Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия. Дидактические игры весьма сложны для руководства, так как важно, чтобы дидактическая игра не превратилась в учебное занятие. Сегодня Бугакова Светлана Анатольевна воспитатель ДОУ 173 «Сказка» города Самары, в своей статье поделиться с нами подбор дидактических игр, направленных на формирование познавательных процессов старших дошкольников на этапе предшкольной подготовки. Данная статья будет интересена воспителям старших групп, психологам, старшим воспитателям.
Светлана Анатольевна о своей работе:
"Каждое утро бегу к своим малышам! Если они счастливы, если им интересно – значит всё не напрасно. Черпаю в детях, в работе – силы, вдохновение, веру в то, что смогу дать им, что-то хорошее, новое."
Познавательного чтения...
Одной из задач ДОУ является подготовка детей к школе. Подготовка к школе – процесс последовательного формирования школьной готовности как целенаправленная система взаимосвязанных качеств детской личности. Результатом подготовки является готовность к школе. Готовность к школьному обучению – это определённый уровень психологического и морфофункционального развития ребёнка, при котором систематическое школьное обучение не приведёт к ухудшению состояния здоровья, срыву социально психологической адаптации. Отечественные педагоги, которые исследовали данную проблему - М.И.Лисина, З.М.Истомина, Т.В. Тарунтаева, Н.Ф. Виноградова. Выделяют психологическую и физическую готовность. Психологическая готовность включает в себя социально – личностную зрелость, интеллектуальную и эмоционально – волевую готовность. К интеллектуальной готовности относится развитие познавательных процессов: память, внимание, воображение, мышление, восприятие, речь. Проблема преемственности между дошкольным и школьным образованием заключается в том, что подготовка к школе вытесняет специфические формы жизни ребёнка. Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Целенаправленная учебная деятельность для детей дошкольного возраста ещё непосильна в силу психофизиологических ограничений. Включение детей этого возраста в учебную деятельность требует особых условий, а именно использование игры в педагогической деятельности. Игра – активность индивида, направленная, условное моделирование деятельности. Игры бывают предметные, сюжетно - ролевые, дидактические, подвижные.
Целью моей работы является подбор дидактических игр, направленных на формирование познавательных процессов старших дошкольников на этапе предшкольной подготовки.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Дидактическая игра – это обучающая игра, в ней обязательно будут образовательные задачи, но она должна оставаться игрой, яркой, образной, интересной. Необходимо использовать в игре правильную интонацию, продумать, как заинтересовать игрой детей. В конце игры итог не подводится, но для себя воспитатель фиксирует полученные результаты. В старших группах игра проводится как часть образовательной деятельности.
Дидактические игры можно проводить со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребенком. Игры планируются заранее. Определяется цель, продумывается материал игры. Продумывается словарная работа (напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игры (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется). Кого с кем из детей посадить (сильный со слабым).
Игры на развитие внимания. Внимание – это направленность и сосредоточенность психической активности на определённом объекте при отвлечении от других. Оно является условием успешности любой деятельности.
1) Игра на развитие способности к переключению внимания.
Цель: развитие внимательности, быстроты распределения и переключения внимательности, расширение кругозора и познавательной активности детей.
Ход игры: ребёнку называются различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.д. Он должен хлопать в ладоши тогда, когда встретит слово, обозначающее животное, посуду, или что – нибудь другое. Если ребёнок сбивается, то задание повторяется снова.
Примечание: Можно предложить, чтобы ребёнок вставал, каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Можно объединить первое и второе задание, т.е. ребёнок хлопает в ладоши, если слышит слово, обозначающее животное, и вставать, если услышит слово, обозначающее растение. Также можно проводить игру в форме соревнования между несколькими детьми.
2) Игра на развитие произвольного внимания.
Цель: развитие произвольного внимания.
Материал: лист бумаги (по количеству детей), цветные карандаши.
Ход игры: Детям дают задание: нарисовать на листе бумаги 10 треугольников в ряд. Затем воспитатель предупреждает, что инструкция произносится только один раз: «Будь внимательны, заштрихуйте красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольник». Если дети переспрашивают, то воспитатель отвечает: «Делайте так, как поняли».
Примечание: Можно усложнять задание «Заштрихуйте красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольник, а зелёным - второй, четвёртый и шестой».
Игры на развитие восприятия. Восприятие – это отражение действительности, в совокупности их сторон при непосредственном их воздействии на органы чувств.
1) «Определи звуки».
Цель: Развитие способности к фонематическому различению. Материал: картинки, на которых изображены лампа, портфель, мяч, стол, утюг.
Ход игры: Спросить у детей знают ли они эти предметы. Затем воспитатель произносит какое – либо слово и просит показать тот предмет, название которого начинается с того же звука. Например , воспитатель говорит слово «молоко», а ребёнок показывает на картинку с мячом, т .к. «молоко» и «мяч» начинаются со звука «м».
Примечание: Игру можно проводить с одним ребёнком, с подгруппой детей. В первой половине дня, во второй половине дня, как индивидуальная работа по звуковой культуре.
2) Игра на развитие представлений о частях суток.
Цель: закрепление частей суток, развитие памяти, развитие связной речи, развитие мыслительных процессов.
Материал: рисунки или картинки с изображением каждого времени суток – утро, день, вечер, ночь.
Ход игры: детям задают вопросы: Что делаете утром? Когда вы приходите в детский сад? Что ты делаешь утром в детском саду?» и т.д. Затем детям показывают картинки и спрашивают, о каком времени суток идёт речь в каждой. Далее предлагается самостоятельно разложить картинки в соответствии с последовательностью частей суток.
Примечание: проводить с одним ребёнком, с подгруппой, со всей группой, как часть образовательной деятельности.
Игры на развитие мышления. Мышление - это процесс обобщённого и опосредованного отражения существенных связей и отношений между объектами.
1) «Найди лишнее слово».
Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделение существенных признаков.
Ход игры: детям зачитывается серия слов. Каждая состоит из 4; 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Например,
Старый, дряхлый, маленький, ветхий.
Яблоко, слива, огурец, груша.
Примечание: Игра проводится с одним ребёнком, с подгруппой или всей группой, в первой половине дня, во второй половине дня, на прогулке.
2) «Определи понятие»
Цель: развитие словесно – логического мышления.
Ход игры: ребёнку предлагается набор слов: велосипед, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, кусать, острый. Задание: «Постарайся объяснить, что означает каждое слово». Можно задавать ребёнку наводящие вопросы.
Примечание: игра проводится с одним ребёнком, с подгруппой, со всей группой, в первой половине дня, во второй половине дня, на прогулке.
3) «Бывает – не бывает».
Цель: развитие мышления, сообразительности.
Материал: мяч.
Ход игры: Воспитатель называет ситуацию, ребёнок ловит мяч , если названная ситуация бывает. Например:
Воспитатель говорит: «Кошка варит кашу» (ребёнок мяч не ловит);
«Папа ушёл на работу» (ребёнок мяч ловит)
Примечание: Когда дети освоят игру, они могут сами придумывать ситуации. Игра проводится с одним ребёнком, с подгруппой, со всей группой, в первой половине дня, во второй половине дня, на прогулке.
Игры на развитие памяти. Память – это процесс организации и сохранения прошлого опыта, позволяющий его повторное использование в деятельности.
1) «Запомни предметы»
Цель: развитие зрительной памяти.
Материал: предметы – книга, шляпа, будильник, чашка, кубик, машинка.
Ход игры: На стол выкладываются предметы. Ребёнку даётся время, чтобы запомнить эти предметы, затем он отворачивается или закрывает глаза, и один предмет убирается. Затем ребёнок должен вспомнить, что отсутствует.
Примечание: Игра проводится с одним ребёнком, с подгруппой, со всей группой, в первой половине дня, во второй половине дня, на прогулке. Число предметов можно увеличивать постепенно до 15 или уменьшать время на запоминание, можно предметы не убирать, а менять местами, можно все предметы накрыть чем – либо и попросить назвать все предметы по памяти.
2) «Я положил в мешок».
Цель: развитие памяти, развитие способности вспоминать, развитие речи.
Ход игры: воспитатель говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет ещё что – нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». И так далее.
Примечание: Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту. Игра проводится с подгруппой, со всей группой, в первой половине дня, во второй половине дня, на прогулке.
Игры на развитие воображение. Воображение – это процесс создания новых образов путём переработки материалов восприятия и представлений, полученных в прошлом опыте.
- «Пантомима».
Цель: развитие воображения и творческих способностей.
Ход игры: Предложите ребёнку изобразить жестами, мимикой, и звуками какой – нибудь предмет (поезд, машину, чайник, самолёт) или какое – нибудь действие (умывание, расчёсывание, рисование, плавание).
Примечание: Если ребёнок затрудняется, то взрослый показывает, как нужно делать. Игра проводится с подгруппой, со всей группой, в первой половине дня, во второй половине дня, на прогулке.
- «Представь себе…».
Цель: развитие вербального воображения, фантазии, развитие речи. Ход игры: ребёнку предлагается: «Представь себе, что открыли школу для кошек!» или «Представь себе, что люди научились летать».
Примечание: Игра проводится с одним ребёнком, с подгруппой, со всей группой, в первой половине дня, во второй половине дня.
Игры на развитие речи. Речь – это процесс общения, опосредованный языком.
- «Два или три слога».
Цель: развитие речи, внимания, мышления.
Материал: мячи красного и синего цвета.
Ход игры: Дети садятся в кружок. Ведущий бросает в случайном порядке мячи, произнося при этом односложное слово. Ребёнок, поймавший мяч, перед тем, как вернуть мяч, изменяет слово так, чтобы оно стало:
Двусложным, если мяч красный – (дом – дома);
Трёхсложным, если мяч синий – (дом – домики).
Варианты слов: сад, куст, нос, блин, гриб, нож, шар, корж, бант, фант…
Примечание: Игра проводится с подгруппой, со всей группой, в первой половине дня, во второй половине дня.
- «Кто кем будет?».
Цель: развитие речи, внимания, воображения, мышления.
Материал: мяч.
Ход игры: Дети садятся в кружок. Ведущий бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос:
Кем (чем?) будет: яйцо, мальчик, жёлудь, икринка, мука, железо, ткань, почка, шерсть, ученик, девочка, щенок, телёнок, доска, козлёнок.
Примечание: Можно провести соревнование «Кто даст больше ответов на один вопрос?». Например: из яйца может появиться птенец, крокодил, черепаха, и даже яичница. Можно провести игру наоборот: «Кем был?» (цыплёнок, лошадь, корова, рыба, рубашка, хлеб….). Игра проводится с подгруппой, со всей группой, в первой половине дня, во второй половине дня, на прогулке.