-тук.
Ладушки плясали
Деток созывали крутят «фонарики»
Ля-ля. Ля-ля-ля
Ля-ля. Ля-ля-ля.
Спрятались ладошки
Отдохнули, крошки. Прячут ладошки за спину.
Где же вы, ладошки.
Ладушки-ладошки?
Взрослый: На ребяток погляжу.
Где ладошки поищу. Дети показывают ладошки, хлопают.
Где наши ладошки?
Ручки, спляшите разок.
Ручки, спляшите разок (крутят фонарики)
Будет вам завтра пирог (соединяют ладошки)
Ах, вы мои мастерички (ладошки поворачивают вверх)
Быстрые ручки-сестрички (сжимают-разжимают пальчики)
Яблочный будет пирог (соединяют ладошки. «пекут»)
Только спляшите разок (крутят «фонарики»)
Мы сначала будем хлопать
Мы сначала будем хлопать:
Хлоп, хлоп! Хлоп, хлоп! (хлопают в ладоши)
А затем мы будем топать:
Топ-топ! Топ-топ! (топают ногами)
А сейчас мы повернемся
И все вместе улыбнемся (кружатся)
Встало утром солнышко
Встали дети в круг, в круг, ( стучат кулачком о кулачек)
Кулачками стук-стук.
Ручками хлоп. хлоп (хлопают).
Ножками то-топ (топают)
Побежали, побежали (бегут произвольно),
И к игрушкам прибежали.
Будем с ними мы играть,
А потом пойдем гулять. (ходят произвольно)
Встало утром солнышко.
Встало утром солнышко (потягивание)
И гулять отправилось (ходьбы на месте)
И на нашей улице все ему понравилось (наклоны головы вправо-влево)
Побежало солнышко золотой дорожкой (бег по кругу)
И попало солнышко прямо к нам в окошко (складывание рук в фигуру «окошко»)
Вместе мы отправились с солнцем в детский сад (ходьба по кругу)
Приласкало солнышко сразу всех ребят (поглаживание себя по голове)
На полянке дом стоит
На полянке дом стоит (ладони над головой – крыша)
Ну, а к дому путь закрыт (ладони вместе перед грудью)
Мы ворота открываем (развести руки)
Всех вас в гости приглашаем (руками движения к себе)
Стол стоит на крепкой ножке (кулачек, а сверху ладонь другой руки)
Рядом стульчик у окошка (ладонь вертикально, рядом кулачек)
Два бочонка под столом (два кулачка)
Вот такой я видел дом. (сделать «очки»)
У оленя дом большой
У оленя дом большой (руки над головой крест накрест)
Он глядит в свое окошко (две ладони к лицу –«окошко»)
Зайка по лесу бежит (ладони к голове – ушки)
В дверь к нему стучит, стучит (кулачек о кулачек)
Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой (показывает большими пальцами обеих рук назад)
Зайка, зайка, забегай (движения ладонями к себе)
Лапу мне давай (одна ладошка в другую)