Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Педагогические возможности мини-музея в воспитании дошкольников
14 минут 13487 3799

Педагогические возможности мини-музея в воспитании дошкольников

Yagudina_SMДорогие друзья, рады познакомить Вас с Ягудиной Светланой Михайловной, заместителем заведующего по учебно-воспитательной работе МБДОУ детского сада №41 «Рябинушка» города Сургута. Светлана Михайловна является разработчиком программ для работы с детьми дошкольного возраста. Неоднократно представляла методические материалы на Всероссийских конкурсах.

Светлана Михайловна является автором программы «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством приобщения к музейной педагогике», направленной на улучшение качества образования через систему повышения уровня художественно-эстетического развития дошкольников посредством приобщения к музейной педагогике. А сегодня Светлана Михайловна предлагает узнать больше о возможностях мини-музеев в дошкольных учреждениях. Статья будет полезна педагогам дошкольного образования, педагогам дополнительного образования, старшим воспитателям и заместителям заведующих по УВР, работающих по художественно- эстетическому направлению развития детей.

Комментарий к статье от Светланы Михайловны: 

«Создание мини-музея в детском саду является одной из интересных и эффективных форм работы с детьми и родителями. Назначение мини-музея – художественно-эстетическое и патриотическое воспитание дошкольников. Его задачи – обогащение предметно-развивающей среды детского сада, формирование представлений о музее, расширение кругозора дошкольников и развитие их познавательных способностей. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Реализация программы «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством приобщения к музейной педагогике» способствует созданию мини-музеев в детском саду, сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей, в результате чего улучшаются партнёрские отношения с родителями, наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей».

Познавательного чтения...


Педагогические возможности мини-музея в воспитании дошкольников

Искусство в самом глубоком смысле    этого слова человечно.
Оно идет от человека и ведет к человеку – к самому живому, доброму,
к самому лучшему в нем.
Оно служит единению человеческих душ.

Л. Н. Толстой

С какого возраста начинать приобщение ребенка к музею? На этот вопрос можно ответить по-разному. Дошкольную ступень образования можно рассматривать как подготовительный этап для музейной педагогики, а музейную педагогику в детском саду как один из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе. В процессе познавательной и игровой деятельности в детском саду ребенок знакомится с таким важным явлением культурной жизни общества, как музей.

Ведущим методом в работе с детьми дошкольного возраста является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом того или иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности.

Как и в какой форме происходит знакомство детей с музейной педагогикой в детском саду? Одной из форм является картинная галерея. Превращение одного из коридоров детского сада в привлекательную картинную галерею, на стенах которого помещены фотографии, репродукции картин и детские творческие работы – одна из форм работы с детьми. Экспозиции меняются в зависимости от того, какой блок программы изучают дошкольники, и от сезона года.

Примерная тематика: «Времена года», «Родные просторы», «Третьяковская галерея», «Твоя любимая картина», «Портретная живопись», «Натюрморт» и др.

Знакомству детей с историей, традициями, истоками культуры на Руси, приобщению дошкольников к обрядовой культуре способствуют организованные в ДОУ тематические праздники и развлечения: «Ярмарка народных промыслов», «Рождественские колядки», «Весёлая масленица», «Яриловы игрища», «В гости к Ханты», «Богатырские забавы», «День рыбака и охотника».

Музейная педагогика предполагает наличие исследовательской и проектной деятельности с детьми. Метод проектов в ДОУ целесообразно рассматривать как один из эффективных методов работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Его можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанной на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, оказывающих положительное влияние на развитие ребенка – дошкольника. Педагоги считают, что метод проектов может обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

В детском саду разработаны и реализованы проекты: «Путешествие во времени», «В мире игрушки», «Тайна бабушкиного сундука», «Красная пасха», «Моё семейное древо», «Кукла моей мечты», «Я расту в Сургуте», «Мой волшебный Новый год», «Откуда книжка к нам пришла?»

С детьми старшего дошкольного возраста интересно заниматься коллекционированием. Темы коллекций могут быть самыми разнообразными: «Открытки», «Значки», «Флаги», «Монеты», «Камни и минералы», «Шкатулки» и многое другое.

Интересной формой работы с детьми старшего дошкольного возраста является организация экскурсий в музей. Музеи являются одними из наиболее значимых социальных объектов ближайшего окружения детского сада, достопримечательностями города, с которыми необходимо познакомить детей. В процессе бесед и экскурсий дети знакомятся с разнообразием существующих музеев, их содержанием, с удовольствием посещают художественные галереи, музеи изобразительных искусств, краеведческие музеи.

Одной из интересных и эффективных форм работы с детьми в ДОУ является создание мини-музеея. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Назначение мини-музея – художественно-эстетическое и патриотическое воспитание дошкольников.

Его задачи – обогащение предметно-развивающей среды детского сада, формирование у дошкольников представлений о музее, расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных способностей и формирование проектно- исследовательских умений и навыков, формирование активной жизненной позиции.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, воспитанники старших групп проводят экскурсии для малышей.

Примерная тематика мини-музеев разнообразна: «Русская изба», «Что прячется в старинном сундуке», «Моя любимая игрушка», «Игрушки-забавы», «Музей часов», «Музей книги», «Народные промыслы», «Государственная символика», «Мой край Югра», «Ёлка моей мечты» и другие.

Цели и задачи мини- музея:

1.Реализация направления «Музейная педагогика».

2.Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

3.Обогащение воспитательно-образовательного про­странства новыми формами.

4.Формирование у дошкольников представления о музее.

5.Расширение кругозора дошкольников.

6.Развитие познавательных способностей и познава­тельной деятельности.

7.Формирование проектно-исследовательских уме­ний и навыков.

8.Формирование умения самостоятельно анализиро­вать и систематизировать полученные знания.

9. Развитие творческого и логического мышления, воображения.

10.Формирование активной жизненной позиции. 

Методические принципы.

При планировании занятий по музейной педагогике опираемся на следующие методические принципы:

1. Деятельность. На занятиях ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. Действие — способ познания, переживания, сопричастности как со стороны ребенка, так и со стороны педагога.

2. Вариативность. Ребенку предоставляется возможность для оптимального самовыражения через осуществление права выбора решения проблемной ситуации. Основное методическое правило — ребенок всегда прав, если может объяснить свою точку зрения.

3. Креативность. Педагог поощряет и провоцирует творческую деятельность ребенка, создавая ситуации, в которых последний становится творцом и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.

4. Непрерывность. Получение знаний не заканчивается на занятиях, а продолжается в группе и семье. Выработка личностной позиции и целеположение ее действий — залог оптимизации обучения дошкольников.

5. Гуманность. Без любви к жизни, детям невозможно формирование личности, создание творческой атмосферы на занятиях, каждое из которых должно стать для ребенка единственным и неповторимым.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Дети совместно с педагогами разрабатывают правила поведения в мини- музее.

Правила поведения в мини- музее.

  • В нашем музее экспонаты разрешено трогать руками!
  • Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.
  • Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
  • Можно и даже нужно задавать вопросы.
  • Можно пополнять музей новыми интересными экспонатам.

Где расположить мини- музей? Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет воз­можности, кто не хочет - ищет причины». В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Отрадно, что новейшие проекты детских садов уже предусматривают помещения для организации мини-музеев. Тем не менее, и в самых стесненных условиях при желании можно най­ти уголок для небольшой экспозиции. Даже картонная ширма-раскладушка, расположенная в раздевалке, помо­жет выделить место для маленького передвижного музея.

Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей часов может появиться в подготовительной группе, а для малышей создается мини-музей игрушек-забав.

В мини-музее воспитатель проводит с детьми «искусствоведческие беседы» и «занятия-путешествия» музейного содержания. Здесь дети готовятся к посещению музея, повторно «проживают» свои впечатления, просматривая музейные материалы. Воспитатель приобщает детей к созданию в детском саду своего мини- музея, рассказывает об увлекательной деятельности коллекционеров-собирателей, поощряет активность и любознательность ребенка. [3.]

При организации мини-музея в группе педагог может в любое время обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассмат­ривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспери­ментальным столиком.

Расположенные мини- музеи в холлах детского сада находятся в общедоступ­ных местах, что дает возможность посещать их в любое удобное для воспитателя время. Рассматривать экспози­цию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми.

Работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа:

1.Подготовительный этап.

В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.

2. Практический этап.

Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами, которые проводят экскурсии по мини- музею как для детей своей группы, так и для детей других групп.

3. Подведение итогов.

Взрослые оформляют фотогазету «Наш мини-музей». Можно организовать проведение экскурсии в мини-музее для детей других групп (экскурсоводы- дети). Подготовка презентации «Мини- музей нашей группы», с которой воспитатель выступает перед родителями на родительском собрании и педагогами ДОУ. Совместное обсуждение темы следующей выставки мини- музея.

Мини-музеи должны постоянно пополняться новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми, коллекции, альбомы фотографий и рисунков.

Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь, в результате чего улучшаются партнёрские отношения с родителями, наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.

 Литература

  1. Занимаемся искусством с дошкольниками. Методическое пособие/Под ред. К.В.Тарасовой. -М.:ТЦ Сфера 2011.-96с.
  2. Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия/ Под ред. К.Ю.Белой, Т.С.Комаровой.-М.:ТЦ Сфера, 2005.-64с.
  3. Пантелеева, Л.В. Музей и дети / Л.В. Пантелеева. – М.: Карапуз, 2000. – 256 с.
  4. Тихонова, О.А. Дошкольнику о музейной культуре / О.А. Тихонова. – М.: АРКТИ, 2006. – 67 с.
  5. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л.Знакомим дошкольников с народной культурой.- М.: ТЦ Сфера, 2012.- 2012.-128с.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2315 36

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6591 677