Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

"Особенности организации и проведения подвижных игр для детей с нарушением зрения"
17 минут 14668 3351

"Особенности организации и проведения подвижных игр для детей с нарушением зрения"

Pavlova_IVВ век глобальной компьютеризации и информационных технологий проблема двигательной активность встает особенно остро, поэтому подвижные организованные игры являются не только средством развития двигательных качеств, но и сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания не только здоровых детей, но и детей с нарушением в развитии. Слепой и слабовидящий ребенок любит играть и совершенно так же, как и зрячий, может играть почти в любую игру, только слабовидящего нужно сперва научить играть, помочь ему овладеть игрой. Нередки случаи, когда воспитатели, учителя - дефектологи и родители затрудняются в правильной организации подвижных игр детей с нарушением зрения. Поэтому сегодня, опытом своей работы проведения и организации таких игр для детей с нарушением зрения поделится Павлова Ирина Васильевна, воспитатель и учитель – дефектолог (тифлопедагог) в МОУ начальная школа - детский сад компенсирующего вида №2 Ворошиловского района города Волгограда. Данная сататья будет полезна воспитателям, работающим с детьми с нарушением зрения.

Краткий комментарий к статье от Ирины Васильевны:

"За свой многолетний стаж работы организовывала разные виды деятельности дошкольников, в том числе и с использованием различных современных способов сотрудничества с родителями воспитанников (творческие конкурсы, семинары-практикумы, родительские гостиные, смотры конкурсы, подижные игры. и т.д)."

Полезного чтения...


 "Особенности организации и проведения подвижных игр  для детей с нарушением зрения"

Подвижные игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слепого и слабовидящего ребенка. Важным условием организации игр со слепыми и слабовидящими детьми является четкое взаимодействие родителей, педагогов и врачей.

С помощью медицинской диагностики слепых и слабовидящих детей я устанавливаю, какие игры противопоказаны каждому конкретному ребенку, а какие нет. Мне необходимо знать содержание каждой игры и степень ее влияния на функциональное состояние организма детей. При этом я учитываю и специфические отклонения в физическом развитии слепого ребенка.

Потеря зрения на основе органических нарушений замедлят физическое формирование ребенка, затрудняет подражание и овладение пространственными представлениями. У ребенка со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность, нарушена координация движений. Порой у дошкольников и даже младших школьников отсутствуют простейшие навыки ходьбы и бега, пространственной ориентации и элементарного самообслуживания.

Поэтому для организации игровой деятельности я учитываю состояние остроты зрения ребенка, его предыдующий опыт, особенности осязательно-слухового восприятия, наличие остаточного зрения, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребенка, место и время проведения игры, интересы всех играющих детей, а иногда и их настроение. Если есть необходимость увелечь детей, заинтересовать их игрой, я выбираю увлекательную, знакомую детям игру, в которой все они могут принять активное участие. И наоборот, если дети чрезмерно возбуждены, игра должна быть более спокойной.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ.

Игра должна соответствовать физическому развитию детей и тем навыкам, которыми они владеют. Выбирая инвентарь для игры, я для слепых — использовую озвученную атрибутику (озвученный мяч, свисток, бубен, колокольчик, метроном, погремушки и др.); для детей с остаточным зрением и слабовидящих — подобраю яркий и красочный инвентарь, учитывая контрастность предметов (как правило, использую красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета).

При использовании мяча в игре со слепыми детьми я подбираю мяч очень ровный (круглый), при этом он должен быть несколько тяжелее волейбольного. Тяжелый мяч лучше ощущается слепыми, и они скорее овладевают игрой с ним. Можно пользоваться и волейбольным мячом, предварительно проложив между камерой и покрышкой утяжеляющий материал. Выбор цвета мяча зависит от освещения. Если во дворе или в помещении не слишком светло, я использую мяч светлых тонов, если же освещение сильное, использую более темный мяч.

(Желательно использовать озвученный мяч, который дает возможность слепому ребенку не только свободно играть с мячом, точно бросать, легко ловить, но и самостоятельно находить его).

Весь используемый инвентарь должен быть безопасным!

Большое внимание я уделяю выбору и подготовке места, где будет проводиться игра. Необходимо убедиться в безопасности игровой площадки, определить ее размеры, установить ограничительные ориентиры (канавки, засыпанные песком чуть выше уровня всей площадки, линия из гравия или травяного покрова, асфальтированная дорожка, резиновые коврики, шнур, натянутый по периметру площадки, и другие рельефные, осязательные обозначения).

Такое оборудование игрового пространства дает возможность играющим определять границы площадки, легко ориентироваться на ней, что помогает им избавиться от страха перед препятствиями. На площадке не должно быть пней, ям, кустарника, поверхность площадки должна быть однородной, так как даже незначительные неровности почвы являются ощутимой помехой для слепого ребенка. Для слабовидящих ориентировочные линии я обозначаю цветными мелками или полосками яркой ткани. С размерами игровой площадки и со всеми возможными ориентирами (осязательными, слуховыми) играющих я знакомлю заранее, даю им самостоятельно походить, побегать, ощупать руками все предметы и инвентарь для безбоязненного передвижения по площадке.

Я, тем или иным сигналом (например, два длиндах свистка означают прекращение игры), ориентирую играющих, задаю нужное направление и предупреждаю об опасности. Звук использую как условный сигнал, заменяющий зрительное восприятие. Звук лучше всего улавливается ребенком, если его источник установлен на уровне лица.

В связи с тем, что слепой ребенок воспринимает всю игру на слух, у него может возникнуть перенапряжение органов слуха и нервной системы, что вызывает общее переутомление. Поэтому я большое внимание уделяю дозировке физической нагрузки при играх. Эти меры безопасности дают мне возможность легко вводить ребенка в игру, помогают ему избавиться от комплекса неполноценности, обеспечивают самореализацию и раскрытие творческого потенциала ребенка, создают положительный эмоциональный фон. Проведение совместных подвижных игр слепых и слабовидящих, детей с другой патологией и детей без патологии представляется на первый взгляд затруднительным.

Однако существуют варианты проведения и таких подвижных игр. Они нестандартны, поэтому в каждом отдельном случае приходится искать новые приемы, вносить в правила игры небольшие изменения, адаптируя игру для существующей группы.

Например, если игра ведется парами, то их можно составить так: зрячий — незрячий; незрячий — слабовидящий; мама — незрячий ребенок и т.д. Вместо простого можно использовать озвученный мяч, научить незрячих пользоваться осязательными и звуковыми ориентирами. В ряде игр нужно ограничивать поле деятельности зрячих игроков и игроков с остатками зрения, предварительно объявив об этом всем играющим. Если незрячих игроков равномерно распределить по командам, то команды уравновешиваются по общему состоянию зрения. В играх-догонялках слабовидящие ловят только слабовдящих, слепые же ловят всех, а в играх «Жмурки», «Ночной часовой» следует завязывать глаза только зрячим детям. Нельзя допускать, чтобы дети с остатком зрения или зрячие применяли в игре обманные действия, это обижает незрячих детей, и у них может появиться чувство недоверия к окружающим. Так как во время игр незрячие ориентируются на звук, на площадке необходимо соблюдать полную тишину. Перед игрой с бегом желательно, чтобы дети сначала показывали рукой направление, куда они собираются бежать. Необходимо научить незрячих детей бегу за лидером, ориентируясь при этом на звук шагов бегущего впереди. Я всегда стараюсь находиться там, куда бегут играющие, являясь для них ориентиром. Некоторые дети страдают светобоязнью, таких детей следует поставить так, чтобы солнце не светило им в глаза. Не следует забывать и о том, что поднятие тяжести способствует увеличению внутриглазного давления, а при кратковременном беге максимальной интенсивности продолжительностью пять секунд наблюдается снижение внутриглазного давления.

 

Эти данные следует учитывать при определении физической нагрузки для детей, страдающих глаукомой.

При проведении игр на местности с активным использованием слуха («Чем играем?», «Узнай по голосу» и др.) необходимо учитывать силу и направление ветра. Ветер способен отнести звуки в другую сторону, отчего игроки могут сбиться с пути.

В процессе игры (эстафеты) я веду постоянное наблюдение за самочувствием детей. Чтобы избежать переутомления, мне необходимо знать основные данные о физическом и психическом развитии каждого ребенка, а именно:

  • рекомендации врачей: офтальмолога, ортопеда, педиатра, психоневролога;
  • общее состояние здоровья ребенка (перенесенные инфекционные и др. заболевания);
  • состояние опорно-двигательного аппарата и его нарушения;
  • наличие сопутствующих заболеваний;
  • состояние зрительного дефекта (устойчивая или неустойчивая ремиссия);
  • способность ребенка ориентироваться в пространстве;
  • наличие предыдущего сенсорного опыта;
  • состояние и возможности сохранных анализаторов;
  • состояние нервной системы.

При организации и проведении занятий со слепыми и слабовидящими детьми противопоказаны все виды игр, сопряженные с опасностью глазного травматизма, а также резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением, упражнения, связанные с сотрясанием тела и наклонным положением головы. 

Приложение 1

Подвижные игры для детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

1. «Узнай фигуру»

Цель: развитие тактильной чувствительности, обучение навыкам узнавания формы и названия геометрических фигур.

Игра проводится вдвоем: взрослый (педагог, мама) и ребенок.

Инвентарь: плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и т. п.) двух размеров (диаметром 25—30 и З—4 см).

Инструкция. Большие фигуры выкладываются на полу, маленькие выдаются по одной в руки ребенку или надеваются ему на запястье в виде «часиков». Сначала ребенок рассматривает и ощупывает маленькую фигуру на руке, затем идет искать такую же большую фигуру среди лежащих на полу. Найдя нужную, встает на нее и произносит название фигуры. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не найдет все фигуры.

Методические указания.

• Фигуры вырезаются из картона или коврового покрытия с шероховатой поверхностью.

  • «Часики» вырезаются из картона, в них проделываются два отверстия, через которые продевается резинка -«браслет».

• В игре могут принимать участие и здоровые дети, в таком случае им завязывают глаза. Игра проводится на время: кто соберет больше фигур и правильно их   назовет. Могут быть предложены и варианты усложнения.

2.«Найди мячик»

Цель: развитие у ребенка способности ориентироваться на локализованный звук без посторонней помощи.

Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок.

Инвентарь: озвученный мяч (с бубенчиком внутри).

Инструкция. Ведущий прячет мяч или прячется вместе с мячом. После того как мячик спрятан, ребенок отправляется на его поиски.

Методические указания.

*       Мяч может быть фабричного производства со вшитым внутрь бубенчиком либо изготовлен своими руками из ткани и бубенчика.

*       Пока мячик прячут, ребенок стоит, закрыв уши, чтобы не слышать звука мяча и шагов ведущего, потом ведущий открывает ребенку уши.

*       Игра проводится до четырех раз: при локализации звука справа, слева, спереди и сзади.

*       Во время поисков у ребенка на пути не должно быть препятствий.

3.«Паровозик»

Цель: развитие внимания, координации движений, умения обращаться с предметом, освоение симметричных и асимметричных движений.

Игра проводится с группой детей из 5—6 человек.

Инвентарь: две гимнастические палки или гладкие рейки.

Инструкция. Все участники выстраиваются в колонну, хватом сверху берут рейки в правую и левую руки. Впереди и/или сзади встает ведущий. По команде начинаются синхронные движения руками вверх-вниз, вперед-назад, обеими руками или порознь. Во время движений дети имитируют звук паровоза «чух-чух-чух».

Методические указания.

  • Игра может проводиться в положении сидя на гимнастической скамейке.
  • Если игра проводится в положении стоя, продвигаться следует вперед или назад.
  • Смена движений происходит по команде ведущего.

4. «Попади в мишень»

Цель: развитие слуховой памяти и меткости.

Игра проводится с группой из четырех и более детей.

Инвентарь: мишень, издающая при попадании характерный звук, корзина с мячами.

Инструкция. Дети выстраиваются в колонну. На линии старта стоит корзина с мячами небольшого размера. Перед броском каждого игрока водящий издает кратковременные звуковые сигналы мишенью (или постукиванием рядом с ней). Затем ребенок бросает мяч в цель по памяти. При попадании в цель раздается звук, а ребенок получает один балл. Если бросок был неудачным, следует подвести ребенка к самой мишени и дать потрогать ее. После этого право броска переходит к следующему игроку. Побеждает тот, кто быстрее всех наберет 5 баллов.

Методические указания.

  • Мишень можно изготовить, выпилив круг из куска фанеры и прикрепив бубен с тыльной стороны при помощи гвоздя или других подручных материалов (липкой ленты, пластыря).
  • Высота, на которой помещается мишень, должна соответствовать уровню глаз ребенка.

5. «Догони меня»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве на движущийся звук.

Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок

Инвентарь: площадка без препятствий размером 5x5 метров, колокольчик.

Инструкция. Взрослый берет на себя роль ведущего. С помощью колокольчика, озвученного мяча или бубна он издает постоянный звук и убегает от ребенка, а тот, в свою очередь, догоняет ведущего, ориентируясь на звук.

 

Методические указания.

  • Темп игры медленный, ведущий скорее уходит, чем убегает от ребенка.
  • Можно помогать ребенку указаниями, например: «немного правее, левее» и т.д.

6. «Горячий мяч»

Цель: развитие внимания, быстроты, двигательной реакции и ловкости рук.

Игра проводится с группой детей (около 10 человек) как с патологией зрения, так и без зрительных нарушений.

Инвентарь: озвученный мяч.

Инструкция. Дети встают в круг на расстоянии 10 сантиметров друг от друга. Озвученный мяч находится в руках одного из игроков. По команде ведущего мяч с максимальной скоростью передается из рук в руки.

Методические указания

  • Если в игре принимают участие слабовидящие или здоровые дети, при построении игроков в круг незрячего ребенка следует поставить рядом со слабовидящим или здоровым, объяснив им, что незрячему участнику игры мяч нужно давать прямо в руки.
  • Незрячему ребенку необходимо объяснять, как держать руки наготове (ладонями вверх, мизинцы касаются друг друга, ладони раскрыты, локти прижаты к туловищу).
  • Уронивший мяч выбывает из игры. Игра длится до тех пор, пока не останутся двое, которые и становятся победителями.
  • Начинать следует с самых простых звуков, хорошо знакомых игрокам   а заканчивать более сложными по силе и характеру.
  • С незнакомым звуком играющих необходимо ознакомить предварительно.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2940 46

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6841 677