Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем. Поэтому сегодня, опытом своей работы по формированию правильной речи у детей дошкольного возраста поделиться с нами Вятчина Александра Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 45» города Братска. Данная статья будет интересна педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Краткий комментарий к статье от Александры Ивановны:"Правильная речь неотделима от мира мыслей: речь — это связность мыслей. В правильной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Использование информационных технологий в дошкольном образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность."
Интересного чтения...
«Значение правильной речи в развитии детей дошкольного возраста»
Воспитание чистой речи у ребёнка - одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договариваться со сверстником о совместной игре.
И, наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер. В 6-7 лет, а иногда и раньше, дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, некоторые и раздражительными. Нам нужно воспитать полноценную личность, поэтому надо устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом.
Необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво. Если в семье ребёнка понимают с полуслова и он не испытывает особых неудобств, его речь несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребёнка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и друзья, и взрослые.
Следовательно, чем раньше (по мере возрастных возможностей) мы научим говорить ребёнка правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе. Ещё острее встанет вопрос о чистоте детской речи с приходом ребёнка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика. Те неудобства, которые ребёнок испытывал в семье, в детском саду, ещё в большей мере сказывается в школьном коллективе. С первого дня пребывания в школе ребёнку приходится широко пользоваться речью: отвечать на вопросы в присутствии других детей, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу.
Таким образом, воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста – это важная задача, серьезность которой должны осознать и родители, и воспитатели.
Нет такой области, в которой бы не развивалась речь ребенка, поэтому нужно ответственнее подходить к тому, как мы развиваем речь детей.
Методические приемы разнообразны, они определяются содержанием занятия, степенью новизны материала, речевыми особенностями детей, их возрастом.
Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.
Конечно, не стоит забывать, что образец правильной речи педагога играет важную роль на первоначальных этапах обучения. Детям предлагают поучиться правильно, говорить слова, запомнить их.
Используются такие приемы, как создание проблемных ситуаций; подсказ нужной формы произношения; исправление ошибок; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о том, как сказать правильно, и др.
В ходе игровой деятельности педагог способствует активности всех детей, точности и осознанности их ответов, фиксирует их внимание на звуковом образе слова и особо на произношении окончаний.
Практика речевого общения – важнейшее условие формирования грамматических навыков.
Повседневная жизнь дает возможность незаметно, в естественной обстановке упражнять детей в употреблении нужных грамматических форм, фиксировать типичные ошибки, давать образец правильной речи.
В совместной, самостоятельной детской деятельности, в режимных моментах (во время дежурства, на прогулке, в процессе умывания, сборов на прогулку, в коллективных играх) педагог поощряет и побуждает общение детей друг с другом, сам вызывает их на разговор. В качестве образца используется пример правильной речи как своей, так и детей. При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками.
Грамматическое упражнение может быть частью компьютерной игры, например упражнения на согласование существительного и прилагательного в роде и числе, словообразовательные и др. Так, детям предлагается ответить на вопросы: Большой, деревянный, красивый. Широкая, глубокая, судоходная. Это река или ручей? Река глубокая, а море еще... (глубже).
В процессе развития элементарных математических представлений при помощи компьютерной игры дети упражняются в правильном сочетании числительных и существительных: пять карандашей, шесть утят, три ежа, пять ежей; определяя величину предмета, образуют сравнительную степень прилагательного: длиннее, короче, выше, ниже; сравнивая рядом стоящие числа, учатся изменять числительные: шесть больше пяти, пять меньше шести.
В компьютерной игре по ознакомлению с природой дети упражняются: в употреблении сравнительной и превосходной степеней прилагательного: осенью дни короче, ночи – длиннее; зимой – самые короткие дни, самые длинные ночи; в употреблении глаголов: весной – день удлиняется, ночь укорачивается; осенью – листья опадают, трава вянет; весной – набухают почки, распускаются листья, зацветают цветы.
Рассматривание картин с использованием мультимедийной установки, в основном сюжетных, используется для формирования умения строить простые и сложные предложения.
Прослушивание на электронной книге рассказов сказок – является ценным средством для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи. Игры по обучению детей пересказыванию произведений обогащают язык, развивают последовательность и логичность мышления и речи.
Сюжетно ролевые компьютерные игры предоставляют возможность для воспроизведения определенных жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существительных с прилагательными.
При включении в образовательный процесс компьютерной игры важно правильно определять программное содержание. Наряду с трудными задачами следует брать и легкие, хорошо усвоенные детьми. Обучая детей способу образования слов, следует давать не только форму именительного падежа множественного числа, но и форму именительного падежа единственного числа, а также формы родительного и творительного падежей. Тогда ребенок начнет ориентироваться в типичных способах изменения слов по числам и падежам, а не только будет усваивать одну трудную форму.
Материал для компьютерной игры подбирается так, чтобы были представлены не только слова одной грамматической формы или одной грамматической категории, но и близкие им, уже известные детям.
Обязательное требование к компьютерной игре: она должна быть знакома детям, оформлена эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ним совершать.
В своей практике я эффективно применяю новые информационные технологии, которые помогают мне развивать речь ребенка.
В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей, следовательно развивается речь ребёнка. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
- представление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- предоставляет возможность индивидуализации образования;
- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
- компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их;
- психологически облегчает процесс усвоения материала;
- расширяет общий кругозор детей;
Взаимодействие с родителем в процессе любой работы (и в том числе игры на компьютере) развивает речь и мышление ребенка, а также способствует установлению взаимопонимания и эмоциональной близости между ним и родителем, что очень важно для гармоничного развития ребенка. Также в совместной с ребенком игре вы сможете увидеть, с какими заданиями он может справиться сам, а с какими только с вашей помощью. Это подскажет, над какими темами нужно поработать с ребенком дополнительно.
Начинайте играть в компьютерную игру всегда вместе с ребенком. Обсуждайте с ним ход выполнения заданий, возможные действия, способы решения задач. Наблюдая за ребенком, вы сможете убедиться, насколько ему подходит эта компьютерная игра, интересна ли она ему, не слишком ли сложна или, наоборот, легка и насколько он сможет справляться с работой в дальнейшем самостоятельно.
Развитие правильной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Правильная речь неотделима от мира мыслей: речь — это связность мыслей. В правильной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Использование информационных технологий в дошкольном образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.