Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Опыт сотрудничества семьи, социума и учреждения дополнительного образования детей в формировании профессионального самоопределения воспитанников
15 минут 10190 3362

Опыт сотрудничества семьи, социума и учреждения дополнительного образования детей в формировании профессионального самоопределения воспитанников

terexinaДорогие друзья, сегодня представляем Вам Терехину Ларису Александровну, директора МОУ ДОД Чердаклинского ЦДОД высшей квалификационной категории. Лариса Александровна награждена Почетной Грамотой Министерства образования Российской Федерации, Грамотами и благодарственными письмами Законодательного Собрания и Губернатора Ульяновской области, общественной наградой – медалью «За достойный труд» Федерального Собрания Российской Федерации, решением Высшего совета  национальной Ассоциации объединений офицеров в запасе Вооруженных Сил удостоена звания лауреата Форума «Общественное признание» за активное участие в военно-патриотическом воспитании молодежи.

Лариса Александровна с удовольствием делится в статье своим профессиональным опытом объединения семьи, социума и учреждения дополнительного образования детей с целью формировании профессионального самоопределения воспитанников. Данная статья будет интересна классным руководителям, старшим вожатым, заместителям директоров по воспитательной работе учреждений образования, педагогам дополнительного образования, методистам учреждений дополнительного образования детей.


 

 Опыт сотрудничества семьи, социума и учреждения дополнительного образования детей в формировании профессионального самоопределения воспитанников.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Чердаклинский Центр дополнительного образования детей (далее по тексту – МОУ ДОД ЦДОД) является многопрофильным учреждением дополнительного образования детей и реализует образовательные программы дополнительного образования по 7 направленностям: социально-педагогической, художественно-эстетической, эколого-биологической, научно-технической, культурологической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой. В МОУ ДОд ЦДОд занимается около 1,5 тысяч детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет. Большая часть объединений дополнительного образования находится на базе 19 образовательных учреждений МО «Чердаклинский район». Соответственно такой территориальный разброс объединений дополнительного образования создает специфику работы учреждения дополнительного образования в сельском социуме.

В соответствии с уставом МОУ ДОД ЦДОД на его базе создано и действует более 18 лет Ассоциация детских и подростковых объединений и организаций Чердаклинского района «Радуга». В состав Ассоциации входят детские подростковые объединения и организации 20 ОУ МО «Чердаклинский район». Поэтому работа учреждения МОУ ДОд ЦДОд выстраивается в 2 направлениях: образовательная деятельность учреждения через реализацию образовательных программ дополнительного образования детей и воспитывающая деятельность через детское самоуправление на территории МО «Чердаклинский район». С помощью Ассоциации «Радуга» в районе создано единое воспитательное пространство, в котором реализовать свои способности может каждый ребенок вне зависимости успешен он в учебе или нет.

9 лет успешно под руководством МОУ ДОд ЦДОд в рамках деятельности Ассоциации «Радуга» на территории МО «Чердаклинский район» реализуется программа развития тимуровского движения «Звезды Тимура». Главной идей возрождения тимуровской работы является создание условий для инициирования и развития добровольческого движения на территории МО «Чердаклинский район» через детские и подростковые объединения и организации, функционирующие на базе образовательных учреждений. Тем самым, волонтеры – тимуровцы решают проблемы социума с помощью участия в социально-значимой деятельности. На базе 20 образовательных учреждений функционируют 58 тимуровских отрядов, в которых работают 880 ребят объединенных идеями милосердия и благотворительности. На протяжении 9 лет на территории МО «Чердаклинский район» в рамках деятельности Ассоциации детских и подростковых объединений и организаций «Радуга» было проведено множество благотворительных конкурсов, фестивалей, праздников: фестиваль «Рождественский перезвон», фестиваль «Добра и милосердия», детская рождественская Неделя милосердия, рождественская елка для детей-инвалидов района. В ходе проводимых мероприятий появился стабильный контингент учащихся, которому важно было делать добрые дела не только для близкого круга людей, но и совершенно не знакомого, нуждающегося в сочувствии, поддержке, помощи, поэтому в рамках Ассоциации было принято решение разработать концепцию добровольчества, которая обеспечила бы динамику личностного роста и развития ее участников.

Проведено 9 районных Сборов тимуровских команд «Звезды Тимура», на которых определялись ведущие направления тимуровской работы с учащимися ОУ района и подводились итоги реализованных планов и проектов. С 2004 года велась и ведется системная работа по подготовке волонтеров, тимуровцев через палаточные лагеря «Дорогою добра», «Пути добра», «Территория добра». Через палаточные лагеря подготовлено более 300 тимуровцев.

Большое внимание уделяется созданию положительного имиджа тимуровцев через освещение их деятельности в районных и областных СМИ. Для большего привлечения к благотворительной деятельности детей и подростков в МОУ ДОд Чердаклинском ЦДОд наравне с «Галереей меценатов ОУ МО «Чердаклинский район» создана постоянно действующая «Галерея лучших тимуровцев МО «Чердаклинский район», что дает возможность подросткам почувствовать свою значимость в большой благотворительной деятельности.

Интересно и увлекательно на территории МО «Чердаклинский район» проходят игры «Последний герой» для подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации, поисковая акция «Учителя - тимуровцы прошлых лет», конкурс фотоколлажей «Поколение без войны», конкурс буклетов «Маршруты тимуровских дел», фотовыставка «Мы – тимуровцы! Пусть все об этом знают!» с приглашением депутатского корпуса МО «Чердаклинский район», праздник «Встретим Рождество весело!» для воспитанников Кр.Городищенской школы-интерната, концертные, конкурсные программы для ветеранов войны и труда, проходящих лечение в филиале областного госпиталя в селе Озерки, конкурсы сочинений, исследовательских работ о благотворителях «С милостью в сердце». Все эти мероприятия способствуют созданию и развитию сети добровольческих объединений на территории МО «Чердаклинский район», росту количества участников тимуровского движения, способных самостоятельно работать в рамках реализуемых внутри движения волонтерских проектов.

Вся деятельность тимуровского движения МО «Чердаклинский район» осуществляется в тесном контакте с районным Советом ветеранов войны и труда.

Возвращение общественного сознания к таким социально-этическим понятиям, как милосердие, попечительство, благотворительность есть веяние нашего времени.

Если каждый ребенок в процессе полезной общественной деятельности увидит все стороны человеческих страданий, от содержания которых мы так тщательно оберегаем детей, если ребенок окажет помощь нуждающимся, вот тогда мы получим, наверняка, милосердное поколение…

Главная задача современного педагога, родителей, различных «институтов социализации» в том, чтобы донести до сознания своих воспитанников понимание того, что «милосердие-интимное дело». Им занимаются не ради славы или поощрения, а для себя. И следование высоким этическим нормам порождает ту особенную атмосферу, без которой наша жизнь ущербна. Люди хотят быть добрыми и отзывчивыми. Добро абсолютно. И если мир наш ещё существует, то в силу Добра.

Ещё в 6 веке до нашей эры Пифагор высказал мысль о том, что «здоровье есть стремление к добру».

Результатами программы «Звезды Тимура» можно считать создание условий для поддержки социально-одаренной молодежи, развития сети добровольческих объединений, концепции добровольчества на территории МО «Чердаклинский район», обеспечение динамики личностного роста и развития участников программы, возросшее количество участников программы, способных самостоятельно работать в ее рамках.

Интересен с точки зрения профессионального самоопределения воспитанников МОУ ДОд ЦДОд проект «Единая семерка», в котором отражен опыт использования навыков самоорганизации жизнедеятельности детских общественных организаций в проведении каникул.

Проект «Единая семерка» реализуется на территории МО «Чердаклинский район» 6 лет. Главные идеи данного проекта состоит в организации каникулярной занятости детей инструкторами-вожатыми по разработанным ими программам в период летних, осенних, зимних, весенних каникул, в решении проблем социума с помощью организации социально - значимой деятельности детей.

Создание проекта было продиктовано самой жизнью: первоначально важно было обеспечить занятость детей в селах МО и рабочем поселке Чердаклы в августе месяце, когда ощущается остро дефицит педкадров(отпуск, ремонт школ и т.д.) Т.к. районная Ассоциация «Радуга» существует в нашем районе, на базе нашего учреждения 18 лет и имеет большой опыт по самоорганизации детей, было принято решение дать возможность ориентированным на педагогическую деятельность детям реализовать себя в качестве вожатых в своих населенных пунктах.

Этапы реализации проекта «Единая семерка»:

1этап – 2006 год подготовка инструкторов-вожатых для проекта в палаточном лагере «Дорогою добра». Заочный конкурс программ проекта для участников. Вручение победителям удостоверений и значков «дети-детям».
2 этап – 2007 год введение в районный конкурс «Я – лидер» номинации «Я – лидер –вожатый». Разработка социально-педагогических образовательных программ дополнительного образования «Школа лидера», «Юный вожатый», «Клуб старшеклассников», «Игротехники».
3 этап – 2008 год выдача путевок участникам проекта с рекомендациями по организации каникулярной занятости для детей своего населенного пункта.
4 этап – 2009-2010 год работа победителей финала районного конкурса достижений инструкторов-вожатых, активных участников проекта «Единая семерка», в качестве вожатых отрядов в ДООЛ «Юность» на смене актива Ассоциации «Радуга». Реализация инструкторами-вожатыми проекта «Переменный марафон» по организации досуга детей на переменах в ОУ МО «Чердаклинский район». Обучение новым формам организации досуга инструкторов-вожатых, новичков в палаточном лагере «Территория добра».
5 этап – 2011-2012 год   реализация инструкторами-вожатыми проекта «Сами» по организации досуга детей в осенние, зимние, весенние каникулы. Работа лучших инструкторов-вожатых по путевкам от Ассоциации «Радуга» в качестве помощников вожатых в пришкольных летних оздоровительных лагерях, профильных палаточных лагерях. Районный слет лидеров по организации каникулярной занятости детей «Лето с плюсом 2012».

За 6 лет действия проекта «Единая семерка» более 150 детей попробовали себя в роли вожатых. Анализируя дальнейший их путь в жизни при выборе профессии в среднем, где то 30 человек из этого количества выбрали педагогически ориентированную профессию, более 40 человек в студенческие годы активно работали в органах студенческого самоуправления.

Юными вожатыми создано более 60 интересных программ по летней занятости в рамках проекта «Единая семерка», таких как «Ромашковое лето», «Знатоки народных игр», «Тропою отважных» и другие, которые вошли в банк методических программ данного проекта. Навыки по самоорганизации детей в детской общественной организации дают им возможность находить в своих населенных пунктах тех детей, которые не охвачены ни одним из видов детского отдыха. Так показателен пример создания программы «Солнечные дети» ученицей 9 класса Суходольской средней школы для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому(дети 8 вида). «Солнечные дети» - так назвала их юная вожатая, и на наш вопрос: «Почему - солнечные дети?», девочка просто ответила: «Они очень искренние и открытые для общения, которого им так не хватает». В период весенних каникул с этими детьми проводились конкурсы по созданию русских народных кукол - закруток, летом - игровые программы, в которых активно использовалось декоративно-прикладное творчество.

Главными результатами проекта «Единая семерка» мы считаем: создание условий для поддержки педагогически-одаренной молодежи, создание педагогически управляемой среды личностного роста участников проекта, формирование социального имиджа детской организации на территории МО «Чердаклинский район», развитие контактов с семьями участников проекта и детьми, для которых этот проект реализовывался, возросшее количество участников проекта, способных самостоятельно работать в рамках программы «Дети-детям» и влиять на решение проблем социума по организации каникулярной занятости детей.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» по поддержке талантливой молодежи в МОУ ДОд ЦДОд более 5 лет проводится лидерские конкурсы по направлениям: «Лидер - турист», «Лидер – тимуровец», «Лидер – дублер вожатого», «Лидер здоровья», «Лидер лидеров». В основу работы с талантливыми и одаренными детьми мы вкладываем подходы к понятию одаренности известного российского психолога Д.Б.Богоявленской о том, что «развитие одаренности – не только развитие интеллектуальных особенностей, это - развитие личности с ее ценностями». Мы убеждены , что, обучаясь в образовательном учреждении, ребенок должен попадать в такую образовательную среду, которая позволяла бы формировать у него готовность к реализации совокупности социальных ролей: патриота, лидера, туриста, эколога, исследователя и т.д. Образовательная среда учреждения, в котором обучается и воспитывается ребенок должна социально защищать его (предотвращать межличностные конфликты, формировать позитивные отношения между людьми, развивать способности и интересы личности, защищать ее права, формировать и развивать личностные качества, необходимые для позитивной жизнедеятельности.

Подтверждение правильности работы с детьми в данном направлении мы нашли в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». В этом стратегическом документе в разделе «Ключевые принципы Национальной стратегии» написано «Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности». Осуществлять в МОУ ДОд ЦДОд непрерывное воспитание и образование помогают летние профильные палаточные лагеря: гражданско-патриотический «Тропою отважных», волонтерский «Территория добра», эколого-краеведческий «В гостях у Золотой пчелы», православный «Страна Радости». Реализуя программы летнего отдыха и оздоровления детей в палаточных лагерях мы выполняем важную социальную задачу – обеспечиваем доступность отдыха и оздоровления для разных категорий детей, делаем доступной физкультурно-спортивную, туристическую инфраструктуру для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей, профессионально ориентируем детей в рамках летнего отдыха и оздоровления.

Академик А.Г.Асмолов (1990 год) вводит категорию социального пространства как действительности, в которой существуют на данном интервале исторического времени различные «институты социализации»(семья, школа, трудовые коллективы), большие и малые социальные группы, участвующие в процессе приобщения личности через совместную деятельность общественно-исторического опыта. Социальное пространство становится воспитательным благодаря интеграции усилий в сфере воспитания и делегированию организационно-управленческих функций (инициирования, координации, оценивания) средствами социального партнерства.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2351 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2196 608