Дорогие друзья, рады представить Вам Парфенову Лидию Эрвиновну, заведующую МБДОУ детского сада общеразвивающего вида №41 «Рябинушка» города Сургута. Лидия Эрвиновна чуткий руководитель и всегда реагирует на изменения, происходящие в обществе, умеет направить педагогический коллектив на поиск и претворение в жизнь новых форм работы с детьми, ставит выполнение воспитательно-образовательных задач в прямую зависимость от проводимой работы по формированию нового мышления у членов педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.
Под руководством Лидии Эрвиновны разработана и успешно реализуется программа «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством приобщения к музейной педагогике». Сохранить человеческое в детях, заложить художественно-эстетические, нравственные основы, научить их правилам общения и умению жить среди людей — эти идеи стали истоками создания программы.
И сегодня, Лидия Эрвиновна предлагает вам познакомиться с данной темой в статье: "Музейная среда как средство художественного образования, творческого развития и эстетического воспитания дошкольников". Данная статья будет полезна педагогам дошкольного образования и заместителям заведующего по учебно- воспитательной работе, работающим по художественно-эстетическому направлению развития детей.
Интересного чтения...Модернизацией отечественного образования обусловлено усиление роли искусства в обучении, развитии и воспитании подрастающего поколения.
Формирование образных форм познания окружающего мира – восприятия, воображения, образного мышления – особенно важно в дошкольном периоде детства. Учитывая, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития эмоционально-чувственного восприятия мира, накопления информации о многообразии окружающего мира, необходимо своевременно и активно «ввести» малыша в мир искусств (в т.ч. организовать деятельность по восприятию, осмыслению и оценке произведений изобразительного творчества).
С четырехлетнего возраста ребенок способен правильно выразить свою мысль с помощью речи, его «речь превращается в орудие, средство мыслительной деятельности»; у него начинает формироваться «произвольность психических процессов, т.е. умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижение» [5, с.5.].
Изобразительное искусство является одним из наиболее доступных дошкольнику средством познания мира, его взаимозависимостей. Всякое произведение изобразительного искусства передает отношение автора к изображенному явлению, его мироощущение, его внутреннее «Я». Интуитивно дошкольник «прочитывает» эмоциональное содержание произведения, осмысливает авторские чувства, пополняя, таким образом, собственный чувственный опыт. В связи с принятием авторской идеи, эмоциональным осознанием содержания произведения (о чем рассказал художник?), у ребенка возникает интерес к выразительным (как он рассказал «это» цветом и линией?) и изобразительным (какие материалы, технику использовал художник?) средствам.
Наслаждаясь колоритом, восхищаясь изяществом форм и оригинальностью композиции, ребенок осознает природу собственных чувств, вызванных созерцанием произведения изобразительного искусства, и стремится к общению со взрослыми и сверстниками по поводу своих ощущений и чувств, интеллектуальному выражению своих чувств, изложению самостоятельных суждений по поводу своего отношения к творчеству художника. Изобразительное искусство приобщает детей к миру взрослых, развивает художественный вкус и эстетическую восприимчивость, способствует формированию у них коммуникативных способностей.
«Природа искусства и природа ребенка во многом родственны, в первую очередь чувственным аспектом познания» [1, с.11]. Однако, как уже было замечено выше, ошибочным было бы предполагать, что восприятие, осознание и оценка произведений искусства ребенком самопроизвольны: позиция взрослых (педагогов и родителей), специально организованная, особая среда оказывают на этот процесс значительное влияние.
Современное отечественное образование обращается к музейной педагогике, которая применительно к музею определяет «область научно-практической деятельности современного музея, ориентированной на передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды» [4, с.106.]. В условиях музейной среды педагогическая деятельность представлена синтезом воспитания, обучения и развития и «ориентирована на эстетическое воспитание, художественное образование и творческое развитие личности» [4, с.103.].
Обеспечивая единство развития, воспитания и обучения музейно-педагогический процесс опирается на гуманистические принципы: личностную ориентацию, учет возрастных и индивидуальных особенностей зрительской аудитории, развитие личности в действии, координацию деятельности участников музейно-педагогического процесса.
Три компонента музейно-педагогического процесса (педагог, зритель и музейный предмет) составляют единую систему, реализуемую в музейной среде, которая «обладает специфической образовательной ценностью и является частью социокультурной среды» [4, с.107.]
Музейная среда включает в себя околомузейное пространство, организующее внимание зрителя; музейное помещение, настраивающее на восприятие произведения искусства; экспозицию, как презентацию музейного пространства. Музей является идеальной средой для формирования личности, развития ее способностей художественного и эстетического восприятия, эстетического переживания и эстетической оценки.
Специфика педагогической деятельности в музее заключается в использовании различных креативных компонентов (литературный, музыкальный, театральный и др.) в процессе взаимодействия педагога и ребенка для постижения воплощенного в произведении изобразительного искусства художественного образа.
Ведущей формой в образовательной практике музея для дошкольников является экскурсия (доминирующей может быть ознакомительная, образовательная, развивающая или воспитательная задача).
Организацию и содержание экскурсионного занятия дошкольников в музее определяют ряд методических принципов, учитывающих возрастные особенности их развития:
- периодичность посещения музея не превышает 3-4 раз в год, продолжительность занятия – 25-30 минут мин;
- обеспечивается предварительный психологический настрой детей на восприятие содержания экскурсии, устраняются рассеивающие внимание детей факторы;
- подбираются тематика и специфика зрительного ряда занятий на экспозиции, учитывающие круг интересов детей и соответствующие уровню понимания воспринимаемого материала;
- осуществляется ориентация на развитие воображения, сенсорных способностей и эмоциональной сферы детей; сообщаются знания об искусстве (эта цель является сопутствующей) в доступном для детей виде и объеме [4, с.151].
Л.В.Пантелеева рассматривает три основных этапа «введение» дошкольников в музейную среду: подготовка к посещению музея («до музея»); работа на музейной экспозиции («в музее»); закрепление музейных впечатлений («после музея») [3, с. 17.].
Каждый из трех этапов может быть организован с участием родителей: практика показывает, что позитивные результаты воспитания, обучения и развития гарантированы лишь при тесном взаимодействии семейного и общественного воспитания. Позиция родителей, их отношение к искусству, музею и музейной педагогике важны в организации образовательного процесса. Активность родительской позиции в значительной степени зависит от осведомленности о жизнедеятельности ребенка в детском саду, от их искусствоведческой и психолого-педагогической грамотности.
Участие родителей в жизнедеятельности детского сада тем активнее, чем выше уровень компетентности педагогов в вопросах психолого-педагогического просвещения родителей [2, с.93]. Какая роль будет предложена родителям (или какую роль они выберут сами) в процессе художественного образования ребенка? Они пополнят зрительскую аудиторию (и тогда их роль скорее пассивна) или примут активное участие в организации художественного образования своего ребенка?
Формирование у детей художественно-эстетических чувств, создание целостной картины мира на основе знакомства с культурно-историческим наследием, расширение кругозора, приобщение ребенка к миру искусства через социокультурную среду музея, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства – вот те задачи, которые необходимо решать педагогам и родителям в рамках ознакомления ребенка с миром музея.
Литература
- Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Музейная педагогика / Б.А.Столяров. – М: Высшая школа, 2004.
- Пантелеева Л.В. Музей и дети / Л.В.Пантелеева. – М.: Карапуз, 2000.
- Практикум по детской психологии/ Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, 1995.
- С кисточкой и музыкой в ладошке / Н.Э.Басина, О.А.Суслова. – М.: Линка-Пресс, 1997.