Дорогие друзья, рады представить Вам Полковникову Маргариту Сереевну, учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 106» Ленинского района города Барнаула, Алтайского края.
Маргарита Сергеевна поделится в своей статье секретами успешного изучения и усвоения русского языка через развитие творческого мышления ребенка, с учетом его возрастных особенностей. Ведь в современном, быстро меняющемся мире востребована личность не столько владеющая суммой знаний, сколько способная к творческому созиданию, к принятию нестандартного решения, умеющая прогнозировать, придумывать, проявлять инициативу.
Данная статья будет интересна и полезна учителям русского языка и литературы, а так же родителям школьников.
Полезного чтения...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ-ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ УЧЕБЫ
Ни для кого не секрет, что дети, переходя из начальной школы в младшее, а затем в среднее звено, постепенно утрачивают тягу к знаниям, становятся в большинстве своём пассивными, равнодушными.Можно решить данную проблему, отталкиваясь от развития творческого мышления каждого ребенка. Для успешного изучения и усвоения русского языка, предлагаются несколько необычные ФОРМЫ подачи материала при традиционной методике обучения. Их можно разнести по классам, учитывая возрастные особенности детей.
5-6 кл. «Путешествие в королевство Русского языка»
Девиз: «Смотри, как это интересно!»
7 кл. «Пишем учебник!»
Девиз: Попробуй, ты это сможешь!»
8 кл. «Проверю себя сам»
Девиз: «Учись учиться!»
9 кл. «Мы коллеги?»
Девиз: «Пробуем работать на равных?!»
Хотелось бы на каждом пункте остановиться подробнее.
В 5-6 кл. русский язык изучается в форме путешествия по королевству Русского языка. В принципе, это может быть любое путешествие, куда угодно! Этот прием в данном возрасте наиболее выигрышен, т.к. постоянно меняющиеся события (темы уроков) позволяют довольно быстро пробудить интерес детей к предмету и долго удерживать его. В нашем случае мы путешествуем по королевству Русского языка вместе с девочкой Алисой ( известной героиней Кэррола).
Итак, в королевстве свои законы, порядки, свои обычаи, своя жизнь. Королем этой необычной страны является Глагол, королевой Имя Существительное. У них есть четыре дочери: Прилагательное, Числительное, Наречие, Местоимение. Три верных мушкетера возглавляют охрану королевской четы: Предлог, Союз, Частица. А управляющим дворца является самая древняя часть речи Междометие.
Весь ход обучения строится на своеобразной инсценировке-игре, можно сказать, ИГРОВОМ ПОТОКЕ…
НО:
Алиса посетила данное королевство с твердым намерением выучить трудный язык, ученики по мере сил помогают ей в этом и обучаются сами.
Таким образом, чтобы не происходило в королевстве, все жестко связано с изучением предмета.
Все традиционные моменты урока заменены соответствующими аналогами, например:
1.Вместо: «Откройте тетради, запишите число, тему …», дети приучены записывать «шапку» урока после слов типа: «Алиса открыла свой путевой дневничок, пометила число и приготовилась записывать самые интересные моменты…
-сегодняшнего дня,
-новой темы, которую объяснил ей Междометие,
-необычного происшествия этого часа …. и т.д.
2.Подача новой темы также происходит по-разному:
а)то вместе с Алисой помогаем составить важную телеграмму королю Глаголу, т.к. он забыл, что такое совершенный и несовершенный вид .
б)то описываем великолепные покои волшебницы Имени Прилагательного, попутно знакомясь с разрядами данной части речи и соревнуясь в их употреблении;
в)то участвуем вместе с Алисой в заговоре против графини Частицы НЕ, которая успела изрядно насолить всему королевскому семейству.
Для лучшего запоминания нового материала вместе с Алисой записываем в самодельный словарик небольшие правила-считалки, стихотворения, схемы и т.д. Кто бы мог подумать,что в столь знакомой с детства считалке
-Гуси,гуси!
-Га-га-га!
-Есть хотите?
-Да-да-да!
-Так бегите все сюда,
Дам воды вам и зерна!
«спрятались» только разноспрягаемые глаголы, а запомнить вид этой части речи можно по четверостишью:
Несовершенным я (что делаю?) считаюсь,
Когда долго (что делаю?) собираюсь,
А когда же (что сделаю?) соберусь,
Совершенным (что сделаю?) окажусь! и т.д.
Естественно, такая форма уроков требует большой подготовки со стороны учителя: нужно, чтобы дети не только были заинтересованы, но и пытались сами что-то придумывать, изобретать, хотя в этих классах они все же больше являются пассивными потребителями информации. Однако такое ведение уроков позволяет выработать у детей умение справляться с самыми сложными темами, переводя их в систему игровых знаков, ассоциируя с уже какими-то известными вещами, а затем вновь переводить изучаемое в систему предмета, сделав материал доступным для себя, запомнив.
На первом уроке в 7 классе проводится анкета, которая должна выявить отношение детей к новой форме уроков русского языка в 5-6 классах:
1.Нравились ли тебе уроки по русскому языку в 5-6 классах (или лучше, если уроки будут идти традиционно)?
2.Как бы ты хотел(а) изучать предмет дальше?
Как правило, на первый вопрос дети подавляющим большинством отвечали положительно. Второй вопрос вызывал разногласия: одни (их было меньшинство) желали путешествовать и дальше; другие (таких оказалось большинство) писали, что « хотелось бы чего-нибудь новенького»; хотелось бы самим попробовать составлять правила, схемы, таблицы и т.д.; побывать в роли мудрого Междометия.
Так родилась идея написать учебник школяров.
Известно, что материал учебника за 7 класс, включающий в себя Причастие, Деепричастие, Наречие, Служебные части речи, пожалуй, сложнейший в курсе русского языка. Поэтому детям было предложено пойти и дальше по уже отработанной системе изучения предмета: из сложного сделать простое, адаптировать в своем сознании, а затем ( что явилось новым в работе детей) представить свой труд на суд товарищей, помогая тем самым кому-то усвоить сложный материал. Теперь каждый урок, после изучения новой темы, начинался с того, что ученики демонстрировали свои работы (схемы, загадки, считалки т.д.), лучшие заносились в словарики и отбирались в папку «Пишем учебник!»
Итак, возник рукописный учебник по русскому языку за 7 класс, который по форме являлся полной имитацией школьного учебника: те же разделы, темы (даже есть повторение в конце года). Однако по содержанию он был продуктом коллективного творчества учеников. В процессе его написания ясно прослеживалась активизация творческого мышления учащихся. Если ребята начинали с явного подражания учителю, который давал образец того или иного правила (как его можно зарифмовать или схематизировать), то со временем появились очень ценные крупицы самостоятельного подхода к той или иной задаче. Листая учебник, можно проследить, что ученики с уровня простейшей адаптации программного материала вышли на уровень (ещё во многом неосознанно) контролирующий. Ребята не просто пытались сделать орфограммы как можно доступнее, но и старались проверить знания товарищей, разрабатывая творческие задания, которыми можно было бы проверить усвоение материала (если не знаешь- не выполнишь).
Таким образом, в конце 7 класса ученики оказались уже не просто пассивными потребителями знаний, но и смогли попробовать свои силы, побывав в роли и учителей и составителей учебника.
8 класс явился новой ступенькой в развитии творческого мышления на уроках русского языка. Теперь после изучения определенной темы, включающей в себя несколько параграфов, ученикам предлагалось продемонстрировать свои знания в БЛОК-ЗАЧЁТЕ, представляющем собой слияние теоретического и практического материала.
Дети должны были приготовить теорию в виде схем, зашифрованных правил, кроссвордов и т.д. Практика представляла собой подбор такого материала ( учебник + художественная литература + творчество детей), который помог бы выявить знания детей по данной теме. К этому ещё добавлялась карточка из 10 предложений с соответствующим теме заданием. Предложения разрешалось брать из художественных текстов, рекомендованных для внеклассного чтения в 8 кл. – это рассказы М.Зощенко, рассказ А. Платонова «Возвращение», роман В. Скотта «Айвенго». Получалось, что ребята заранее знакомились с произведениями и учились лингвистическому подходу к литературному тексту.
После работы в предыдущем классе ученики успешно справлялись с новой задачей. Вместе с учителем они выработали систему, помогающую добиваться неплохих результатов, сокращенно ОСА -что значит: отбор, систематизация и адаптация материала для блок -зачетов.
В ходе подготовки и проведения блок -зачетов ученик проходил «тройную» проверку знаний .Во-первых, каждый демонстрировал свои навыки и умения в составлении собственной работы. Во-вторых, на уроке ребята обменивались зачетами и выполняли вариант соседа .В-третьих, перед сдачей работ они оценивали труд друг друга.
В итоге, за урок дети получали по несколько оценок. Объективность оценки не страдала от выбора столь необычной формы проверки знаний. От того, как ученик подготовил теоретический материал, что подобрал для практических заданий и карточки, как справился с работой соседа, как оценил труд товарища, складывалось полное представление о его знаниях.
Таким образом, сформировалась своеобразная творческая лаборатория.
Теперь ребята осознанно подходили к изучению предмета. Знали, как это делается и самое главное УМЕЛИ это делать. Для школьников не составляло труда обработать ещё не законченную тему, например, во время каникул, когда больше свободного времени. Кроме этого нельзя не учитывать и психологический аспект блок -зачётов: это работа в паре, помощь товарищу и конечно совместный труд на конечный результат.
Наконец, навыки, приобретенные на уроках русского языка, можно с успехом применять и на других предметах ( и не только гуманитарного цикла). Ведь этот вид деятельности развивает умение отобрать главное из обширного материала, выстроить это главное в определенную систему (понятную детям), суметь придать ему наиболее оптимальный вариант для запоминания.
Лучшие работы учеников отбирались. Они служили в дальнейшем раздаточным материалом и образцом для последующих поколений.
Работа учеников в 9 классе- это заключительная ступень в системе развития творческого мышления на уроках русского языка.
На первом уроке с ребятами обговаривается структура любого обычного занятия, состоящая из повторения, новой темы и закрепления.
Задача учителя: привлечь детей к активному сотрудничеству на всех этапах обучения. Поэтому теперь не только педагог готовится к очередному уроку , но и ученики принимают в этом участие.
1 ряд отвечает за проверку домашнего задания и усвоение теоретического материала одноклассниками. Один из ребят (обычно работа ведется по порядку: парта за партой) проверяет с классом домашнее упражнение («по цепочке», «вслед за учителем» и т.д.), его сосед по парте раздает карточки на изученный дома параграф. Эти ученики проверяют карточки, оценивают ответы товарищей и результаты подают на стол преподавателю.
2 ряд самостоятельно изучает дома новый материал и затем на уроке объясняет его товарищам (одна из парт). Для наглядности ребята используют самодельные таблицы или схемы. Самые удачные заносятся в словарики, которые ведут все ученики, начиная с 5 класса. При необходимости учитель ещё раз объясняет новый материал. Только после разрешения всех вопросов класс приступает к закреплению.
3 ряд готовит раздаточный материал по новой теме: карточки, творческие задания (вторая часть зачета за 8 класс) , Пока на доске класс выполняет упражнения на закрепление нового материала, кто-то из учеников делает задания товарищей. Далее карточки проверяются ребятами, оцениваются и подаются на стол учителю.
Каждую четверть ряды меняются своими функциями.
Таким образом, ученик за год неоднократно выполняет все виды работы: пробует себя в роли объясняющего новый материал, проверяющего домашнее задание и усвоение следующего параграфа. У ребят не возникает вопросов, что и как делать, т.к. они уже умеют составлять карточки, причем дифференцированно ( слабому- попроще, сильному- посложнее); приготовить увлекательную творческую работу; доступно объяснить новый материал.
Преподаватель, работая вместе с классом, фиксирует качество проверки домашнего задания, приготовления раздаточного материала, объяснения новой темы. При необходимости учитель корректирует оценки детей ( соглашаясь или не соглашаясь с ними) и лишь потом вносит их в журнал.
За урок ребята получают по 12-13 оценок. И они ,безусловно, объективны, т.к. по тому, как ученик проверил своего товарища, объяснил новую тему, ответил на вопросы ребят, составил карточку, делается вывод о его собственной подготовке.
Таким образом, учитель фактически становится консультантом и помощником детей. Естественно, оставляя за собой функцию контроля за происходящим в классе и направляющего начала, но вместе с этим даёт возможность ученикам реализовать свой творческий потенциал.
Очень радует, что данная система обучения помогаем школьникам не только успешно изучать предмет, но и стать творческими интересными личностями. Они с удовольствием принимают участие в конкурсах разных уровней и занимают призовые места. Им интересно вот уже не первый год работать с краевой программой «Газета в образовании», где их участие также постоянно отмечается Благодарственными письмами. Есть ребята, которые после создания учебника (если в нем они рифмовали правила, придумывали считалки, загадки) стали серьезно писать стихи. За все года учебы три мои ученицы связали свою жизнь с филологией, окончив Алтайский государственный университет, что называется «пошли по моим стопам», и я бесконечно горжусь ими. Даже ЕГЭ нашел свое место в нашей творческой лаборатории: ребята успешно справляются с подготовкой к экзаменам и дают хорошие результаты. Буквально пример последнего года: две мои ученицы поступили в медицинский университет и с гордостью сообщают, что латынь они учат, используя наш метод ассоциирования и рифмовки трудного материала, так что перед контрольными вся группа дружно заучивает незамысловатые считалки и стишки, в которые «укладывается» латинская грамматика.