Дорогие друзья, приглашаем Вас познакомиться с Беляевой Валентиной Николаевной, воспитателем БДОУ «Детский сад № 392 общеразвивающего вида» города Омска. Валентина Николаевна работает с детьми старшего дошкольного возраста, награждена Почетной Грамотой Министерства образования Российской Федерации. И сегодня в своей статье поделится профессиональным опытом приобщения детей к истокам русской народной культуры. Данная статья будет интересна и полезна в работе воспитателям ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Валентины Николаевны:
"C удовольствием поделюсь опытом работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные фольклорные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Знакомство с детским фольклором развивает интерес к народному пению, воспитывает художественный вкус, развивает речь ребёнка, формирует его нравственные привычки, обогащает знания детей о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем обучают навыкам поведения. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, любви. Ребёнку народное творчество доступно и понятно, а значит интересно."
Приятного чтения...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Проблема по приобщению детей к истокам русской народной культуры является одной из наиболее актуальных в связи с тем, что велико значение по формированию традиций русского народа, народной культуры, обычаев. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем.
В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.
Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
Для этого мы обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую очередь фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.
Актуальность этой проблемы выражается также в необходимости нашего общества противостоять негативным явлениям социальной среды, в которой формируется подрастающее поколение.
В « Федеральной целевой программе развития образования» говорится о необходимости воспитания культурной, творческой личности, умеющей в дальнейшем найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности, о возникновении потребности в воспитании нравственной основы подрастающего поколения.
Народные истоки оказались той опорой формирования основ нравственности, которая складывалась веками, на протяжении столетий была близка и понятна каждому россиянину. Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает не проходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Вбирая в себя исторический опыт многих поколений, оно имеет колоссальное значение для развития личности.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные фольклорные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Знакомство с детским фольклором развивает интерес к народному пению, воспитывает художественный вкус, развивает речь ребёнка, формирует его нравственные привычки, обогащает знания детей о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем обучают навыкам поведения. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, любви. Ребёнку народное творчество доступно и понятно, а значит и интересно.
Чтобы выявить значимость данной проблемы, необходимость заниматься ею,
была проведена анкета для родителей, из результатов которой можно выяснить, нужны ли знания детям и родителям по русской народной культуре или нет. Для этого были опрошены родители средней группы.
По результатам анкетирования выяснили, что многие родители нуждаются в помощи педагогов при подборе загадок, потешек, считалок. В повседневной жизни родители редко используют пословицы, мало рассказывают о народных праздниках; причина у многих банальна - не хватает времени. Но многие посещают культурные центры нашего города во время проведения народных гуляний, праздников. Родители одобряют проведение фольклорных праздников в детском саду и некоторые хотели бы принять в них участие
Подводя итоги анкетирования, очевидно, что все родители группы желают, чтобы их детей приобщали к истокам русской народной культуры, что у детей и родителей есть потребность в изучении народного творчества.
Основная цель:
глубже изучать культуру родного края и использовать свои знания в приобщении детей к истокам русской народной культуры;
воспитывать личность ребёнка, обладающего базовой культурой, формировать его культурные потребности, эмоциональную отзывчивость.
Определив цель, поставили конкретные задачи:
- воспитывать любовь к Родине, к родному краю и его истории;
- приобщать к культуре и традициям русского народа, воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие;
- воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;
развивать творческие и интеллектуальные способности детей, художественный вкус;
- познакомить с богатым, образным родным языком;
- обогатить речь детей, развивать речевую культуру;
- выявить эффективность использования малых фольклорных форм в разных видах деятельности детей.
А далее шла кропотливая работа.
Мы старались применять материал по народному творчеству в повседневной жизни детей. Подобрали серию потешек, прибауток, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок, хороводов, народных игр и использовала их в работе с детьми.
Были и трудности, например, не было соответствующих материалов и пособий, окружающая действительность (особенно в городе) не давала возможности реального приобщения детей к народной культуре.
Вот тут пришли на помощь и родители, и бабушки, и сотрудники. Общими усилиями стали собирать материал в уголок старинного русского быта. Сделали переносную печь (из-за нехватки помещений), разместили домашнюю утварь, полотенца, рушники, вышивку и т. д.
Здесь же разместили предметы народно-прикладного искусства (Городец, Хохлома, Дымка, Гжель и др.). Это было вызвано тем, что именно в такой обстановке хотелось познакомить детей с народными промыслами всей России.
За теоретическим и практическим материалом обращались в Омскую общественную организацию « Центр славянских традиций», в Омский государственный историко-краеведческий музей.
Теперь в «избе» стали проводить мероприятия по ознакомлению детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством, петь народные песни, частушки, заклички. В перспективе устраивать посиделки с чаепитием из самовара, угощением печеньем «жаворонки» и т. д.
Большую радость приносили детям народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывали яркие матрёшки. Малышам рассказываем о красоте, яркости, об особенностях игрушки. Постепенно подводим к осмыслению понятия «народная игрушка». Старшие дети знакомились с её мастерами, историей возникновения. Детей младшего возраста знакомим с предметами быта, их названиями, предназначением, способами действий с ними, а старшим детям объясняем историческую преемственность с современными аналогами. Организация таких моментов предполагает активность самих детей, так как им надо догадаться, для чего был нужен тот или иной предмет, как он использовался. В помощь детям загадываем загадки, используем пословицы, поговорки.
Особое внимание уделяем расширению активного словаря детей с учетом того, что зачастую внешне похожие предметы имеют разные названия (горшок, кувшин, скамейка, табурет.) Для большей доступности устных фольклорных произведений в «избе» поместили расписную кровать с младенцем-куклой. Именно так обыгрываются колыбельные песни, потешки, прибаутки.
Чтобы заинтересовать детей, используем прием присутствия игрового персонажа. Это могут быть и игрушечные животные, наиболее часто встречающиеся в фольклорных произведениях: котик, собачка, петушок…, и сказочные герои, и персонажи кукольного театра. Конечно, обязательно включаем сюрпризные моменты (сундук со сказками, пришли гости, волшебный мешочек…), игровые приёмы (отправляемся в гости, преодолевая различные препятствия, путешествия на разных видах транспорта, оказание помощи хорошо знакомому персонажу, приготовление подарков для кого-то, превращения и т. д.)
Для того чтобы познакомить детей с достаточно сложными понятиями, например, о роли обрядов и традиций в жизни людей, о значении поговорок и народных примет, используем отличный приём - диалог между воспитателем и игровым персонажем. Воспитатель выполняет как бы связующую роль между детьми и игровым персонажем. Персонаж, в зависимости от ситуации, может выступать в роли знатока, который обучает детей, а может быть и наоборот - дети обучают глупого или ленивого, игрового или сказочного персонажа. На таких примерах, как правило, решаются и воспитательные задачи. Игровой персонаж не всегда ведёт себя наилучшим образом: может быть капризным, непослушным, невежливым. Поучая и урезонивая его вместе с воспитателем, дети утверждаются в положительном поведении, способах общения.
В «избе» более интересно и качественнее стала проходить совместная деятельность по знакомству с народно-прикладным искусством, праздники, развлечения.
После проведения некоторых фольклорных мероприятий заметили интерес родителей, бабушек к этой теме. Предложили более свободным от работы бабушкам принять участие в проведении таких праздников, ведь кто как ни они воочию знают народные песни, игры, хороводы и.т.д.
Результат превзошел все ожидания. Были в восторге не только дети, но и бабушки. Ребенок был горд, что выступает вместе с бабушкой, мамой, а бабушки и мамы, в свою очередь, получили огромный положительный эмоциональный заряд.
Практический опыт показал, что при отборе фольклорного материала нужно учитывать возрастные возможности детей .Для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются так называемые « малые фольклорные формы»- потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением « малых форм», всё большее место должно уделяться народной сказке, пословицам, поговоркам. Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, можно использовать такую форму работы, как беседа.
После окончания определенного отрезка проделанной работы можно сказать, что у детей появился интерес, возросла работоспособность, всё более смелее стали применять пословицы, поговорки не только на занятиях , но и в свободной деятельности.
Результаты проведенной диагностики показали, что приложенные усилия совместной работы воспитателя, музыкального работника, родителей, бабушек, работников музея, библиотеки не прошли даром.
В своей работе мы, конечно, опираемся на помощь родителей, стараемся сотрудничать с ними. Поэтому, приступая к работе над темой, составили план работы с родителями:
1. Организовать консультации на темы:
- * « Куда повести малыша в выходной день?»;
- * «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей»;
- * «Устное народное творчество - кладезь народной мудрости».
2 .Привлечь родителей к сбору предметов народного быта для оформления уголка «избы» в детском саду.
3. Заинтересовать и привлечь бабушек к проведению фольклорных мероприятий.
4. Пошив родителями, бабушками элементов русского народного костюма
(юбка, кокошник, фартук).
5.Провести родительское собрание « Посиделки у самовара» с обсуждением совместной работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
6. Родителям вместе с детьми принять участие в выставках и конкурсах, проводимых Омским государственным историко - краеведческим музеем.