Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Приобщение детей к народным традициям
7 минут 9694 2328

Приобщение детей к народным традициям

KolinishenkoДорогие друзья, приглашаем Вас познакомиться с Колиниченко Анной Валериевной воспитателем МБДОУ ЦРРДС «Гнёздышко» город Черногорск, Республика Хакасия. Анна Валерьевна в своей статье рассказывает о важности  приобщения детей к народным традициям, к осмыслению, укреплению национальных культурных традиций, воплощённых в фольклоре, семейно – бытовых обычаях, обрядах, ритуалах. Данная статья будет интересна родителям малышей и воспитателям дошкольных учреждений.

Комментарий к статье от Анны Валериевны:

"Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми. Отличаться смекалкой, волей, находчивостью и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой."

Полезного чтения...


Приобщение детей к народным традициям

В настоящее время растёт интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощённых в фольклоре, семейно – бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учёными и практиками. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

Об использовании культурного наследия России в общественном воспитании говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский. В статье «О народности в общественном» он писал: «… воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…»

Давайте постараемся разобраться, что такое народные традиции, что можно к ним отнести.

Слово «традиция» - означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности), процесс социального наследия, его способы. В качестве традиции выступают определённые общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д.

Русские народные традиции – одна из составных частей культурного наследия русского народа. Они открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности, помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

Приобщение детей к народным традициям, культуре, развитие духовности занимают всё больше места в педагогическом процессе ДОУ. Коллектив нашего детского сада в течение 20 лет ведёт работу в этом направлении. В качестве основных средств воспитания мы используем все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они помогают нам раскрывать содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми. Отличаться смекалкой, волей, находчивостью и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. Дети нашей группы любят весёлые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры.

"Бежит заяц через мост,

Длинные уши, куцый хвост.

Ты далеко не беги.

Посчитать нам помоги.

Раз, два, три – выйди ты!"

Слово, соединённое с музыкой и движением, обладает ещё большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играют песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания. Обрядовые песни описывают благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие действия изображают желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни. Наши воспитанники с удовольствием исполняют народные песни, играют на народных инструментах.

"Весна красна, тёплое летечко!

Люли – люли, тёплое летечко.

Весна красна, что же ты нам вынесла?

Люли – люли, что же ты нам вынесла?

Малым деточкам по яичечку,

Люли – люли, по яичечку,

Красным девушкам по женишечку,

Люли – люли, по женишечку. "

С первых дней в детском саду дети оказываются во власти слова и музыки. С группы раннего возраста колыбельные песни, пестушки, потешки настраивают детей на гармоничный музыкально-поэтический лад.

Подрастая, дети погружаются в мир народных песен, сказок и былин, начиная со старшего дошкольного возраста, мы знакомим детей с первыми историческими произведениями – былинами в обработке И. Карнауховой.

Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Они не велики по объёму, но очень ёмки по смыслу. Большая их часть обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию. В народных изречениях заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового, семейного воспитания. Начиная со старшего дошкольного возраста знакомим детей со смысловым значением пословиц и поговорок.

Загадки – это замысловатое краткое поэтическое образное описание, какого- либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека. Начиная со средней группы, обучаем детей отгадывать загадки, придумывать свои собственные.

Два убегают, 2 догоняют, отдыхают вместе? (колёса).

Песни, игры, загадки объединяем в народных праздниках: "Посиделки", "Капустник", "Колядки". Через обряды передаём детям значительный объём знаний о мире: о причинных зависимостях, о свойствах природных явлений и др.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни были материальными благами. Традиции – хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

Поэтому педагоги нашего учреждения прилагают все усилия, чтобы крупицы народных традиций зародили в душах детей любовь и уважение к русскому наследию.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2132 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6541 677