Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Музейная среда как средство художественного образования, творческого развития и эстетического воспитания дошкольников
9 минут 9865 2214

Музейная среда как средство художественного образования, творческого развития и эстетического воспитания дошкольников

Parfenova_LEДорогие друзья, рады представить Вам Парфенову Лидию Эрвиновну, заведующую МБДОУ детского сада общеразвивающего вида №41 «Рябинушка» города Сургута. Лидия Эрвиновна чуткий руководитель и всегда реагирует на изменения, происходящие в обществе, умеет направить педагогический коллектив на поиск и претворение в жизнь новых форм работы с детьми, ставит выполнение воспитательно-образовательных задач в прямую зависимость от проводимой работы по формированию нового мышления у членов педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.

Под руководством Лидии Эрвиновны разработана и успешно реализуется программа «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством приобщения к музейной педагогике». Сохранить человеческое в детях, заложить художественно-эстетические, нравственные основы, научить их правилам общения и умению жить среди людей — эти идеи стали истоками создания программы.

И сегодня, Лидия Эрвиновна предлагает вам познакомиться с данной темой в статье: "Музейная среда как средство художественного образования, творческого развития и эстетического воспитания дошкольников". Данная статья будет полезна педагогам дошкольного образования и заместителям заведующего по учебно- воспитательной работе, работающим по художественно-эстетическому направлению развития детей.

Интересного чтения...

Музейная среда как средство художественного образования, творческого развития и эстетического воспитания дошкольников.

Модернизацией отечественного образования обусловлено усиление роли искусства в обучении, развитии и воспитании подрастающего поколения.

Формирование образных форм познания окружающего мира – восприятия, воображения, образного мышления – особенно важно в дошкольном периоде детства. Учитывая, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития эмоционально-чувственного восприятия мира, накопления информации о многообразии окружающего мира, необходимо своевременно и активно «ввести» малыша в мир искусств  (в т.ч. организовать деятельность по восприятию, осмыслению и оценке произведений изобразительного творчества).

С четырехлетнего возраста ребенок способен правильно выразить свою мысль с помощью речи, его «речь превращается в орудие, средство мыслительной деятельности»; у него начинает формироваться «произвольность психических процессов, т.е. умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижение» [5, с.5.].

Изобразительное искусство является одним из наиболее доступных дошкольнику средством познания мира,  его взаимозависимостей. Всякое произведение изобразительного искусства передает отношение автора к изображенному явлению, его мироощущение, его внутреннее «Я». Интуитивно дошкольник «прочитывает» эмоциональное содержание произведения, осмысливает авторские чувства, пополняя, таким образом, собственный чувственный опыт. В связи с принятием авторской идеи, эмоциональным осознанием содержания произведения (о чем рассказал художник?), у ребенка возникает интерес к выразительным (как он рассказал «это» цветом и линией?) и изобразительным (какие материалы, технику использовал художник?) средствам.

Наслаждаясь колоритом, восхищаясь изяществом форм и оригинальностью композиции, ребенок осознает природу собственных чувств, вызванных созерцанием произведения изобразительного искусства, и стремится к общению со взрослыми и сверстниками по поводу своих ощущений и чувств, интеллектуальному выражению своих чувств, изложению самостоятельных суждений по поводу своего отношения к творчеству художника. Изобразительное искусство приобщает детей к миру взрослых, развивает художественный вкус и эстетическую восприимчивость, способствует формированию у них коммуникативных способностей.

«Природа искусства и природа ребенка во многом родственны, в первую очередь чувственным аспектом познания» [1, с.11]. Однако, как уже было замечено выше, ошибочным было бы предполагать, что  восприятие, осознание и оценка произведений искусства ребенком самопроизвольны: позиция взрослых (педагогов и родителей), специально организованная, особая среда оказывают на  этот процесс значительное влияние.

Современное отечественное образование обращается к музейной педагогике, которая применительно к музею определяет «область научно-практической деятельности современного музея, ориентированной на передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды» [4, с.106.]. В условиях музейной среды педагогическая деятельность представлена синтезом воспитания, обучения и развития и «ориентирована на эстетическое воспитание, художественное образование и творческое развитие личности» [4, с.103.].

Обеспечивая единство развития, воспитания и обучения музейно-педагогический процесс опирается на гуманистические принципы: личностную ориентацию, учет  возрастных и индивидуальных особенностей зрительской аудитории, развитие личности в действии, координацию деятельности участников музейно-педагогического процесса.

Три компонента музейно-педагогического процесса (педагог, зритель и музейный предмет) составляют единую систему, реализуемую в музейной среде, которая «обладает специфической образовательной ценностью и является частью социокультурной среды» [4, с.107.]

Музейная среда включает в себя околомузейное пространство, организующее внимание зрителя; музейное помещение, настраивающее на восприятие произведения искусства; экспозицию, как презентацию музейного пространства. Музей является идеальной средой для формирования личности, развития ее способностей художественного и эстетического восприятия, эстетического переживания и эстетической оценки.

Специфика педагогической деятельности в музее заключается в использовании различных креативных компонентов (литературный, музыкальный, театральный и др.) в процессе взаимодействия педагога и ребенка для постижения воплощенного в произведении изобразительного искусства художественного образа.

Ведущей формой в образовательной практике музея  для дошкольников является экскурсия (доминирующей может быть ознакомительная, образовательная, развивающая или воспитательная задача).

Организацию и содержание экскурсионного занятия дошкольников в музее определяют ряд методических принципов, учитывающих возрастные особенности  их развития:

    • периодичность посещения музея не превышает 3-4 раз в год, продолжительность занятия – 25-30 минут мин;
    • обеспечивается предварительный психологический настрой детей на восприятие содержания экскурсии, устраняются рассеивающие внимание детей факторы;
    • подбираются тематика и специфика зрительного ряда занятий на экспозиции, учитывающие круг интересов детей и соответствующие уровню понимания воспринимаемого материала;
    • осуществляется ориентация на развитие воображения, сенсорных способностей и эмоциональной сферы детей; сообщаются знания об искусстве (эта цель является сопутствующей) в доступном для детей виде и объеме [4, с.151].

      Л.В.Пантелеева рассматривает три основных этапа «введение» дошкольников в музейную среду:  подготовка к посещению музея («до музея»); работа на музейной экспозиции («в музее»); закрепление музейных впечатлений («после музея») [3, с. 17.].

      Каждый из трех этапов может быть организован с участием родителей: практика показывает, что позитивные результаты воспитания, обучения и развития гарантированы лишь при тесном взаимодействии семейного и общественного воспитания.  Позиция родителей, их отношение к искусству, музею и музейной педагогике важны в организации образовательного процесса. Активность родительской позиции в значительной степени зависит от осведомленности о жизнедеятельности ребенка в детском саду, от их искусствоведческой и психолого-педагогической грамотности.

      Участие родителей в жизнедеятельности детского сада тем активнее, чем выше уровень компетентности педагогов в вопросах психолого-педагогического просвещения родителей [2, с.93]. Какая роль будет предложена родителям (или какую роль они выберут сами) в процессе художественного образования ребенка? Они пополнят зрительскую аудиторию (и тогда их роль скорее пассивна) или примут активное участие в организации художественного образования своего ребенка?

      Формирование у детей художественно-эстетических чувств, создание целостной картины мира на основе знакомства с культурно-историческим наследием, расширение кругозора, приобщение ребенка к миру искусства через социокультурную среду музея, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства – вот те задачи, которые необходимо решать педагогам и родителям в рамках ознакомления ребенка с миром музея.

       Литература

      1. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
      2. Музейная педагогика / Б.А.Столяров. – М: Высшая школа, 2004.
      3. Пантелеева Л.В. Музей и дети / Л.В.Пантелеева. – М.: Карапуз, 2000.
      4. Практикум по детской психологии/ Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, 1995.
      5. С кисточкой и музыкой в ладошке / Н.Э.Басина, О.А.Суслова. – М.: Линка-Пресс, 1997.

      Может быть интересно

      Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

      Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

      14 минут 2678 43

      Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

      Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
      10 минут 6694 677