Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

"Игра как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста
10 минут 8744 2472

"Игра как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста

UstinovaОтец впервые взял сына на демонстрацию, когда ему было всего 4 года. Ребенок еще не понимал, что такое демонстрация, но хорошо запомнил общее ликование, яркие краски, смех, хо­рошее настроение окружающих людей. И хотя его ум еще недос­таточно был подготовлен к оценке происходящего, впечатления уже формировали отношение к миру. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприя­тия ребенок переходит к конкретизации — у него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родны­ми, остающимися в памяти на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной.

И сегодня, Устинова Елена Леонидовна воспитатель МБДОУ ЦРРДС «Гнёздышко» города Черногорск, Республика Хакасия предлагает позакомиться со статьей "Игра как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста" и показать все стороны пат­риотического воспитания. Ведь это важно - зародить в ребенке это великое чувство — быть гражданином своей Страны.

Интересного чтения...


"Игра как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста

«Сущность духовной жизни маленького Гражданина должна заключаться в изумлении, восхищении, одухотворении красотой человека и красотой идей и в

стремлении, в жажде стать настоящим патриотом, настоящим борцом. Тот, кто живёт в мире нравственных ценностей, с малых лет чувствует себя сыном Отечества».

В.А.Сухомлинский

Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в современном обществе, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и сфере образования. Развитие любого государства определяется рядом объективных и субъективных факторов, причём в современных условиях значительно усиливается роль субъективного фактора. От уровня сознания каждого члена общества, его отношения к задачам, которые предстоит решать стране, во многом зависит поступательное развитие всего общества.

Важнейшую роль связи с этим играет патриотическое воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности отечеству, стремление личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны.

Проблема патриотического воспитания являлась предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных учёных. Данные вопросы освещаются в трудах В.Г.Белинского, К.А.Гельвеция, Н.А.Добролюбова, А.П.Куницына, А.Н.Радищева, К.Д.Ушинского, Н.Г.Чернышевского и других.

В советский период проблема патриотического воспитания разрабатывалась такими учёными, как А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, И.А.Каиров, В.А.Шахненко и другими.

В наши дни, впервые за многие годы в России, к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания, а именно: служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга.

Патриотические и интернациональные чувства только зарождаются в дошкольном возрасте, и хотя они ещё элементарны по своим проявлениям, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу или к родной стране.

Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу, к родной стране. В чём проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?

Мы понимаем, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом , своей Родиной. Именно эти чувства стараемся вызвать у детей в процессе работы по ознакомлению с родным городом Черногорском и своей страной.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родному краю, мы – педагоги, прежде всего, сами стараемся хорошо узнать его, продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для нашего города, что есть только здесь. В этом нам помогают следующие формы работы:

  • - конкурс детского рисунка "Мой любимый Черногорск";
  • - фото- выставка " Памятные места нашего города";
  • - посещение выставок городского музея ;
  • - экскурсии по городу;
  • - конкурс рекламных рассказов на тему "Приезжайте в гости к нам"…
  • -цикл занятий "Улицы родного города","Знаменитые жители города " и тд.

Мы считаем , что игра является одним из самых эффективных средств формирования начал патриотизма и интернационализма у детей старшего дошкольного возраста. Особое значение игры состоит в том, что она способствует воспитанию определённого отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни. Поскольку в детской игре своеобразно отражается окружающая действительность, игра, как никакой другой вид деятельности, может быть насыщена социальным содержанием. В ней ребёнок искренне, непосредственно выражает свои мысли и чувства – симпатию к героям войны и трудовых будней, дружеское отношение к людям разных национальностей. В игре ребёнок приобщается к великим событиям современности.

Чувство любви к Родине, как одно из высших нравственных чувств, формируется на протяжении многих лет. У малыша оно начинается с привязанности, любви к матери, членам семьи, своему дому, воспитателям. Постепенно чувство любви к близким, к родному дому как бы раздвигает свои границы, и ребёнок оказывается способным любить город, село, где он живёт, проявлять дружеские чувства по отношению к другим людям, в том числе к людям иных национальностей, - он начинает любить свою Родину.

Уже в средней группе детского сада мы шире, чем в младших группах, знакомим детей с окружающей действительностью, начинаем рассказывать им о родных местах, о других городах. На прогулках, экскурсиях обращаем внимание детей на взаимоотношения людей, на значимость различных видов труда. Полученные впечатления ребята отражают в новых играх – простых по сюжету. Мы поддерживаем интерес детей к этим играм, которые способствуют воспитанию любви к Родине, и для этого по возможности даём им некоторые представления о тех местах, куда они « плывут на теплоходе» или « едут на автобусе»: рассказываем, читаем подходящие рассказы , показываем иллюстрации, фотографии.

Часто игры в путешествия соединяются со строительными играми и даже побуждаются ими. Например, постройка корабля вызывает желание отправиться в дальнее плавание, в гости к детям другой национальности. Вопросами, ненавязчивыми советами помогаем детям развернуть длительную игру.

Все вместе готовим сюрпризы: готовящим подарки, сувениры напоминаем, что дарить можно то, что выполнено аккуратно, красиво, с любовью. Тогда подарок будет знаком внимания, уважения, оказываемого тому человеку, которому он предназначен. Сделанный же небрежно, некрасивый сувенир не обрадует, а только огорчит его, подсказываем детям - что, кроме сувениров, хорошо бы подготовить концерт для друзей, в который включить национальные песни, короткие народные сказки, загадки, как русские, так и других народов. А вести концерт может Петрушка – любимец русских ребят.

Игра может проводиться и в групповой комнате, и на участке детского сада.

Руководя играми, направленными на воспитание детей в духе интернационализма, активно участвуя в них, стараемся не навязывать детям своих идей, своего замысла, но обязательно заботимся об обогащении содержания игр и для этого подбираем и преподносим детям определённый познавательный материал, который помогает нашим воспитанникам использовать в игре имеющиеся у них впечатления и знания, помогаем подобрать и если нужно , то сделать необходимые атрибуты.

Мы знаем как важно создать условия для участия в игре всех детей группы. От того, насколько умело руководим такими играми, зависит степень увлечённости ими детей и их длительность.

Характерной особенностью игр с интернациональным и патриотическим содержанием является их связь с занятиями, строительными играми, изобразительной деятельностью и с трудом.

Своё выступление хочется закончить словами Черногорского поэта Бориса Ефимовича Поволоцкого:

"Прекрасна древняя земля,

Её угодья и поля.

Источники здоровья, силы,

И поэтому они нам милы.

Здесь весь народ трудолюбивый,

Степенный, мирный, терпеливый.

От древности до наших дней

Он дорожит землёй своей. "

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2132 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6541 677