Дорогие друзья, рады представить Вам Жуйкову Наталью Александровну, педагога первой квалификационной категории МБДОУ №68 «Ромашка» города Нижневартовск ХМАО – Югра. Наталья Александровна инициативный педагог, обладает глубокими знаниями в области дошкольной педагогики, психологии, специальных методик на современном этапе их развития, находится в постоянном поиске эффективных образовательных технологий для воспитания творческой активной личности ребенка – дошкольника. В своей работе успешно внедряет игровые, личностно-ориентированные технологии, организует образовательную деятельность с учетом возрастных особенностей детей, зоной их ближайшего развития и строит взаимоотношения с детьми на основе уважения, доверия, любви и сотрудничества.
Краткий комментарий к статье от Натальи Александровны:
"Работая по теме «Приобщение детей к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства», я разработала поэтапную технологию ознакомления детей младшего и среднего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством, а также методический комплекс, позволяющий повышать у детей интерес к народному фольклору, добиваться высокого уровня умений и навыков в декоративном рисовании, оказывать положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка."
Данное методическое пособие будет интересно воспитателям ДОУ, родителям детей дошкольного возраста по проблеме развития у детей художественно – творческих способностей.
Уже в дошкольном детстве ребенок способен «присвоить» те человеческие мысли, чувства, идеалы, то отношение к жизни, которое выражено и опредмечено в народном искусстве (A.B. Бакушинский, H.A. Ветлугина, Е.И. Флерина). Успешность приобщения ребенка к культуре обусловливается способами восприятия мира, направленными на познание и самостоятельное создание художественной формы как универсальной способности.
Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство. Произведения народного искусства вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, бодрые ритмы, мажорные чувства, позитивные идеи. Они в вещной (материализованной) художественной форме воплощают извечные духовные ценности - коллективизм, правдолюбие, бескорыстие, доброта, толерантность, открытость и душевность, что способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, наделенных чувством гражданской ответственности и свободы. В свою очередь, народная игрушка воплощает образы, близкие жизненному опыту детей, благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости, доступности исполнительской техники, интерактивному игровому характеру. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОЭТАПНОГО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ.
- 1 этап: знакомство с видами декоративно-прикладного искусства;
- 2 этап: обучение детей декоративному рисованию;
- 3 этап: формирование детского декоративного творчества
На первом этапе при ознакомлении детей с декоративно –прикладным искусством решается задача формирования интереса к народной игрушке, проявления эмоциональной отзывчивости, чувства радости от встречи с ней. Это обуславливает и своеобразное применение таких методических приемов, создание игровых и сюрпризных моментов, для этого мною изготовлены куклы – королева Кисточка, Карандаш, Незнайка, кукла, одетая в костюм Дымки. При проведении познавательных занятий, развлечений к детям в группу приходит кукла из села Дымково и знакомит детей с жителями своего села - барышня, птица, конь, собака и др.. при этом используются народный фольклор: потешки, стихотворения, привлекающий внимание к тому или иному образу игрушки. Например: «… Идет котик по лавочке», «Петушок, петушок, золотой гребешок», «…. Модница, нарядница, вы куда идете». «Ходит конь по бережку» и др. также активно используется музыкальный фольклор.
В группе младшего дошкольного возраста педагог сам, наряжаясь в русский народный костюм, в игровой форме знакомит детей с народными игрушками, в доступной форме рассказывая детям сказки и легенды о народном промысле. Для привлечения интереса детей широко используются народные подвижные игры «Карусель», «Как у наши у ворот», «У медведя во бору» и др.
Для формирования у детей представлений о характерных особенностях народной росписи (дымковская) педагог привлекает внимание детей на яркие и красивые наряды гостей, предлагает их рассмотреть и сравнить, чем похожи и отличаются их наряды. При этом педагог добивается, чтобы дети при описании нарядов игрушки называли элементы узоров (полоски, круги, точки и т.д.), их цвет.
Главная задача при этом, научить дошкольников рассматривать предметы народного декоративно – прикладного искусства так, чтобы дети затем могли выделить средства выразительности у любого образа игрушки.
Для закрепления представлений о характерных особенностях народной росписи (дымковской) применяются дидактические игры, которые позволяют детям запомнить элементы узоров дымковской росписи («Парные картинки», «Найди пару», «Собери целое», «Четвертый лишний», «Декоративное домино»), которые потом дети смогут воспроизводить в своих рисунках.
При ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством организуются экскурсии в методический кабинет детского сада, где собрана коллекция разных видов декоративно-прикладного искусства.
В данную работу привлекаем родителей, в среднем дошкольном возрасте. приглашая их на групповую традицию «Встречи с интересными людьми», где родители приносят изделия народных промыслов, которые имеются у них дома и используется в быту, дают познавательную информацию о данном изделии, показывают способ изготовления предметов быта и игрушек из глины. Таким образом, привлекаем интерес и внимание других родителей, предлагая им создать коллекцию предметов декоративно-прикладного искусства в группе.
На втором этапе решались задачи обучения детей декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе народного декоративно – прикладного искусства, некоторым приемам народных мастеров.
При руководстве изобразительной деятельностью максимально используются игровые формы и приемы обучения детей способам изображения элементов узора. Так, используются такие игровые упражнения, как упражнения «Дорисуй элемент», «Выложи орнамент от образцу», «Подбери по цвету», игровая ситуация «Одевание дымковских игрушек» и др.
Самой продуктивной формой являются, безусловно, занятия (продуктивная деятельность) по декоративному рисованию, лепке, аппликации, где дети на основе конкретного вида создают узоры, аппликацию, лепят народную игрушку. Выделяю те средства выразительности, которые находят отражение в рисунке, аппликации, лепке. При этом использую приемы показа техники рисования и приемов кистевого письма, способов лепки, вырезывании в аппликации.
Например, на занятиях по лепке выделяем форму игрушки, ее части, способы лепки, создание пластического образа. На занятиях по декоративному рисованию после общего рассматривания, любования игрушкой выделяется один или несколько элементов, их цвет, расположение (кайма на фартуке, клетчатая юбка), украшения – элементы узора (точки, черточки, полоски, круги и др.). Чем старше дети, тем больше внимания уделяется вариантом в изображении одного мотива, сочетаниям цветов, расположению на поверхности предмета, плоскости. Составляя с детьми узоры по мотивам дымковской росписи, учитываю построение узора, которое типично именно для нее. Например, для дымковской игрушки характерна роспись, напоминающая рисунок на ткани – в полоску, в клетку, узоры на круге, розетте и т.д.
Так, при росписи платья дымковской барышни дети учатся расписывать узором по дымковским мотивам, используя элементы росписи: точки, мазки, полоски; затем подбирать цвета в соответствии с образцами; далее учатся украшать с помощью вертикальных и горизонтальных линий. Линия является одним из основных элементов графического языка, однако многим детям очень сложно изображать тонкую линию в овале или круге. Поэтому данному умению уделяется большое внимание. При украшении изделий аппликацией также используется принцип «от простого – к сложному». Таким образом, постепенно знакомлю детей с закономерностями дымковской росписи.
Для закрепления умений рисовать элементы узоров дымковской росписи на втором этапе также активно используются дидактические игры («Собери целое», «Четвертый лишний», «Декоративное домино» и др.)
Особое внимание уделяю использованию нетрадиционных способов и приемов рисования на занятиях по декоративному рисованию с детьми младшего дошкольного возраста: рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля, морковки, рисование тычками, ватными палочками, оттиск печатками из ластика и др.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения в декоративно-прикладном искусстве дает большой толчок к развитию интереса к декоративному рисованию, развитию творческой активности детей.
Таким образом, после усвоения детьми некоторых знаний, навыков составлять тот или иной узор, создаю условия для возможности расписать ту или иную игрушку, почувствовать радость творчества.
На третьем этапе при формировании детского декоративного творчества учу детей видеть в предметах дымковской народной росписи вариативность элементов, сочетаний цветов, композиции, умению создавать новый, неповторимый узор, не выходя за пределы вида, традиций росписи. Творческое применение детьми полученных ранее знаний, умений и навыков в декоративном рисовании при создании предметных композиций показывает, насколько осознанно дети понимают принципы и закономерности в декоративном искусстве.
Так как задачи в работе с детьми усложняются в соответствии с возрастом, изменяются и пути их решения.
Для формирования творческого восприятия детьми произведений искусства: сравнения, классификации образцов народного творчества, мысленного создания собственного изделия использую дидактические игры: «Сложи картинку», «Четвертый лишний», «Составь узор», «Найди отличия» и др. Дидактические игры, как известно, способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Если дидактическая игра включена в процесс обучения изобразительной деятельности, то она совершенствует его.
На третьем этапе, используются комплексные занятия, с использованием музыкального сопровождения, художественного слова. Провожу занятия творческого характера, на которых детям предлагаю придумать узор для новых предметов, вещей. Например, детям предлагается украсить варежку, платочек, кокошник, сделать красивую салфеточку, тарелочку для барышни, используя элементы народной дымковской росписи. При этом предлагается самостоятельно выбрать элементы узоров, их цвет и месторасположение на силуэте.
При этом, создавая новый продукт, ребенку, как всякому художнику, необходим «благодарный зритель». В младшем и среднем возрасте оценка работы ребенка идет от игрового персонажа, для кого этот продукт был создан (барышня, лошадка и др.)
Таким образом, главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту это значит - приносить людям радость.